Специальное образование в Западной Европе

Защита прав детей-инвалидов, реализация этих прав - сложная проблема, как в России, так и в Европе. Инвалиды в любой стране составляют меньшинство, к которому мало прислушиваются; дети-инвалиды, как и все дети, не имеют права голоса на выборах, и потому политики не проявляют интерес к их проблемам. Таким образом, дети-инвалиды - меньшинство заброшенное. Поэтому очень важно иметь законодательно закрепленные специальные права для таких детей.

В рамках Совета Европы существует Европейская Хартия «О социальных правах». В ней закреплено право инвалидов на социальную и профессиональную интеграцию. Это означает, что государства-участники обязаны предоставить инвалидам равную со здоровыми гражданами возможность получения образования, а также рабочие места. В рамках Европейского Союза есть декларация о социальных правах работников указано, что инвалиды должные иметь возможность требовать от государства принятия специальных мер для их интеграции в трудовую деятельность. Необходимо отметить, что права детей-инвалидов подразделяются на три группы: права детей-инвалидов на медицинское обслуживание и физическое развитие; права на духовное и социальное развитие, в частности, право на образование, необходимое для социальной интеграции. Эти документы исполняются различными странами по-разному.

В Конституции Германии - Основном Законе - установлен запрет на дискриминацию инвалидов. Но до сих пор этот запрет носил декларативный характер. В то же время, Основной Закон признает право на развитие личности. Поэтому законодательная власть предприняла первые шаги для обеспечения интеграции инвалидов в общество. Кодекс социальных законов устанавливает право инвалидов на помощь со стороны государства, в той мере, которая необходима, чтобы воспрепятствовать возникновению проблем со здоровьем, устранить их смягчить их последствия и улучшить состояние здоровья. Кроме того, инвалиды вправе получить помощь, необходимую для того, чтобы начать трудовую деятельность. Они могут использовать это право, требуя от государства услуги различного рода, в частности, применения мер по физической реабилитации, подготовке к трудовой деятельности, услуг общей социальной интеграции. Эти нормы являются основой прав детей-инвалидов в Германии.

Право на социальное и духовное развитие установлено Основным Законом. Он предусматривает право, и одновременно, обязанность родителей дать образование своим детям. Государство заботится о реализации таких прав и обязанностей. В конституции Германии нет нормы, которая закрепляет право на образование. Образование ребенка, в первую очередь, зависит от воли родителей. Государство их в этом поддерживает. Поддержка осуществляется тремя способами. Государство создает образовательные учреждения: дошкольные, школьные и действующие в свободное время. Во-первых, дети до школы ходят в детский сад. В Германии есть специальные детские сады для детей-инвалидов, где их готовят к посещению общих детских садов. Новая тенденция - обучать детей-инвалидов вместе с остальными детьми, если это доступно детям-инвалидам. Во-вторых, образование в свободное время можно получить в государственных, общественных и, часто, в религиозных организациях, у которых есть учреждения для всех детей или специально для детей-инвалидов, где они занимаются, играют и где также педагоги и психологи работают над развитием каждого ребенка. В-третьих, существуют школы трех видов. По традиции в Германии были школы для каждой категории детей-инвалидов. Считается, что для развития детей-инвалидов и здоровых детей лучше, если все дети занимаются в общей школе: у детей развивается социальная совесть: дети-инвалиды учатся жить в мире людей без отклонений в развитии. Поэтому сейчас в Германии реализуются проекты интегративных школ.

Итак, социальное и духовное развитие детей-инвалидов осуществляется в их семьях, в специальных детских садах и все чаще и чаще в общих школах. В других странах Европы существуют тенденции и нормы, подобные указанным выше относительно прав детей-инвалидов в Германии.

В Англии реализации прав детей-инвалидов находится в ведении органов местного управления. Органы местного управления обязаны предоставлять социальные услуги, необходимые для сокращения проявлений инвалидности детям-инвалидам и для обеспечения возможности детям-инвалидам, насколько это возможно, жить нормально. В английском праве существует правило, предусматривающее тесные взаимоотношения ребенка-инвалида с семьей, государство старается поддержать контакты с семьей. Специализированные государственные учреждения обязаны сообщать органам социального обеспечения о случаях проживания детей в них более чем три месяца непрерывно. Однако на практике почти половина всех детей-инвалидов живет в государственных учреждениях, не общаясь с родителями.

Образование для детей-инвалидов до сих пор предоставляется в государственных и частных спецшколах, помимо того, что в Англии принят нормативный акт, который предусматривает обучение детей-инвалидов в общих школах. Родители решают, в какую школу дети будут ходить, но местные органы имеют право изменить это решение, если они считают, что детям трудно заниматься в школе, которую родители выбрали. Дети сами имеют право на образование (кроме таких детей, которые находятся в учреждениях для умственно неполноценных). Принцип интеграции детей-инвалидов закреплен в законе, но еще мало практикуется.

Таким образом, в Англии преобладает принцип жизни детей-инвалидов в семьях и реабилитации в специальных учреждениях и школах. Социальное обеспечение состоит их услуг, позволяющих сократить негативные результаты инвалидности.

В Швейцарии, как и в Германии, обязанность дать образование детям, в том числе трудовое, возлагается на родителей. Государство контролирует и поддерживает исполнение этой обязанности. Страхование по инвалидности включает все необходимое для реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общественную жизнь.

Таким образом, права детей-инвалидов зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Следовательно, дети-инвалиды имеют те же самые права, что и остальные дети, а также право на специальную заботу, необходимую для их интеграции в общество. Эти права реализуются и в странах Западной Европы путем обеспечения медицинского обслуживания, включая реабилитацию и терапию, которая обычно является частью общего бесплатного медицинского обслуживания; путем предоставления возможности получения образования в спецшколах с тенденцией к интеграции детей-инвалидов в общие школы и путем предоставления услуг социального обеспечения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: