Сочинение разбиваете строго по плану на 8 частей и каждый пункт плана прописываете ( как я объясняла на уроке)

Практическая работа

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

 

 

Тема: «Составление словосочетаний, предложений, текстов с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи»

Цели: Углубление знаний по составлению словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей

Инструкция по выполнению практической работы:

1. Повторите теоретический материал по теме, используя учебник

2. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.

3. Выполните задания 1-9.

4. Оформите выполненные задания в тетради

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что мы называем словосочетанием?

2. Назовите основные виды словосочетаний.

Задания для письменной работы:

Задание 1. Обозначьте главное и зависимое слова в словосочетаниях, определите, какой частью речи они выражены. Распределите словосочетания по типам: а) глагольные; б) именные; в) наречные.

Вручение диплома, приветливо встречать, искусство чтеца, оба друга, семеро смелых, каждый из победителей, вырублено топором, успешно завершить, автор книги, заниматься коллекционированием, думать вслух, встретиться с матерью.

Задание 2. Раскройте скобки, употребив слова в нужном падеже.

Заслуживать, заслужить, не заслуживать, не заслужить (одобрение); купить, не купить, отрезать (хлеб); наполненный (вода); исполненный (радость); препятствовать (движение); тормозить (движение); указывать (недостатки), заведующая (редакция), обеспечить (порядок), обеспечивать (продовольствие), удостоить (награда), способствовать (развитие), лоббировать (программа), запастись (терпение), достижение (компромисс).

Задание 3. Составьте с приведенными ниже словами предложения так, чтобы эти слова были использованы в форме косвенных падежей.

Тайм-чартер, соло-вексель, банк-ипотека, кредит-нота, кросс-чек, письмо-запрос, бизнес-круиз, холдинг-компания.

Задание 4. Объясните разницу между словосочетаниями. Какова в них роль знаков препинания? Прочитайте с правильной интонацией. Составьте предложения с этими словосочетаниями.

Высокая стройная женщина — высокая, стройная женщина; спелые сочные фрукты — спелые, сочные фрукты; красивый бодрый юноша — красивый, бодрый юноша; другие заманчивые предложения — другие, заманчивые предложения.

Задание 5. Выберите из данных нормативные варианты словосочетаний. Проанализируйте их.

Отзыв об автореферате — отзыв на автореферат; аннотация на книгу — аннотация книги; свойственный автору — свойственный для автора; уверенность в победу — уверенность в победе, оплатить проезд — оплатить за проезд, выйти из автобуса — выйти с автобуса, уверенность в себе — уверенность собой, преклонение перед героями — преклонение героям, взывать о помощи — взывать к помощи.

Задание 6. Раскройте скобки, поставив слова в нужной форме. Объясните свой выбор.

Два (сверхзвуковой) самолёта, три (гордый) пальмы, четыре (высокий) башни, пять (лучший) учеников, много (хороший) товаров, сотни (новый) домов.

Задание 7. Прочитайте текст. Выпишите все словосочетания. Укажите тип подчинительной связи. Выполните синтаксический разбор трёх любых словосочетаний. Являются ли словосочетаниями сочетания слов только любовь; нелепой и ужасной; любовь, исступлённо горящая? Обоснуйте ваш ответ.

Только любовь подвигает человека к совершению великих дел, любовь, чувство живое и пламенное, а не рассудочное чувство справедливости. Только любовь к отечеству нашему, любовь, исступлённо горящая, праведный патриотизм гражданина может вывести нас из тех многообразных трудностей, которых нам не миновать, как бы хорошо ни складывались наши дела.

Но патриотизм наш не даётся нам легко. Любовь к отечеству у нас в России есть нечто трудное, почти героическое. Слишком многое должна преодолеть она в нашей жизни, такой ещё нелепой и ужасной.

(Ф. Сологуб)

1. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

2. Определите стиль речи текста.

3. Какая фигура речи лежит в основе построения первого абзаца?

Задание 8. Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соответствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Задание 9. Составьте словосочетания, используя в качестве зависимого компонента различные падежные формы одного слова. Например:

Решить вопрос — решение вопроса

Изготовить образец — изготовление...; рассчитать проектную смету — расчет...; погасить задолженность — погашение...; оценивать работу — давать оценку...; уточнять стоимость — вносить уточнения...; примириться с неизбежностью — смириться...; обрадоваться успеху — обрадован...; заслуживать одобрения — заслужить...

 

2. Подготовить реферат на тему: «Основные выразительные средства синтаксиса»

Напишите сочинение - рассуждение по данному тексту строго по плану.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение разбиваете строго по плану на 8 частей и каждый пункт плана прописываете (как я объясняла на уроке).

 

Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север. (2) В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. (3) В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем — девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица. (4) Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. (5) Раненого принесли в дом сельского учителя. (6) Удручённый несчастьем, старик-сторож послал Настю ухаживать за раненым. (7) Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому родилась первая её девичья любовь. (8) Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил. (9) У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней. (10) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. (11) Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (12) Перед отъездом он пришёл без приглашения в избу к Насте поблагодарить её за заботу и принёс ей подарки. (13) Настя приняла их (14) Балашов впервые попал на Север. (15) Он не знал местных обычаев. (16) Балашов не знал, что мужчина, который пришёл без зова в избу к девушке и принёс ей подарок, считается, если подарок принят, её женихом. (17) Так на Севере говорят о любви (18) Настя робко спросила Балашова, когда же он вернётся из Ленинграда. (19) Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернётся очень скоро. (20) Балашов уехал. (21) Настя ждала его. (22) Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. (23) Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. (24) По деревне шептались, что жених её обманул. (25) Но Настя не верила этому: она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье. (26) Настя решила тайком от отца бежать в Ленинград и разыскать там Балашова. (27) Ночью она ушла из деревушки. (28) Через два дня девушка дошла до железной дороги и узнала на станции, что утром этого дня началась война. (29) Через огромную грозную страну никогда не видевшая поезда крестьянская девушка добралась до Ленинграда и разыскала квартиру Балашова. (30) Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зубах. (31) Она с недоумением осмотрела Настю и сказала, что Балашов на фронте. (32) Настя узнала, что Балашов был женат. (33) Значит, он обманул её, посмеялся над её любовью. (34) Настя убежала. (35) Она шла в отчаянии по величественному городу, превращённому в вооружённый лагерь, и вышла к Неве. (36) Вот здесь, в этой чёрной воде, должно быть, единственное избавление и от невыносимой обиды, и от любви. (37) Настя поправила тяжёлые косы и поставила ногу на завиток перил. (38) Вдруг кто-то схватил её за руку. (39) Настя обернулась. (40) Позади стоял худой человек с полотёрными щётками под мышкой. (41) Он покачал головой и сказал:— (42) В такое время что задумала, дура! (43) Человек этот — полотёр Трофимов — увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной. (44) Трофимовы приютили Настю. (45) Она долго болела. (46) От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи. (47) Настя радовалась, что она не обманута, и всё ещё надеялась увидеть Балашова. (48) Полотёра вскоре взяли в армию. (49) Когда Настя выздоровела, лифтёрша устроила её на курсы медицинских сестёр. (50) Врачи — учителя Насти — были поражены её способностью делать перевязки, ловкостью её тонких и сильных пальцев. (51) «Да ведь я кружевница», — отвечала она им, как бы оправдываясь. (52) Весной Настю отправили на фронт. (53) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях, в перелесках и на полях — она искала Балашова, спрашивала о нём. (54) На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. (55) Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. (56) Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. (57) Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты. (58) Бойцы завидовали неизвестному человеку, которого ищет девушка, и вспоминали своих любимых. (59) У каждого были они в мирной жизни, и каждый берёг в душе память о них. (60) Рассказывая друг другу о девушке-северянке, бойцы меняли подробности этой истории в зависимости от силы воображения. (61) Слух о Насте дошёл и до береговой батареи, где служил Балашов. (62) Художник тоже был взволнован историей неизвестной девушки, ищущей любимого, был поражён силой её любви. (63) Он часто думал об этой девушке и начал завидовать тому человеку, которого она любит. (64) Откуда он мог знать, что завидует самому себе? (65) Личная жизнь не удалась Балашову. (66) Всю жизнь он мечтал о большой любви, но теперь уже было поздно думать об этом. (67) На висках седина... (68) Случилось так, что Настя нашла наконец батарею, где служил Балашов, но не нашла Балашова: он был убит за два дня до того и похоронен в сосновом лесу на берегу залива. (69) Руднев замолчал.— (70) Что же было потом?— (71) Потом? — переспросил Руднев. (72) — А потом было то, что бойцы дрались, как одержимые, и мы снесли линию немецкой обороны. (73) Мы подняли её на воздух и обрушили на землю в виде пыли и грязи. (74) Я редко видел людей в таком священном, неистовом гневе.— (75) А Настя?— (76) Что Настя! (77) Она отдаёт всю свою заботу раненым. (78) Лучшая сестра на нашем участке фронта. (По К. Г. Паустовскому*)*

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, автор рассказов о войне и многих других произведений.

 

Для выполнения задания используйте электронные ресурсы:

https://saharina.ru/

https://znanium.com/;

https://resh.edu.ru/

Основные источники:

 

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык:учебник для учреждений сред.проф.об-разования. — М., 2014.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд.- М., 2012.

 

Срок выполнения заданий: 7 дней

Выполненные работы направлять на электронную почту: viktorya.murakhina@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: