Аппликатура. Звукоизвлечение. Динамика

Работа в классе скрипичного ансамбля

Одна из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося – занятия в ансамбле. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции.

Занятия в классе ансамбля способствуют также закреплению навыков, приобретенных на уроках специального класса. Необходимо, чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес учащегося к инструменту, к урокам по специальности и прививали любовь к коллективному творчеству. Чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качество публичного выступления должно естественным образом возникнуть в классе ансамбля. Понимание исполняемого произведения, «влюбленность» в него создают атмосферу коллективного творческого энтузиазма, необходимого для эффективных занятий с учащимися. Педагог, раскрывая «секреты» ансамблевой игры и верно направляя увлеченность учеников, воспитывает в них коллективную творческую и исполнительскую дисциплину.

Умение музицировать в составе большого коллектива или с несколькими партнерами необходимого в дальнейшем как для успешных занятий в классах ансамбля и оркестра в музыкальном заведении, так и для участия в самодеятельных коллективах. В большинстве своем по окончании средних и высших музыкальных учебных заведений инструменталисты работают в области камерной, квартетной музыки, в оперных и симфонических оркестрах. И как часто возникает парадоксальное явление: одаренный человек, с великолепной инструментальной подготовкой, «переигравший» на вступительном конкурсе многих своих соперников, оказывается совершенно беспомощным ансамблистом, помехой в профессиональном коллективе. Конечно, здесь некоторую роль играет и специфика природных данных, но даже самые посредственные ансамблевые способности отлично поддаются развитию, если над ними работать с самых первых шагов. Занятия класса ансамбля не могут сводиться лишь к общим встречам учащихся с педагогом для совместного разучивания и исполнения пьес, намеченных по программе в начале учебного полугодия. Понятно, что без необходимой технической свободы, без уверенного владения текстом совместные встречи участников ансамбля вообще бессмысленны (исключение составляют уроки коллективного чтения нот с листа), но многократное совместное исполнение пьесы, пусть даже с добросовестно, грамотно приготовленными партиями, не приведет еще к решению специфических ансамблевых задач. Точное воспроизведение текста, выполнение всех указанных автором или педагогов нюансов, штрихов, изменений темпа должно сочетаться с ощущением общего для всех участников исполнительского «дыхания». Вот почему игре в ансамбле надо обучать специально как одному из видов музыкального искусства.

На уроках ансамбля учащиеся учатся слышать себя, своих партнеров и одновременно звучание ансамбля в целом. Они учатся как бы «вписывать» себя в общее звучание ансамбля, то «растворяясь» в нем, то, выходя на передний план, подчиняясь художественной трактовке и логике произведения. Одна из особенностей ансамблевой игры в том и состоит, что несколько человек с различным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм.

Методика ансамблевых занятий – одна из насущных тем музыкального образования.

.

Аппликатура. Звукоизвлечение. Динамика.

Вопросы аппликатуры должны занимать большое место в работе педагога.

Раскрытие музыкально-выразительных сторон произведения, наиболее верное выражение эмоционального характера мелодии, нахождение соответствующего тембра звука во многом определяется аппликатурой. Кроме того, из-за неудобной аппликатуры в технически сложных местах возникают затруднения.

Выбор аппликатуры требует от исполнителей хорошего знания природы инструмента, его тембровых особенностей. Педагог ансамблевого класса должен уделять аппликатуре не меньше внимания, чем педагог по специальности.

Унисоны нужно играть одинаковой аппликатурой, что будет способствовать интонационной точности, единству тембра, аккуратности исполнения.

Необходимо прививать учащимся стремление к пытливой и вдумчивой работе над аппликатурой с первых же шагов ансамблевой игры.

 

Вибрация – один из существенных элементов смычкового исполнительства. Умелое владение вибрацией – большое искусство. Вибрация должна быть разнообразной, в зависимости от характера исполняемой музыки. Порою вибрация бывает «сама по себе», всюду однородной, не отражающей различных эмоциональных оттенков музыкальной фразы.

Известно, что интенсивная вибрация наиболее полно выражает экспрессию, взволнованность. Для лиричной, распевной кантилены больше подходит спокойная вибрация. Об этой очень важной, но часто забываемой исполнительской практике истине хочется напомнить исполнителям.

Кроме того, совершенно недопустимо применение вибрации на каждом звуке. Л. Ауэр писал: «Что же касается тех скрипачей, которые убеждены будто в постоянной вибрации таится секрет задушевной игры и остроты исполнения, то они ошибаются самым жалким образом … музыкальное чутье (или то, что его заменяет) не говорит им, что они сведут программу даже из самых разнообразных пьес к одинаковой монотонности, если будут приправлять ее непрерывной вибрацией. Нет, вибрация - только эффект, украшение, она может придать частицу возвышенного пафоса фразе или пассажу, но лишь в том случае, если играющий обладает тонким чувством меры в пользовании ею. (Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке». М., 1955, стр. 51.)

Ансамбль состоит из музыкантов различных индивидуальностей. Разная у них и вибрация. У одних она с широкой амплитудой колебания, у других – с меньшей. Невозможно добиться у всех абсолютно одинаковой вибрации, но стремиться к сближению сходства весьма желательно. Это способствует слитности звучания, сходству тембра.

В ансамбле концертмейстер должен выделяться ярким артистизмом, виртуозным блеском, быть подлинным вожаком ансамбля.

Détaché

Détaché является основой техники смычка. Исполняется раздельными движениями смычка вверх и вниз (как целым смычком, так и отдельными его частями).

Смычок должен двигаться параллельно подставке, примерно в середине между подставкой и грифом. В этом случае получается наиболее качественное звучание.

Педагоги специальных классов требуют от учащихся широкого штриха, но, думается, что применительно к квартету он должен быть более экономным. В этом случае détaché будет аккуратным и более удобным в ансамблевой игре.

Martelé

Штрих martelé выражает волю, энергию. Является акцентированным, острым. Исполняется раздельными движениями смычка вверх и вниз, с остановками между нотами. Отличие от détaché заключается в том, что в détaché нет остановок между звуками и нажим смычка на струну остается неизменным, а в martelé необходимы остановки смычка между звуками. После акцентированной атаки звука нажим смычка на струну следует уменьшить для того, чтобы остановки между раздельными звуками были «чистыми», без призвуков. При исполнении maptelé часто допускается следующая ошибка: сначала производится нажим смычка на струну и только после этого приводится в движение правая рука. Между тем, нажим и движение смычка должны обязательно происходить одновременно.

Несмотря на остроту, штрих не должен быть сухим. Применение вибрации придает звуку красивую окраску. Maptelé в нюансе piano обладает большой мягкостью и изяществом.

Spiccato

При игре spiccato принимают участие кисть и предплечье правой руки. Чем крупнее штрих, тем более значительно участие предплечья в движении и уменьшена роль кисти. И наоборот: чем штрих мельче, тем больше усиливается значение кисти и уменьшается роль предплечья.

Крупное spiccato рекомендуется играть несколько ниже средней части смычка, но не у самой колодки.

Мелкое spiccato лучше всего звучит в середине смычка, либо чуть выше середины. Необходимо также следить за тем, чтобы смычок не отскакивал высоко от струны.

O pizzicato

Pizzicato – распространенный прием, поэтому требует специальной отработки навыка. В частности, первому пальцу правой руки необходима определенная степень развития.

Первый палец следует развивать сначала игрой в медленном темпе, с постепенным ускорением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: