Contraction и release

Современный танец- 6,7,8 класс. – преп. Бурнасова Инна Николаевна


Рекомендую выполнять самостоятельно в разных вариациях под музыку.


Основные принципы танца джаз-модерн

Основные принципы танца джаз-модерн относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволю­ции различных систем танца. Эти принципы были заимствова­ны в основном из джазового танца и из танца модерн, а также из классического балета.



Поза коллапса.

Речь идет о своеобразном держании тела, когда нет напря­жения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслаблено, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс, и голова чуть наклонены вперед. При напряжении невозможно движе­ние отдельными центрами, например, пелвисом или грудной клеткой, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны. Основная задача педагога на первом эта­пе обучения - добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различными его частями. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны.

 

Изоляция и полицентрия.

В африканском танце тело как бы состоит из отдельных час­тей-центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, педвис (тазобедренная часть), руки и ноги. Эти центры могут пространственно и ритмически независимо двигаться, имен­но это и создает полицентрию движения. Каждая часть тела или каждый центр имеет свое собственное поле напряжения исвой собственный центр движения. Полицентрия - это ос­новополагающий принцип танцевальной техники. Для того чтобыперевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подра­зумевает, что каждая часть тела, центр двигается независимо от другого центра. Эта, на первый взгляд, простая задача доста­точно сложна для начинающего танцора, так как по анатоми­ческим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движение, например, головой, естественно вы­зывает напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Од­нако изоляция - это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз-танцу.

 

Полиритмия.

В джаз-танце центры могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, но и в различных ритмичес­ких рисунках, метрически независимых друг от друга.

Полиритмия тесно связана с музыкой. Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична по своей структуре, т.е. наложения различных ритмических рисунков не происходит, однако во время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм импровиза­ции. Это приводит к появлению такого понятия, как свинг, т.е. определенной пульсации основного ритма, связанного со сме­щением мелодического рисунка и ритмической основы про­изведения. Именно это смещение невозможно зафиксировать нотными знаками, однако оно очень влияет на танцевальное движение, которое исполняется под свинговую музыку, поэто­му танцор должен чувствовать своим телом музыкальный свинг и стараться воплотить его в движении. Отсюда и появляется не только музыкальное, но и танцевальное понятие свинга. В тан­це это понятие означает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком.

Примером полиритмичного движения является ударник, который одновременно руками и ногами создает разнообраз­ные ритмы и зачастую поет.

Все вышесказанное относится и к иной по жанру музыке, используемой для создания хореографического произведе­ния. Современная музыка, не только джазовая, в основном очень сложна по ритмической структуре. Особую сложность у исполнителя вызывают нечетные размеры, которые непри­вычны для эстетики классического балета. Это требует внима­тельного отношения к развитию ритмического восприятия у учащихся.

 

Мультипликация.

Это понятие также тесно связано с ритмом. Оно означа­ет, что единое движение раскладывается на составные части, фазируется или мультиплицируется. Однако количественное увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к увеличению музыкального такта. Говоря иными словами, в че­тырехдольном такте делается несколько акцентов в промежут­ках между основными долями такта. Мультиплицированные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегуляр­ными. Они могут занимать весь такт, но могут и только какую-либо его часть. Рассмотрим мультипликацию на примере шага. Шаг - это не только движение, связанное с перемещением в пространстве, но и перенос веса тела с одной ноги на другую. При мультипликации в промежутке между шагами исполняет­ся несколько движений, но только одно движение связано с пе­реносом веса тела.

 

Координация.

При движении двух или более центров одновременно воз­никает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами: импульсом, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное дви­жение, либо применяется принцип управления, т.е. центры включаются в движение последовательно. Координироваться могут самые различные центры: голова и пелвис, руки и голо­ва, плечи и голова. Менее употребительна координация головы и грудной клетки, но и она возможна. Плечи могут координи­роваться с головой, пелвисом, руками и ногами. Пелвис соче­тается с головой, грудной клеткой, плечами, руками и ногами. Движения двух и более центров могут быть исполнены в одном направлении (например, голова и пелвис вперед-назад), и тог­да мы говорим о параллелизме, но могут двигаться и в проти­воположных направлениях (например, голова - вперед, пел­вис - назад), и тогда мы говорим об оппозиции.

В джаз-танце существует понятие, на первый взгляд, проти­воречащее изоляции, когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им, но при управлении заметен вре­менной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем через определенный промежуток времени - другой, третий и т.д. При активизации центра мы за­трачиваем определенное мышечное усилие, которое и называ­ется импульсом.

Contraction и release.

Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног. Contraction - сжатие, сокращение, т.е. относительное умень­шение объема тела. Противоположное понятие - release, т.е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.

Contraction и release тесно связаны с дыханием. Contraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамичес­кую окраску движениям. Contraction не является динамическим движением, т.е. сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. Важная особенность - во время con­traction происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается во время release или какого-либо движения.

Contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь поз­воночник, последней в движение приходит голова. Аналогич­но, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в «солнеч­ное сплетение», что является серьезной ошибкой. К обучению contraction педагогу необходимо подходить очень внимательно.

Уровни.

Джаз-модерн танец активно использует передвижение тан­цора не только по горизонтали, но и по вертикали. Располо­жение исполнителя на полу (в партере) употребляется доста­точно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кро­ме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), «мост», стойка на руках, стойка на лопатках («березка»), колесо.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: