Рекомендации
По описанию объекта закупки, установлению технических характеристик в документации на осуществление закупки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (АКБ) и приемки АКБ
Общие сведения
1. Закупаемые батареи должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов. Например, стартерные батареи для автотранспорта должны соответствовать ГОСТ Р 53165-2008 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия».
2. По назначению применяемые АКБ разделяются на три типа:
2.1. Стартерные свинцово-кислотные АКБ – предназначены для пуска, как двигателей транспортных средств, так и стационарных двигателей, например, резервных систем питания (дизель-генераторов и т.п.).
2.2. Буферные свинцово-кислотные АКБ – предназначены для работы в составе источников бесперебойного питания (ИБП), пожарно-охранных сигнализаций, систем жизнеобеспечения и т.п.
2.3. Тяговые свинцово-кислотные АКБ – предназначены для работы в составе электрических и гибридных транспортных средств, исполнительных механизмов (приводов двигателей и т.п.).
3. Батареи различают по их виду следующим образом:
- батарея обслуживаемая - батарея, имеющая общую крышку с одним или несколькими вентиляционными отверстиями, через которые могут выделяться газообразные продукты, в подавляющем количестве случаев эта крышка снабжена возвратным клапаном (клапанами) для рекомбинации газов;
- батарея с несъемным регулирующим клапаном (с газовой рекомбинацией) - батарея, у которой при нормальных условиях работы клапан закрыт, но устройство, которое позволяет выделяться газу при превышении внутреннего давления заранее установленного значения, также обычно оснащено лабиринтной крышкой. Обслуживание такой АКБ путем долива дистиллированной воды невозможно.
При наличии службы обслуживания АКБ на предприятии (в организации) или договора на обслуживание, рекомендуется закупать обслуживаемые АКБ, т.е. АКБ, предусматривающие возможность обслуживания с доливом дистиллированной воды.
4. В соответствии с п. 5.1 ГОСТ Р 53165-2008 новые обслуживаемые батареи могут поставляться в готовом к применению состоянии (заполненными электролитом и заряженными) либо сухозаряженными (с сохранением заряда, незаполненные электролитом).
Плотность электролита для заполнения этих батарей перед использованием (при отсутствии других рекомендаций изготовителя) должна быть 1,28±0,01 г/см3 при температуре 25 °С.
Батареи с несъемными регулирующими клапанами должны поставляться в готовом к применению состоянии, плотность электролита в них нельзя проконтролировать, так как он недоступен.
При наклоне батарей от нормального (рабочего) положения на угол 45° электролит не должен выливаться.
5. Маркировка батарей должна быть разборчивой и прочной. Качество маркировки должно сохраняться при эксплуатации, транспортировании и хранении батарей.
При закупке необходимо указывать корректную маркировку и тип закупаемой АКБ в соответствии со стандартами, условное обозначение типов батарей и их исполнений устанавливают по следующей схеме:
X X X X
│ │ │ │
└─────┼─────┼─────┼─── Номинальное напряжение
│ │ │ (число последовательно соединенных аккумуляторов
│ │ │ в батарее (6), характеризующих ее номинальное
│ │ │ напряжение (12 В))
│ │ │
└─────┼─────┼─── Назначение батарей по функциональному признаку
│ │ (СТ - стартерная)
│ │
└─────┼─── Номинальная емкость в ампер-часах
│
└─── Конструкторско-технологическое исполнение
(N - с нормальным расходом воды; L - с малым
расходом воды; VL - с очень малым расходом воды;
VRLA - с регулирующим клапаном)
Пример условного обозначения батарей, состоящих из шести аккумуляторов номинальной емкостью 55 А x ч, с нормальным расходом воды N, поставляемых в готовом для работы состоянии (залитых электролитом и заряженных):
6CT-55N
- то же с малым расходом воды:
6CT-55L
- то же с очень малым расходом воды:
6CT-55VL
- то же с регулирующим клапаном:
6CT-55VRLA
В соответствии с п.6.6 ГОСТ Р 53165-2008 на АКБ сверху или на одной из четырех сторон, должны быть нанесены:
· товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
· условное обозначение батареи;
· знаки полярности: плюс "+" и минус "-";
· дата изготовления (месяц, год);
Дата изготовления может быть закодирована, в этом случае поставщик должен представлять информацию для ее идентификации;
· обозначение НД на батареи конкретного типа (стандарт, либо технические условия);
· номинальная емкость, А x ч при разряде током установленной величины до установленного напряжения;
· номинальное напряжение, В;
· ток холодной прокрутки;
· масса батареи.
Дополнительная информация.
Номинальная емкость. Для стартерных АКБ это C/20; для буферных АКБ это C/10; для тяговых АКБ это C/10 или C/5.
В соответствии с п. 6.3.1.4. ГОСТ 53165-2008, номинальная емкость батарей С20, А·ч, при 20-часовом режиме разряда или резервная емкость Ср, определяемая как время разряда, мин, должна быть достигнута на одном из первых трех разрядов по 8.5.1 ГОСТ Р 53165-2008». Ёмкость измеряется в ампер-часах А/ч.
Таблица1 емкости АКБ
| Ёмкость АКБ, А-ч | Транспортное средство | Объем двигателя, л |
| 55 | легковые автомобили | 1-1,6 |
| 60 | легковые автомобили | 1,3-1,9 |
| 66 | легковые автомобили (внедорожники) | 1,4-2,3 |
| 77 | грузовые автомобили малой грузоподъемности | 1,6-3,2 |
| 90 | грузовые автомобили средней грузоподъемности | 1,9-4,5 |
| 140 | грузовые автомобили | 3,8-10,9 |
| 190 | спецтехника (экскаваторы, бульдозеры) | 7,2-12 |
| 200 | грузовые автомобили (фуры, автопоезда) | 7,5-17 |
Номинальное напряжение, В.
При помощи измерения уровня напряжения можно оценить степень заряженности и степень износа необслуживаемых типов батарей (AGM и GEL VRLA).
Напряжение новой заряженной аккумуляторной батареи находится в пределах 12,7—12,9 В.
Ток холодной прокрутки ССА. Данный параметр может быть указан со ссылкой на один из стандартов EN, DIN, JIS и т.д.. Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики АКБ.
В соответствии с п.3.1. ГОСТ 53165-2008: Ток холодной прокрутки – это ток разряда Iх.п., А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях».
Существует несколько методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных АКБ нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике.
· SAE (Американский промышленный стандарт) SAE = (DIN х 1,5) + 40
· DIN (Германский промышленный стандарт) DIN = (SAE — 40) х 0,66
· IEC (Международная электротехническая комиссия) IEC = DIN / 0,85 В последние годы данный вид испытаний не проводится на европейском рынке.
· EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1) Испытание также проводится при -180С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2. EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.
· JIS (Японский промышленный стандарт).
Масса батареи.
Масса АКБ должна соответствовать значениям, установленным в нормативных документах (далее - НД) на батареи конкретного типа.[1]
Полярность. Наиболее распространены четыре вида полярности. Они отличаются компоновкой и объединением между собой элементов АКБ, это прямая и обратная полярность для легковых автомобилей и прямая и обратная полярность для грузовых.
Внутреннее сопротивление. Данный параметр не является обязательным показателем ГОСТ Р 53165-2008, но это один из важных параметров, с точки зрения оперативного контроля состояния АКБ для определения их соответствия нормируемому показателю. Этот показатель должен нормироваться каждым производителем (поставщиком) на определенной частоте от 50 до 1000 Гц. Внутренне сопротивление заряженной АКБ составляет от нескольких тысячных до сотых долей Ома и складывается из сопротивлений электродов, электролита, сепараторов, межэлементных перемычек и других токоведущих деталей.
Типовые значения внутреннего сопротивления у нового автомобильного аккумулятора легкового автомобиля составляет около 0,005 Ома и 0,003 Ома для грузового автомобиля или автобуса.
Включение нормируемого внутреннего сопротивления АКБ при формировании технического задания при описании объекта закупки аккумуляторных батарей соответствует требованиям части 2 статьи 33 Федерального Закона № 44-ФЗ, так как дополняет качественные характеристики объекта закупки.






