Административно-правовой статус религиозных общественных организаций

Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений [1].

Специальным актом, определяющим правовое положение таких объединений, является Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХII. Данный закон провозглашает, что каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии. Осуществление свободы исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан [10].

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью создание наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу совести, свободу вероисповедания, а также не допустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.

Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХII религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения [10].

Религиозные организации имеют следующие признаки: вероисповедание;

разработанная культовая практика; проведение богослужений; религиозное просвещение и воспитание своих последователей [53, с. 102].

Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.

В Республике Беларусь религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций [56, с. 248].

Граждане Республики Беларусь имеют право образовывать религиозные организации в соответствии с исповедуемой ими религией. В соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет. Религиозные объединения действуют через свои органы управления.В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории [10].

Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.

Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.

Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:

религиозных общин – областные, Минский городской исполнительные комитеты;

религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, – республиканский орган государственного управления по делам религий [10].

После принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации.

Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу со дня их государственной регистрации.

Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании устава.

Уставы религиозной общины и религиозного объединения утверждаются их учредителями [43, с. 146].

Устав религиозной организации, создаваемой религиозным объединением, утверждается органом управления религиозного объединения.

В уставе религиозной организации указываются:

полное наименование, включающее указание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации;

место нахождения;

цели, задачи и основные формы деятельности;

принадлежность к религиозному объединению (для религиозных общин, входящих в религиозное объединение, и религиозных организаций, образуемых религиозными объединениями);

территория деятельности;

структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий;

источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации;

орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации;

порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации;

порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

иные сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации [10].

Религиозные организации не могут вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений [43, с. 254].

Возглавлять религиозные организации могут только граждане Республики Беларусь. Религиозные общины действуют на добровольных началах [10].

В силу своих особенностей религиозная организация согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» может быть ликвидирована:

1. по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;

2. по решению суда в случаях:

· повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;

· осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальной чести и достоинства;

· осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;

· в иных случаях, предусмотренных законодательными актами [10].

Что касается прав и условий, на которых действуют религиозные организации, то они должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь, Закона «О свободе совести и религиозных организациях» и иных актов законодательства Республики Беларусь.

За деятельностью религиозных организаций в Республике Беларусь контроль, который осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий [10].

В случае если религиозная организация нарушает законодательство Республики Беларусь либо осуществляет деятельность, которая противоречит уставу религиозной организации, регистрирующий орган выносит письменное предупреждение, которое в трехдневный срок направляется руководящему органу религиозной организации.

При приостановления деятельности религиозная организация не вправе осуществлять религиозную, предпринимательскую и иную деятельность, выступать в качестве учредителя средств массовой информации и иных юридических лиц, перечислять с текущего банковского (расчетного) счета денежные средства иным лицам, за исключением случаев уплаты платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей, расчетов по ранее заключенным гражданским и трудовым договорам, возмещения вреда, причиненного действиями религиозной организации. Если судом принято решение об отказе в ликвидации религиозной организации, религиозная организация возобновляет свою деятельность с момента вступления в законную силу решения суда [53, с. 205].

Хотелось бы также обратить особое внимание на то, что религиозные организации несут ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, проявившееся, в частности, в:

 создании и деятельности религиозных организаций, их органов и представителей, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряженной с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящей вред их здоровью и нравственности;

создании религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях, а также в образовательных учреждениях;

вовлечении несовершеннолетних в религиозные организации, обучении несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих;

осквернении почитаемых в религии предметов, культовых сооружений, мест паломничества и захоронений;

нарушении тайны исповеди;

возбуждении религиозной вражды или розни либо оскорблении граждан в связи с их религиозными убеждениями, - влечет ответственность, установленную законом [10].

Сегодня в Беларуси действуют более 3524 религиозных организаций, 25 конфессий и направлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения), и 3350 общин (православные, римско-католические, христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские и общины других религиозных направлений) [41].

Таким образом, подводя итог данного раздела, можно сделать вывод, что Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашает, что каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии. В Республике Беларусь религиозные объединения отделены от государства. Возглавлять религиозные организации могут только граждане Республики Беларусь. Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица. Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.

Исходя из вышеизложенного, каждое общественное объединение имеет свои особенности. Позитивной тенденцией развития правового регулирования общественных объединений стала разработка и принятие законодательных актов, определяющих отношения государства с конкретными видами добровольных объединений, что способствует повышению эффективности их деятельности, развитию системы социального партнерства. Важнейший принцип общественных объединений – добровольность формирований.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие выводы относительно административно-правового статуса общественных объединений в Республике Беларусь, а также предложения по совершенствованию законодательства в области общественных объединений.

Закрепить понятие «негосударственная организация». Закрепление данного понятия необходимо с целью единообразного применения всех законов, упоминающих об организациях, наделенных публичными полномочиями. Негосударственная организация – это субъект административного права, представляющий собой группу физических лиц, выступающую персонифицированно от своего имени, выполняющую собственные, корпоративные задачи и функции, не обладающую государственно-властными полномочиями, созданную без участия государства и им не финансирующуюся.

Уточнить понятие «общественное объединение» определив его как добровольное негосударственное самоуправляемое некоммерческое объединение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, создаваемое и действующее на основе общности интересов в установленном законодательстве порядке для реализации законных прав. При этом считаем необходимым подчеркнуть, что в целях логического согласования и устранения противоречивости в применении термина «граждане» общественные объединения определяются как объединения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Важнейший принцип общественных объединений – добровольность формирований.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава обще­ственного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами.

Органы юстиции осуществляют государственную регистрации общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными единениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием законных оснований вынесения предупреждения.

Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.

Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Республики Беларусь.

Целями созданного общественного объединения являются: реализация и защита гражданских прав, удовлетворение профессиональных и творческих интересов, развитие научно-технического творчества, охрана здоровья, окружающей среды.

Изучив основные положения Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», предлагаем внести следующие поправки:

3) на основании, вытекающем из Конституции Республики Беларусь, дополнить главу 4 ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» пунктом 14 следующего содержания: «право общественных объединений участвовать в решении государственных дел и право принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни в порядке, установленном законодательством»;

4) дополнить главу 4 ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» пунктом 15 следующего содержания: «правом выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления»;

Взаимодействие общественных объединений с государственными органами может осуществляться в следующих формах: 1) общественная оценка эффективности проектов нормативных правовых актов; 2) создание общественных советов; 3) публичные слушания.

5) необходимо также выработать правовой механизм обязательности учета выдвигаемых общественными объединениями инициатив. Таким образом, будут созданы реальные предпосылки для полноценного привлечения общественных объединений к управлению делами общества и государства;

6) внести в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» отдельную статью следующего содержания: «Основные обязанности общественных объединений», включив в нее следующие обязанности:

• осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и уставом;

• обеспечивать возможность осуществления контролирующими и регистрирующими органами своих полномочий;

· вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, регистрироваться в налоговых органах и вносить в бюджет платежи;

• вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, регистрироваться в налоговых органах и вносить в бюджет платежи;

• предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий доставлять необходимые для их работы сведения и материалы.

Необходимо также активно развивать практику внесения уполномоченными органами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов на основании обращений заинтересованных лиц, в том числе общественных объединений.

7) применительно к вопросу об государственной регистрации общественных организаций необходимо совершенствование законодательства в направлении унификации законодательства о регистрации субъектов хозяйствования и иных организаций, широкое применение заявительного принципа при регистрации, единых сроков и регистрационных процедур, что будет способствовать эффективному обеспечению конституционного права на свободу объединений.

8) закрепить в законодательстве Республики Беларусь определение «благотворительность», и изложить в следующей редакции:

Благотворительность – это добровольная и бескорыстная (безвозмездно на льготных условиях) деятельность физических и юридических лиц по предоставлению благотворительной помощи».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: