Формирование представлений о технике у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Мир стремительно меняется. Жизнь современного ребенка, невозможно представить без техники: технические игрушки, бытовые приборы и цифровые гаджеты являются привычным атрибутом его повседневной жизни.

Динамизм современной жизни и формирование общества требуют квалифицированной подготовки педагогов по формированию представлений о технике у дошкольников, которому предстоит осваивать различные технические новшества и технологии. Поэтому первостепенное значение имеет развитие творческих способностей, умений и навыков в обучении и воспитании детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо не только научить детей пользоваться преимуществами технического мира, но и осознанно подходить к освоению современной техники. А для осуществления этого важно развивать у дошкольников познавательный интерес к технике.

Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании представлений о технике обосновывается в трудах целого ряда ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.). Однако воспитательные возможности ознакомления дошкольников с техническим миром на сегодняшний день изучены недостаточно (С.А. Козлова, О.В. Дыбина-Артамонова, Н.А. Орлова и др.).

В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А. Венгер, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, Р.И. Жуковская, И.И. Розанова) мир техники выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.

Ознакомление с техникой требует большой сосредоточенности и внимания, и в результате у детей активно развиваются психические процессы: увеличивается объем памяти, активизируется произвольное внимание, укрепляется воля, мышление становится более гибким и логичным, ребенок приучается думать не только конкретно, но и абстрактно. Формирование у дошкольников представлений о технике оказывает огромное влияние на все стороны развивающейся личности.

Ознакомление детей с техникой приобщает дошкольников к миру взрослых, к трудовой деятельности. Е.А. Алябиева отмечала, что при работе с простыми техническими моделями у детей формируются нравственные качества: аккуратность, бережливость, умение оказать помощь, взаимовыручка, ответственность за свои поступки, чувство коллективизма [1].

Многие исследователи детской речи (С.А. Козлова, И.М. Кондрако) отмечали, что при возникновении у детей устойчивого интереса к технике интенсивнее развивается речь дошкольников, за счет усвоения технических терминов, увеличивается пассивный и активный словари [2,3]. Поэтому перед педагогами стоит задача развития представлений о технике у детей дошкольного возраста.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по формированию представлений о технике у детей в ДОО был подобран комплекс методов (изучение документов, анализ педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, беседа).

С целью объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов, была предложена анкета «Определение уровня компетентности педагога». Целью анкетирования было выявить уровень воспитателей о формировании представлений о технике у детей дошкольного возраста; выяснить педагогические условия, методы и приемы, которые, по мнению педагогов, способствуют развитию представлений о технике детей дошкольного возраста.

Педагогам было предложено ответить на ряд вопросов:

1)«Какое значение, по Вашему мнению, имеет формирование представлений о технике в работе с детьми дошкольного возраста?»;

2)«Какие методы и приемы для формирования представлений о технике с дошкольниками Вы чаще всего используете?»; 

3)«С какими видами техники Вы знакомите детей?».

4)«Во время каких видов деятельности с дошкольниками Вы знакомите детей с техникой?»; 

5)«Применяете ли Вы технические игрушки как средство развития представлений о технике? Если да, то какие именно технические игрушки используете?».

6)«Какие условия созданы для организации взаимодействия детей с техникой в Вашей группе?»;

7)«Как Вы поддерживаете интерес ребенка к формированию представлений о технике?».

В анкетировании участвовали 8 педагогов ДОО.

Ответы на первый вопрос показали, что значительная часть воспитателей, а это 50 % (4 воспитателей) считают, что современным детям нужно формировать представления о технике, так как: «дети растут в мире высоких технологий…», «расширить знания о видах техники и ее назначении, обратить внимание, что бытовая техника нужна для человека, для облегчения труда и жизни, что ее создает человек…», «учить бережно относиться к труду человека, беречь предметы техники, воспитывать познавательный интерес и стремление к творческой деятельности…».

12,5% (1 воспитатель) опрошенных определила важное место формирования представлений о технике у дошкольников: «воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электроприборами…», «познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта…». Треть опрошенных 37,5% (3 воспитателей) не дали конкретного ответа на этот вопрос, хотя отметили положительное влияет использование формирований представлений о технике для развития личности ребенка. Это может свидетельствовать о низком уровне осведомленности у воспитателей о возможностях формирования представлений о технике.

Одним из воспитателей было подчеркнуто, что «...от выбора и характера использования того или иного метода и приёмов зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или обременительным, выполняемым лишь для отбытия повинности». Ответы воспитателей на второй вопрос показали, что основными методом в формировании представлений о технике является игровой (дидактические, имитационные, ролевые, театрализованные и другие виды игр) - 37,5% (3 воспитателей). Следующий по важности метод, используемый 25% (2 воспитателей) воспитателями – словесный и наглядный: чтение художественной литературы (рассказов, стихов и сказок), рассматривание картин, фотографий, иллюстраций в сочетании с продуктивными видами деятельности. Так же 12,5% (1 воспитатель) воспитателей, среди часто используемых методов, которые способствуют возникновению интереса к технике у детей, считают практический, в данный метод они отнесли наблюдение, экспериментирование и создание проблемных ситуаций.

Ответы воспитателей на третий вопрос: «С какими видами техники Вы знакомите детей?» показали, что 37,5% (3 воспитателей) из них считают важным познакомить детей с техникой приготовления и хранения пищи, уборки дома, ухода за одеждой, ухода за внешностью, видами транспорта: наземный, воздушный, морской.

Данная категория педагогов не стремится углубить и разнообразить представления детей о различных видах техники, они поддерживают интерес детей к технике, о которой дети имеют устойчивое представление.

12,5% (1 воспитатель) опрошенных воспитателей рассказали, что знакомят детей с измерительными приборами: часы; будильники; термометры для измерения температуры тела, воздуха в помещении и на улице, температуры воды; весами и т.п. 12,5% (1 воспитатель) отметили необходимость использование вычислительной техники: калькуляторы, телефоны, компьютеры, принтеры, мультимедийные проекторы и т.п. а так же 12,5 % воспитателей назвали робототехнику как шаг на пути осознания детьми важности техники.

Анализ ответов на следящий вопрос показал, что к применению формирования представлений о технике воспитатели прибегают преимущественно на занятиях, которым предшествует определенная подготовка (7 воспитателей – 87,5%). Среди названных занятий преобладали образовательной деятельности по речевому развитию и познавательному развитию (3 воспитателя – 37,5%) - знакомство детей с представления о различных видах техники через рассматривания картин, диафильмов, беседы, разучивания стихотворений, чтения рассказов, сказок. Часть воспитателей использует формирование представлений о технике во время организации игровых моментов (2 воспитателей – 25%), преимущественно были названы подвижные игры и игры с сюжетом. Были также упомянуты такие режимные процессы как утренняя гимнастика (1 воспитатель – 12,5%) и прогулка (1 воспитатель – 12,5%).

Вопрос: «Применяете ли Вы технические игрушки как средство развития представлений о технике? Если да, то какие именно технические игрушки используете?» заставил воспитателей разделиться на две группы. Первая группа – это воспитатели, которые активно используют технические игрушки в формировании представлений о технике. Их составило 62,5% (5 воспитателей). Воспитателями были перечислены технические игрушки, которые они активно используют: различные виды машин, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины, электроприборы.

Вторая группа – это 37,5% (3 воспитателей) воспитателей не используют технические игрушки и не знают всех возможностей развития представлений о технике. Было отмечено, что воспитатели данной группы не знают, как методически правильно использовать технические игрушки.

Результаты ответов на следующий вопрос показали что, одно из условий для организации взаимодействия детей с техникой в ДОУ считается правильная организация предметно-развивающей среда. Поэтому во всех группах воспитателями организованы «Центры активности» – зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности с техникой.

У 50% (4 воспитателей) опрашиваемых группы оснащены «Книжным уголком». В них хранятся сказки, рассказы, стихи, энциклопедия; иллюстрации и наглядно-дидактические пособия. В 37,5% (3 воспитателей) групп преобладает «Центр игры», где дети взаимодействуют с игрушками транспортного вида и назначения (легковые, грузовые, автофургоны, пожарная, скорая помощь и т.д.); игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т.д.); набор атрибутов для разнообразных игр: сотовые телефоны, наушники, диски, бинокли, пульт дистанционного управления и т.д.).

Лишь 12,5% (1 воспитатель) воспитателей считают нужным поддерживать «Центр конструирования», который играет очень важную роль в развитии конструктивно - модельных действий детей, а также детей к миру технического изобретательства.

Отвечая на вопрос «Как Вы поддерживаете интерес ребенка к формированию представлений о технике?» поступали различные варианты: проявлять заинтересованность, расспрашиваю знаний о технике – 25% (2 воспитателя), оказываю эмоциональную поддержку, одобряю – 12,5% (1 воспитатель), создавая условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей – 25% (2 воспитателя), предоставляю возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ним – 12,5% (1 воспитателя), формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое – 25% (2 воспитателя).

По результатам анкетирования мы выяснили, что только 1 педагога имеют высокий уровень компетентности, 3 педагога – средний уровень, 4 педагогов – низкий уровень. Результаты анкетирования показали, что у воспитателей старшей группы недостаточные знания программных задач и содержания по формированию представлений о технике, также отмечен низкий уровень самообразования.

Воспитатели не в полном объеме знают задачи образовательной программы, реализуемой в ДОО по формированию представлений о технике, что свидетельствует о наличии у воспитателей недостаточно четких представлений о требованиях к педагогической деятельности воспитателя в условиях ДОО.

Также, была просмотрена документация воспитателей старшей группы (перспективные и календарно-тематические планы).  Программное содержание направленна на ознакомления детей с техникой, учит: формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.) и их назначении. Формировать представления о различных видах транспорта (общественный, строительный, воздушный, морской и др.). Обращать внимание на то, что техника служат человеку, и он должен бережно к ним относиться. Вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. Развить умения определять материалы, из которых изготовлены предметы и закрепление умения сравнивать.

Проверка планов воспитательно-образовательной работы с детьми показала – воспитатели планируют работу по формированию представлений о технике в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

Организуя деятельность детей по формированию представлений о технике, педагог старается развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. В программе дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта. В работе использую разнообразные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, экспериментирование, индивидуальная работа с детьми.

Итог, проведенный анализ анкетирования и изучения документации позволил прийти к выводу, что большинство педагогов не владеют достаточным уровнем знаний по формированию представлений о технике.

Таким образом, выявленный уровень проявления профессиональных компетенций у большинства воспитателей ДОО не соответствует профессиональным требованиям. Результаты констатирующего этапа продемонстрировали необходимость моделирования процесса повышения квалификации воспитателей, ориентированного на развитие профессиональных компетенций по формированию представлений о технике у детей дошкольного возраста. Учитывая необходимость расширения спектра форм, методов, технологий и средств познавательного развития дошкольников, о чем прописано в содержании нормативных документов и программ дошкольного образования.

По итогам анкетирования и проверке документации мы пришли к выводу, что педагоги затрудняются планировать работу по формированию представлений о технике в течение дня в разных видах деятельности, было выяснено, что у педагогов только частично организована работа по формированию представлений о технике в разных формах и видах детской деятельности. В дальнейшем, перед руководством ДОО была поставлена задача обучить педагогов и помочь практически освоить планирование по формированию представлений о технике у детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: