Тема урока «Как используются синонимы»

1. Запиши дату и классная работа.

2. Минутка чистописания.

а о е и я

Ходить, шагать, плестись

 

Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

 

Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов?(Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Являются синонимами)

Какие слова называются синонимами?

Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой? (Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Подберите проверочные слова (устно)

 

3. Словарный диктант.

Дорога, картина, заяц, кино, ветер, посуда, капуста, рисунок, иней

Подчеркнуть опасные места.

4. Знакомство с новым словом: герой

Кто такой герой?

 

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

Многозначность слова

1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

а) Герой Великой Отечественной

б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации(спас ребенка во время пожара,…)

2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей

3. Город-герой

Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?

(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)

4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.

Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»

а)  Запишите слово в тетрадь

Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков

б) Подберите синонимы к слову герой

(смельчак, храбрец, победитель, персонаж, главное действующее лицо);

 

в) Подберите однокоренные слова к слову герой, определите часть речи этих слов

(героиня, героизм, героический, геройствовать);

 

г) Продолжите предложение

Мои любимые литературные герои – это….

 

д) Все ли перечисленные слова являются синонимами: смельчак, герой, храбрый?

(Нет, потому что слово храбрый отвечает на другой вопрос, поэтому синонимом не является).

5. Сегодня мы продолжаем изучать синонимы. Главный вопрос урока: «Помогают ли синонимы объяснить значение слова?»

 

6. Работа над рубрикой «Давай подумаем» учебник стр. 53.

Подберите синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов:

гладкий -……     зрелый -…….

мчаться -…..    мокрый -……

Что будете делать, если возникнет затруднение? ( Воспользуемся толковым словариком).

Проверим:

гладкий – ровный       зрелый – спелый

мчаться – нестись    мокрый – влажный, сырой

Рассмотрим отдельно пару синонимов зрелый – спелый. Давайте подумаем, что или кто может быть зрелым?

 (зрелый возраст; зрелая пора; зрелый плод; зрелое решение)

Что может быть спелым? (Плоды, ягоды).

Помогают ли синонимы объяснить значение слова?

(Да, каждый из синонимов имеет свой оттенок, что делает речь более выразительной и понятной).

Станет ли нам более понятным значение слова герой, если мы назовём его синоним «храбрец» или «персонаж»?

(Да, «храбрец» - это герой, совершивший смелый поступок, а «персонаж» - это герой какого-нибудь рассказа или фильма).

Сделайте вывод. (Синонимы уточняют, помогают объяснить значение слова).

Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.53.

(Вывод: часто синонимы помогают объяснить значение слова).

 

7. Выполнениеупр.1, с.54 (самостоятельная работа).

8. Выполнение упр.3, с.55

9. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый

занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.

Карточка № 2

Выпишите слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.

Самопроверка

10. Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз » (Устно)

«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

 

Какие синонимы услышали в стихотворении?

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)

11. Ответили мы на вопрос «Помогают ли синонимы объяснить значение слова?»

12. Домашнее задание – учебник стр. 54, упр. 2. Придумать 3 пары слов-синонимов (по выбору)

 

Выполненное только д/з отправить в виде фото в личном сообщении. Классную работу отправлять не надо.           

 

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: