Рекомендации
Для подготовки
К государственной итоговой аттестации по направлению подготовки
«международные отношения»
ОП «Бакалавриат»
Дисциплины, входящие в предметную область государственного экзамена
Все вопросы, выносимые на государственный экзамен, отрабатывались в ходе изучения дисциплин базовой подготовки в рамках ООП. К категории данных дисциплин относятся:
- Теория международных отношений
- История международных отношений
Порядок проведения государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в устной форме по билетам, в соответствии с установленными требованиями.
Содержание теоретической части итогового государственного экзамена по направлению подготовки (вопросы к экзамену):
1.Понятие мировой политики и международных отношений.
2.Природа и закономерности международных отношений.
3.Понятие и сущность внешней политики государства.
4.Структура современных международных отношений и ее элементы.
5.История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем.
6.Типологии международных систем.
7.Участники международных отношений. Государственные и негосударственные акторы международных отношений.
8.Основные теоретические школы и направления изучения международных отношений: реализм и неореализм.
9.Основные теоретические школы и направления изучения международных отношений: либерализм и неолиберализм.
10.Основные теоретические школы и направления изучения международных отношений: неомарксизм и постмодернизм.
11. Особенности международных отношений в древности. Отличия МО в древности от современных международных отношений.
12. Основные цивилизации Древнего Востока.
13. Понятие об античной цивилизации; география и хронология античной истории.
14. Великое переселение народов на рубеже Античности и Средневековья. Становление феодального государства и права.
15. Особенности международных отношений в Европе период феодальной раздробленности, «рассеянный суверенитет».
16. Столетняя война и ее последствия. Становление национальных государств и национальных интересов.
17. Становление и особенности Вестфальской системы международных отношений во второй половине XVII в.
18.Международные отношения в Европе в XVIII в. Коалиционные войны.
19.Основные направления внешней политики России в XVIII в. Превращение России в Европейскую державу.
20.Венский конгресс и его решения. Становление и особенности Венской системы международных отношений.
21. Объединение Германии и Италии: причины, ход, особенности и международные последствия.
22. Международные отношения на рубеже XIX-XX вв. Блоковая система.
23. Колониальная система в конце ХIX - начале ХX вв.
24. Международные отношения в годы Первой мировой войны.
25. Парижская мирная конференция и ее решения. Становление и особенности Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
26. Становление и эволюция Вашингтонской системы международных отношений в АТР.
27. Международные отношения в Европе и внешняя политика советского государства в первой половине 20-х гг. XX в.
28. Международные отношения в 1933-1937 гг. Кризис Версальско-Вашингтонской системы МО.
29. Международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1931-1939 гг.
30. Международные отношения и внешняя политика СССР в первый период Второй мировой войны (1939-1941 гг.)
31. Антигитлеровская коалиция в 1941-1945 гг.: основные проблемы сотрудничества.
32. Становление и особенности Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
33. Международные отношения в условиях зарождения «холодной войны» и концепция «сдерживания» СССР.
34. Падение колониальной системы в Юго-Восточной Азии.
35. Территориальные изменения в Европе в 1945–1947 гг. Образование пояса стран социалистического содружества.
36. Образование КНР. Возникновение Индии и Пакистана.
37. Международная обстановка и внешняя политика СССР во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. XX в.
38. Период международной разрядки в конце 60-х-70- ее гг. XX века.
39. Международные отношения на Ближнем Востоке (40-е - 80-е гг. XX в.). Арабо-израильский конфликт.
40. Возобновление биполярной конфронтации в первой половине 80-х гг. XX века.
41. «Новое мышление» во внешней политике СССР и изменения в международной ситуации во второй половине 80-х гг. Завершение «холодной войны».
42. Международные последствия краха социализма в Центральной и Юго-Восточной Европе.
43. Распад СССР и его политические последствия. Образование СНГ.
44. Процесс расширения НАТО на восток – основные этапы и его политические последствия.
45.Внешняя политика России в 90-е годы и в нач. XXI в.: этапы, проблемы, динамика, результаты.
46.Внешняя политика США и российско-американские отношения в конце XX- нач. XXI в.
47.Глобальные проблемы и значение регионального и международного сотрудничества в их решении (1991-2015 гг.)
48.Юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 2015 г.) и ее решения.
49.Парижская международная конференция по защите окружающей среды (декабрь 2015 г.).
50.Роль международного права в современных отношениях государств, деятельности международных организаций.
51.Международные организации в современном мире.
52.Этапы эволюции Евросоюза (1992-2020 гг.)
53.КНР в современном мире. Российско-китайские отношения.
54.Геополитическое положение и внешнеполитические ресурсы новой России.
Шкала оценивания
Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы компетенций бакалавра международных отношений. Общий перечень к итоговому государственному экзамену состоит из 54 вопросов.
Итоговый государственный экзамен проводится в устной форме по билетам. Для подготовки к ответу студенту предоставляется время не менее 45 минут. Ответ студента на государственном экзамене заслушивается экзаменационной комиссией и оценивается на закрытом заседании по сто бальной (пятибалльной) системе.
Экзаменационный билет имеет следующую структуру – 3 теоретических вопроса по дисциплинам базовой подготовки.
Каждый вопрос экзаменационного билета оценивается отдельно.
При оценке ответа на вопросы билета следует руководствоваться следующим:
– Максимальная оценка за ответ на один вопрос комплексного государственного экзамена равна 30 баллам;
– Максимальная оценка за ответ на три вопроса комплексного государственного экзамена равна 90 баллам.
– Дополнительные 10 баллов могут быть выставлены по решению государственной аттестационной комиссии, в случае проявления студентом повышенной научной и речевой эрудиции.
1) От 25 до 30 баллов – исчерпывающий, полный ответ на вопрос, свидетельствующий о глубоком понимании материала и умении им пользоваться, грамотно изложенный в письменной форме. Студент должен продемонстрировать знание фактического материала, основных источников по проблемам международных отношений и дипломатии, показать понимание причинно-следственных связей и видение роли и места обозначенного вопроса в системе мировой политики в историческом аспекте и на современном этапе.
2) От 20 до 25 баллов – полный ответ, свидетельствующий о хорошем понимании материала и содержащий не более одной – двух неточностей.
3) От 10 до 20 баллов – в основном, правильный ответ, но схематичный, с неточностями, непоследовательно изложенный, содержащий не более трех недочетов.
4) До 10 баллов – поверхностное описательное изложение материала, содержащее более трех неточностей и недочетов.
5) 0 баллов – непонимание темы, слабое знание материала, отсутствие логики в изложении материала, наличие грубых ошибок или более 9 существенных недочетов. Ответ на один из экзаменационных вопросов оценен в 0 баллов.
Содержание выпускной квалификационной работы (дипломной работы, далее - ВКР), порядок ее подготовки и защиты
4.1. Требования, предъявляемые к ВКР.
ВКР бакалавра представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное студентом под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении основной образовательной программы.
По содержанию и форме выпускная квалификационная работа должна соответствовать Государственному стандарту, устанавливающему общие требования и правила оформления научно-исследовательских и проектных работ в ГОУ ВПО Донецкий национальный университет.
Правила оформления выпускной квалификационной работы утверждаются ежегодно учебно-методической комиссией ГОУ ВПО «ДонНУ», Советом исторического факультета и выпускающей кафедрой.
4.2. Условия и сроки выполнения ВКР утверждаются кафедрой, разработаны и утверждены в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности и имеют форму отдельного учебного издания.
Примерный перечень тем ВКР с указанием предполагаемых научных руководителей разрабатывается на кафедре. Тему научно-исследовательской работы из предложенного кафедрой списка студент может выбрать самостоятельно, но лучше обсудить ее с научным руководителем. Выбирая тему для исследования, а также решая вопрос о прикреплении к научному руководителю, студент должен ориентироваться:
– собственные научные интересы в области международных отношений и политологии;
– тематическую направленностью, связанную с профессиональной специализацией студента;
– область научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры;
– тематику своих курсовых работ за прошедший период обучения.
4.3 Порядок защиты ВКР
Защита выпускной квалификационной работы включается в состав итоговой государственной аттестации бакалавров высших учебных заведений, завершающих обучение по направлению подготовки.
Готовая квалификационная работа с отзывом и необходимыми подписями сдается на кафедру, регистрируется и передается в государственную аттестационную комиссию (ГАК).
Защита дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК. Явка студента в назначенный день защиты строго обязательна, придти нужно не менее чем за 15-20 минут до начала заседания экзаменационной комиссии. Стиль одежды официальный.
Заседание ведет председатель ГАК или другой член ГАК по его поручению. На защите желательно присутствие научного руководителя. Защита выпускной работы происходит в следующей последовательности:
1. Председатель ГАК представляет студента и тему дипломной работы.
2. ГАК заслушивает доклад студента.
3. Члены ГАК и присутствующие задают вопросы докладчику.
4. Докладчик отвечает на заданные вопросы.
5. Научный руководитель и рецензент зачитывают отзывы на выпускную квалификационную работу.
6. Докладчик отвечает на замечания научного руководителя и замечания рецензента.
Успешная защита выпускной квалификационной работы зависит от уровня подготовки доклада и умения отвечать на заданные членами ГАК вопросы. Очень часто высокая оценка квалификационной работы, данная руководителем, снижается вследствие неграмотной защиты.
Рекомендуется сопровождать выступление презентацией, выполненной в программе Power Point. Презентация должна состоять из 7-10 слайдов, на которых кратко должны быть изложены основные положения, выносимые студентом на защиту.
Презентация должна состоять:
– актуальности темы исследования;
– предмета и объекта исследования;
– цели и задач исследования;
– хронологических рамок исследования;
– методологии и методов исследования;
– научной и практической значимости работы;
– смыслообразующих таблиц и графиков, дополняющих работу;
– выводов, которые рекомендуется структурировать по главам, а на отдельный слайд выносить общие выводы к работе.
Общая продолжительность доклада на защите выпускной работы должна составлять не более 10 минут. Докладчик кратко излагает основное содержание своей работы. Речь, подготовленную для защиты, целесообразно в мельчайших деталях согласовать с научным руководителем.
В докладе необходимо:
– обосновать выбор темы исследования, актуальность, научную новизну;
– назвать объект и предмет исследования;
– указать цель и задачи работы;
– обосновать используемые в работе методы и методологию исследования;
– обосновать хронологические рамки исследования;
– назвать основные выводы исследования.
Доклад должен быть емким, содержать оценки, выводы и рекомендации по решению проблемы, формулировки доклада должны легко восприниматься на слух, быть лаконичными и обоснованными. Наглядные и цифровые данные демонстрируются только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.
Ответы на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии.
После выступления студенту могут быть заданы вопросы, на которые он должен ответить. Вопросы лучше записать сразу и подготовить ответы. По докладу и ответам на вопросы члены комиссии судят о кругозоре студента, его умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Отвечая на вопросы, студент имеет право пользоваться текстом своего выступления и исследования, наглядными пособиями, рабочими записями.
Оценки ГАК выставляются на закрытом заседании после проведения всех запланированных защит. Оценка выставляется по 100 балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». После оглашения оценок студент вправе выразить несогласие с выставленной оценкой или процедурой защиты.
Позже такие возражения не принимаются.
Задача ГАК – выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о выдаче диплома. При вынесении оценки комиссия принимает во внимание содержание доклада выпускника, мнения научного руководителя, ответы дипломника на вопросы членов ГАК и его участие в развернувшейся дискуссии по теме выпускной квалификационной работы.
Решение принимается простым большинством голосов, при равенстве право решающего голоса отдается председателю ГАК. Результаты закрытого заседания ГАК объявляет председатель комиссии.
Решением ГАК студенту, успешно сдавшему государственные экзамены и защитившему итоговый исследовательский проект, присваивается квалификация, соответствующая направлению подготовки.
По результатам государственных аттестационных испытаний студент имеет право на апелляцию. Студент имеет право подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласии с результатами государственного экзамена. Апелляция подается лично в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.






