Расчет задолженности в отношении индивидуальных предпринимателей

В соответствии с пп. "з" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определенного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, удержание алиментных платежей осуществляется в том числе с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Приказом Минтруда России N 703н, Минфина России N 112н, Минобрнауки России N 1294 от 29.11.2013 (зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2014 N 31039) утверждены разъяснения о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841.

В соответствии с пп. 1 п. 2 указанного совместного Приказа к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

Таким образом, исходя из системного толкования норм ст. 82, 113 Семейного кодекса Российской Федерации, с учетом положений вышеуказанного Приказа при представлении копии налоговой декларации, независимо от размера указанного в ней дохода, судебный пристав-исполнитель обязан произвести расчет задолженности исходя из указанного в декларации дохода.

Вместе с тем зачастую индивидуальные предприниматели применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и представляют в налоговые органы налоговые декларации с нулевыми доходами (а также с иными суммами доходов, используемых исключительно для определения объекта налогообложения, которые не отражают фактически полученные доходы индивидуального предпринимателя).

При расчете задолженности по алиментным платежам на основании указанной налоговой декларации сумма подлежащих выплате алиментов составит 00,00 руб.

Нормы ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" четко определяют, что по среднемесячной заработной плате по Российской Федерации расчет задолженности осуществляется:

- если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало

- или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход.

При представлении должником нулевой декларации указанным документом фактически подтверждается, что лицо работало и надлежащим образом представило документы, подтверждающие его доход (хотя он и составляет 00,00 руб.).

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм семейного законодательства и законодательства об исполнительном производстве следует, что при представлении нулевой налоговой декларации судебный пристав-исполнитель (с учетом положений вышеуказанного совместного Приказа) не может произвести расчет задолженности по среднемесячной заработной плате по Российской Федерации <10>.

--------------------------------

<10> См., например: Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 04.08.2015 по делу N 33-7163/2015.

Ранее, до издания вышеуказанного совместного Приказа, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.10.2008 N 03-11-04/3/461 была выражена позиция о том, что согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Поскольку вмененный доход не отражает реальной величины дохода, то он не может быть принят во внимание при расчете задолженности алиментов (аналогичной позиции придерживались и суды, см., например, решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 06.08.2012 по делу N 2-2594/2012).

Представляется, что в настоящее время данное письмо не может применяться, поскольку:

- во-первых, изменена сама позиция государственного органа, издавшего данное письмо, которая выражена в рассматриваемом Приказе, создателем которого в том числе является Министерство финансов РФ;

- во-вторых, письмо не является документом, содержащим нормы права (то есть не является нормативно-правовым актом, каковым, в свою очередь, является приказ).

 

Вместе с тем, проводя расчет задолженности по налоговой декларации, в соответствии с которой размер дохода равен 00,00 руб., должник фактически освобождается от исполнения алиментных обязательств, что прямо противоречит конституционной обязанности родителей о заботе о своих детях (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

Представляется, что в таком случае в целях обеспечения фактической реализации вышеуказанной конституционной нормы расчет задолженности должен производиться исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации.

Аналогичной позиции придерживаются и суды при рассмотрении подобных споров.

Так, при рассмотрении одного из споров об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности Курганским областным судом в Определении от 30.06.2015 по делу N 33-1858/2015 выражена следующая позиция: "...за периоды, когда сумма дохода превысила сумму расхода, задолженность по алиментам должна быть рассчитана исходя из суммы дохода, а за периоды, когда сумма расходов превысила сумму доходов (то есть сумма доходов, полученных за этот период и причитающихся к выплате, равна нулю), задолженность по алиментам должна быть рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации..."

И далее: "...доводы заявителя о том, что при отсутствии дохода алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка не должны взыскиваться, судебной коллегией отклоняются.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В силу ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Таким образом, обязанность по содержанию несовершеннолетнего ребенка, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, при отсутствии у лица дохода, обязанного к уплате алиментов, не слагается..."

В связи с чем в случае:

- если сумма чистого дохода (сумма дохода минус сумма затрат на осуществление предпринимательской деятельности и сумма уплаченных налоговых платежей) составляет 00,00 руб.

- либо сумма чистого дохода является отрицательной,

судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации.

При этом алгоритм расчета задолженности в отношении должников - индивидуальных предпринимателей аналогичен алгоритму, определенному в п. 1 "Расчет задолженности по алиментам в отношении лиц, работающих по трудовому договору (служебному контракту), получателей пенсий, стипендий и иных аналогичных выплат" - когда сумма чистого дохода является положительной, и в п. 2 "Расчет задолженности по алиментам в отношении "неработающих лиц" - когда сумма чистого дохода является нулевой либо отрицательной.

По результатам произведенного расчета судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете задолженности, которое должно соответствовать требованиям ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и в котором указываются все элементы, учтенные при определении размера долга, а именно:

- период, за который произведен расчет задолженности;

- принятый для определения задолженности размер дохода;

- учтенные при определении задолженности суммы платежей в счет ее погашения;

- принцип произведенного расчета задолженности <11>.

--------------------------------

<11> Так, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 05.11.2015 по делу N 33-16060/2015 судом указано на то, что оспариваемое постановление о расчете задолженности не может быть признано законным, поскольку в нем не указаны периоды, когда работал и когда не работал должник, имели ли место удержания по месту работы, не указаны даты и суммы частичной оплаты.

 

Копии постановления о расчете задолженности направляются должнику и взыскателю.

Кроме того, в указанном процессуальном документе необходимо обращать внимание на то, что согласно ч. 4 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности <12>.

--------------------------------

<12> По данному вопросу следует обратить внимание на Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 23.03.2016 по делу N 33а-4331/2016, в котором суд, отказывая в удовлетворении требования об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности, выразил следующую позицию: "...обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, М.А. ссылается на то, что размер задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем исчислен неверно. Таким образом, исходя из характера правоотношений, принимая во внимание, что М.А. фактически оспаривается размер задолженности по алиментам, т.е. от разрешения данных требований зависит определение гражданской обязанности должника исполнительного производства по погашению исчисленной задолженности по алиментам, а также учитывая, что определение надлежащего размера задолженности по алиментам направлено на защиту интересов не только самого М.А., но и на защиту интересов детей, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что заявленные М.А. требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства...", а также на п. 7 Бюллетеня судебной практики Московского областного суда за третий квартал 2013 года (утв. Президиумом Мособлсуда).

 

В случае если необходимо произвести расчет задолженности за определенный период, в течение которого должник обладал различными статусами (часть времени не работал, часть времени работал по трудовому договору и т.д.), в каждом таком периоде следует применять соответствующую методику расчета.

Согласно ч. 2 ст. 120 Семейного кодекса Российской Федерации, алиментные обязательства прекращаются в связи со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алиментные платежи.

Вместе с тем задолженность по алиментным обязательствам, образовавшаяся на момент смерти лица, обязанного их уплачивать, включается в состав наследственного имущества и переходит к его правопреемникам, то есть наследникам, принявшим наследственное имущество <13>. Замена должника в исполнительном производстве на его правопреемников осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

--------------------------------

<13> См.: Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 45-КГ16-1. Вообще с вопросами правопреемства при смерти должника - физического лица связан один из интересных моментов, не нашедший широко распространения в практике. А именно: согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если ни один из наследников не принял наследство, куда в том числе входят и долги наследодателя (ст. 1112 ГК РФ), то такое наследство, в том числе и долги по алиментам, считается выморочным и переходит в собственность Российской Федерации, которая, как правопреемник наследодателя, несет ответственность по его обязательствам перед взыскателем.

 

II. Порядок осуществления индексации алиментных платежей

 

Федеральным законом от 30.11.2011 N 363-ФЗ изменен порядок индексации алиментных платежей, уплачиваемых в твердой денежной сумме (ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации).

Указанный Федеральный закон вступил в силу с 02.12.2011.

Согласно указанным изменениям индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производится в зависимости от изменения величины прожиточного минимума.

Таким образом, индексации подлежат только те алиментные платежи, которые взысканы не в долях к заработной плате или иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты (ст. 81 СК РФ), а в твердой денежной сумме, которая может выражаться:

- в соответствующей сумме денежных средств, например, "...взыскать алиментные платежи в размере 5000,00 руб. ежемесячно...";

- в количестве минимальных размеров оплаты труда, например, "...взыскать алиментные платежи в размере 1,5 МРОТ ежемесячно...";

- в количестве величин прожиточного минимума, например, "...взыскать алиментные платежи в размере 1,5 прожиточного минимума на ребенка ежемесячно...".

При повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

О такой индексации работодатель должника обязан издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.

Величина прожиточного минимума на территории Российской Федерации и по соответствующим субъектам Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Например, на территории Волгоградской области указанная величина определяется в соответствии с Законом Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД "О прожиточном минимуме в Волгоградской области".

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Волгоградской области определяется ежеквартально Администрацией Волгоградской области соответствующим постановлением.

Таким образом, постановление об индексации размера алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель обязан выносить ежеквартально, по мере изменения величины прожиточного минимума.

При индексации алиментных платежей следует учитывать, что в законодательстве определены следующие социально-демографические группы населения:

- трудоспособное население;

- пенсионеры;

- дети.

Соответственно, при индексации алиментных платежей необходимо принимать во внимание то, к какой из указанных групп относится лицо, на содержание которого взысканы алименты (то есть взыскатель): ребенок, пенсионер и т.д.

Как уже было указано выше, для индексации во внимание принимается та величина прожиточного минимума, которая установлена на территории, на которой проживает лицо, являющееся получателем алиментов (то есть взыскатель).

Например, если с должника, проживающего на территории Волгоградской области, взысканы алименты в пользу лица (взыскателя), проживающего в г. Москва, то индексация алиментов будет производиться на основании установленного на территории г. Москвы прожиточного минимума.

Далее, под индексацией понимается один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей <14>.

--------------------------------

<14> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

 

Таким образом, если в какой-то из периодов произошло не увеличение, а уменьшение прожиточного минимума, за данный период индексация алиментных платежей не производится.

Например, Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 11.08.2015 N 465-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2015 г." прожиточный минимум на детей установлен в размере 9186,00 руб.

За третий квартал Постановлением того же органа от 09.11.2015 N 660-п указанная величина установлена в размере 8620,00 руб., что на 566 руб. меньше, чем в предыдущем периоде.

В случае применения методики расчетов индексации подлежащая взысканию сумма алиментных платежей уменьшится пропорционально уменьшению величины прожиточного минимума, что, конечно же, не является индексацией.

Для определения той или иной методики, в соответствии с которой должна быть проведена индексация, необходимо учитывать установленный судебным актом способ индексации алиментных платежей.

Так, если в исполнительном документе установлено, что сумма алиментных платежей подлежит индексации пропорционально росту минимального размера оплаты труда, то даже несмотря на то, что в законе установлена индексация в зависимости от величины прожиточного минимума, самостоятельно судебный пристав-исполнитель (или работодатель) не имеет права изменить установленный вступившим в законную силу судебным актом способ исполнения решения судебного акта и обязан проводить индексацию в соответствии с тем способом, который указан в судебном акте.

Вместе с тем если в исполнительном документе о взыскании алиментных платежей не определен способ индексации, то судебный пристав-исполнитель (работодатель) должен проводить индексацию в соответствии с законодательством, действующим на момент проведения данного действия.

Рассмотренные выше моменты позволяют прийти к выводу о том, что при индексации алиментных платежей судебный пристав-исполнитель осуществляет следующие действия:

- определяет социально-демографическую категорию, к которой относится лицо, на содержание которого взысканы алименты;

- определяет территорию, на которой проживает лицо, на содержание которого подлежат взысканию алименты, а также определяет установленную на данной территории величину прожиточного минимума;

- определяет период, за который должна быть проведена индексация;

- рассчитывает величину индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей;

- умножает величину рассчитанного индекса на сумму алиментных платежей, установленных в твердой денежной сумме (либо на дату последней индексации);

- выносит постановление об индексации алиментных платежей.

В зависимости от условий проведения индексации указанный алгоритм может дополняться и иными действиями, но в целом применим ко всем ситуациям.

Рассмотрим возможные варианты индексации алиментных платежей.

Вариант N 1.

Решением суда с должника Иванова И.И. взысканы алиментные платежи в твердой денежной сумме в размере 5000,00 руб. ежемесячно на содержание родителя, который является пенсионером, Петрова П.П., проживающего в г. Волгограде, начиная с 01.12.2015.

Необходимо произвести индексацию алиментов за период с 01.12.2015 по 01.06.2015.

В соответствии с вышеизложенным алгоритмом:

1. Судебный пристав-исполнитель определяет социально-демографическую категорию, к которой относится лицо, на содержание которого взысканы алименты. Установлено, что Петров П.П. является пенсионером.

2. Установлено, что взыскатель, на содержание которого подлежат взысканию алименты, проживает на территории Волгоградской области, соответственно, подлежит применению прожиточный минимум, установленный на территории Волгоградской области.

За период (с 01.12.2015 по 01.06.2016), за который следует произвести индексацию и в который происходили изменения величины прожиточного минимума, были изданы следующие нормативные правовые акты по вопросу величины прожиточного минимума:

- Постановление Администрации Волгоградской обл. от 09.02.2015 N 55-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за четвертый квартал 2014 г.", в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 6480,00 руб.;

- Постановление Администрации Волгоградской обл. от 22.07.2015 N 415-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за первый квартал 2015 г.", в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 7392,00 руб.;

- Постановление Администрации Волгоградской обл. от 11.08.2015 N 465-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2015 г.", в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 7487,00 руб.

3. Судебный пристав-исполнитель определяет период, за который должна быть проведена индексация.

Алиментные платежи взысканы с 01.12.2015. Индексацию следует произвести по 01.06.2016.

4. Судебный пристав-исполнитель рассчитывает величину индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей.

В 4 квартале 2015 года, на который в том числе приходится период с 01.12.2015 по 31.12.2015, величина прожиточного минимума пенсионеров в Волгоградской области составила 6480,00 руб.

С 01.01.2016 величина прожиточного минимума для пенсионеров в Волгоградской области составила 7329,00 руб.

Соответственно, величина индекса составляет 1,31:

7329,00 / 6480,00 = 1,31,

где:

7329,00 - величина прожиточного минимума для пенсионеров за первый квартал 2016 г.;

6480,00 - величина прожиточного минимума для пенсионеров за 4-й квартал 2015 г.;

1,31 - размер индекса, применяемого с 01.01.2016.

С 01.04.2016 произошло очередное увеличение прожиточного минимума для пенсионеров Волгоградской области, размер которого составил 7487,00 руб.

Таким образом, с 01.04.2016 должна быть проведена следующая индексация суммы алиментных платежей, подлежащая ежемесячному взысканию, а именно:

7487,00 руб. / 7329,00 руб. = 1,02,

где:

7487,00 - величина прожиточного минимума для пенсионеров за 2-ой квартал 2016 г.;

7329,00 - величина прожиточного минимума для пенсионеров за первый квартал 2016 г.;

1,02 - размер индекса, применяемого с 01.04.2016.

5. Судебный пристав-исполнитель умножает величину рассчитанного индекса на сумму алиментных платежей, установленных в твердой денежной сумме.

Первую индексацию необходимо произвести с 01.01.2016, то есть при первом увеличении величины прожиточного минимума.

Порядок индексации будет следующим:

5000 x 1,31 = 6550,00 руб.,

где:

5000,00 - размер алиментных платежей, установленных решением суда;

1,31 - размер рассчитанного индекса, применяемого с 01.01.2016;

6550,00 руб. - сумма алиментных платежей, полученная после индексации и подлежащая ежемесячному взысканию с 01.01.2016 по 01.04.2016.

Вторую индексацию необходимо произвести с 01.04.2016, то есть при втором увеличении величины прожиточного минимума.

Порядок индексации будет следующим:

6550 x 1,02 = 6681,00 руб.,

где:

6650 - проиндексированный размер алиментных платежей, подлежащих уплате с 01.01.2016 по 01.04.2016;

1,02 - размер рассчитанного индекса, применяемого с 01.04.2016;

6681,00 руб. - сумма алиментных платежей, полученная после индексации и подлежащая ежемесячному взысканию с 01.04.2016 по 01.07.2016.

Далее, при последующих увеличениях величины прожиточного минимума индексация производится по аналогичной схеме.

3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об индексации алиментных платежей.

Вариант N 2.

С учетом того, что прожиточный минимум для индексации алиментов введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 363-ФЗ, который вступил в силу со 02.12.2011, а до введения указанной нормы индексация производилась в зависимости от величины минимального размера оплаты труда, то неизбежно возникновение ситуаций, когда индексировать алименты необходимо с применением обеих величин.

При расчете задолженности по алиментным платежам за периоды, в которые индексация производилась как в зависимости от минимального размера оплаты труда, так и от величины прожиточного минимума, судебный пристав-исполнитель совершает следующие действия:

- определяет период, за который следует произвести индексацию алиментных платежей;

- определяет периоды, за которые размер алиментных платежей должен быть проиндексирован в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ), рассчитывает величину индексов, на которые должно произойти увеличение алиментных платежей в зависимости от МРОТ;

- определяет социально-демографическую категорию, к которой относится лицо, на содержание которого взысканы алименты;

- определяет территорию, на которой проживает лицо, на содержание которого подлежат взысканию алименты, а также определяет установленную на данной территории величину прожиточного минимума;

- определяет период, за который должна быть проведена индексация в зависимости от прожиточного минимума;

- рассчитывает величину индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей при увеличении прожиточного минимума;

- умножает величину рассчитанного индекса на сумму алиментных платежей, установленных в твердой денежной сумме (либо на дату последней индексации);

- выносит постановление об индексации алиментных платежей.

Вернемся к нашему же примеру, но алиментные платежи в размере 5000,00 руб. должны быть взысканы с 01.12.2008 по 01.06.2012.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: