Групповая и парная работа

Урок «пресс-конференция» по литературе в 9 классе «Поэзия подвига».

Тип урока.

Урок - пресс- конференция.

Время проведения: урок «пресс- конференция» рассчитан на 2 часа.

Цели урока.

1.Обучающая: Расширение знаний о значении литературы в годы Великой Отечественной войны, знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков, с краеведческим материалом по данной теме.

2.Развивающая: Развитие умения выразительного чтения стихотворного текста, его анализа, сопоставления; умения проводить аналогию между прошлым и современностью; оформлять собранный материал в виде презентации.

3.Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к поэтам-фронтовикам, к землякам, участвующим в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов.

Задачи урока.

1.Правильно и эффективно распределить время урока.

2.Заинтересовать и вовлечь в работу всех учащихся класса (классов) путём подбора для них посильных заданий, интересных тем, распределения ролей в соответствии с возрастом и интересами.

3.Приобщить учащихся к организации урока, взаимному сотрудничеству и оценке результатов урока.

Этапы урока.

1.Подготовительный.

2.Проведение пресс- конференции (Ход урока).

3.Заключительный.

Подготовительный.

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне, знакомы ребята. Предложить им список источников для работы на подготовительном этапе и на самом уроке (тексты художественных произведений; научно-популярную литературу; публицистические статьи о поэтах-фронтовиках и послевоенного времени; о поэзии на тему войны).

Структура урока.

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

Ход урока.

Введение.

Организационный момент.

Задача этапа - психологическая подготовка учащихся к уроку. На данном этапе учитель настраивает ребят на продуктивную и интересную работу, на взаимное сотрудничество. Проверяется готовность класса (классов) к уроку.

В ходе всего урока используется презентация.

Разминка.

Звучит в записи стихотворный отрывок А.Т. Твардовского и проецируется на слайде (фон, соответствующий теме войны):

 

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем! (Слайд 1).

Ведущий 1. -Как бы отвечая на просьбу Александра Трифоновича Твардовского, мы сегодня проводим необычный урок, урок - пресс- конференцию на тему: «Поэзия подвига» (Слайд 2), посвящённый поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Ведущий 2. -Мы посвящаем его знаменательной дате: 75-летию со дня Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Ведущий 1. - Все ребята были объединены в несколько групп. Представители каждой группы сидят за отдельными столиками. Итак, на нашей пресс- конференции присутствуют корреспонденты, они сидят за столиком № 1. Давайте поприветствуем их! (Называются имена импровизированных корреспондентов).

Ведущий 2. - Разрешите представить сидящих за столиком № 2 исследователей творчества молодых поэтов - участников войны. (Приветствуются исследователи творчества молодых поэтов).

Ведущий 1. - За столиком № 3 расположились литераторы и исследователи поэзии военного и послевоенного времени. (Приветствуются литераторы и исследователи поэзии военного и послевоенного времени).

Ведущий 2. - Мы также приветствуем художников и оформителей сегодняшней пресс- конференции! - Столик № 4.

Ведущий 1.- Представителей библиотеки, которые дадут нам обзор литературы по теме Великой Отечественной войны.- Столик № 5.

- Журналистов и контролёров!- Столик № 6.

Основная часть.

Вступительные слова ведущих.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война» (Слайд 3), затем громче…После припева смолкает.

Говорит Ведущий 2.

- Прошло 75 лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём за все те долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Ведущий 1. - Священная Российская земля - вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихотворений и песен. Литература и поэзия - это голос души народа. (Слайд 4).

Ведущий 2. - Время войны - время, спрессованное под тяжестью пуль: год его приравнивался к десятилетию мирной жизни. Также и поэзия, выразившая то время,- это поэзия особой насыщенности, особой спрессованности: батальных сцен, человеческих деяний, раздумий и переживаний.

Продолжает звучать песня на слова В.Лебедева- Кумача «Священная война». (Слайд 5).

Ведущий 1. - Эта песня напоминает нам о том, что война - это страшное испытание для всего народа: рабочих, колхозников, интеллигенции. Поэты и писатели наравне со всеми с честью выполняли свой патриотический долг.

Ведущий 2. – Мы предоставляем слово нашим корреспондентам!

 

Групповая и парная работа.

   Начинают работу воображаемые корреспонденты, исследователи, учёные, артисты, художники – оформители и гости конференции.

Корреспондент 1. – Уважаемые исследователи, скажите, пожалуйста, сколько же писателей и поэтов побывало на войне?

Исследователь 1. - На фронте побывали свыше 2000 писателей и поэтов. (Слайд 6).

Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми остальными участниками войны. Кроме того, они создавали стихи и песни, поднимали боевой дух солдат и офицеров.

Исследователь 2. – Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар; совсем молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Это про себя и про таких, как он сам, писал Майоров: «… ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…» (Слайд 7).

Корреспондент 2. – А какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Исследователь 1. – Стихи Александра Твардовского, Алексея Суркова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Н. Тихонова (Слайд 8) и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь русского народа. Каждый задумывался о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и о будущем.

Исследователь 2. – Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Поэзия говорила о солдате правду, она изображала судьбу отдельного человека, и, в то же время, общую судьбу всего русского народа. И там, где была победа,- она была победной, а там, где была скорбь, – скорбной.

Исследователь 1. – Поэзия в годы войны заняла очень важное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить! Это была яркая, сильная, многоплановая поэзия.

Корреспондент 3. - Расскажите о поэтах военного времени: о К.Симонове. О.Берггольц, А. Суркове, А. Твардовском, их творчестве.

 - Какие стихи взволновали вас? Мы с удовольствием их послушаем!

Предполагается, что далее исследователи и гости расскажут о Константине Симонове, Алексее Суркове, Ольге Берггольц, Александре Твардовском, их творчестве.

Желательно, чтобы прозвучали произведения Константина Симонова: «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Дом друзей»; Алексея Суркова: «Шестой», «Наедине с собой», «Присягаем победой», песни «Бьётся в тесной печурке огонь…», «Песня смелых»; Ольги Берггольц: «Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Александра Твардовского: отрывки из поэмы «Василий Тёркин». Стихи и песни может исполнять любой из присутствующих на конференции.

Учитель отбирает предложенный материал, исходя из возраста, способностей и интересов учащихся, а также исходя из отведённого времени.

Корреспондент 1. – Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной?

Исследователь 3. – Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине и призыва встать на её защиту. (Слайд 9).

Корреспондент 2. – Кто главный герой этой поэзии?

Исследователь 1. – Герои поэзии военных лет – это и русские воины- освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом. А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Ведущий 1. -Хочется отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе.

Исследователь 4. – Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие именитые поэты и писатели ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов. (Слайд 10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: