Инструкция к проведению

Коммуникативные способности.

Для определения уровня развития коммуникативных способностей детей 5-6 лет включает  четыре диагностические методики Н. Е. Веракса.

Предлагаемые методики позволяют определить:

Методика №1 различает ли ребенок ситуации взаимодействия;

Методика № 2 понимает ли дошкольник состояние сверстников;

Методика №3 владеет ли способами выражения своего отношения ко взрослому;

Методика №4 владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику.

Данные методики позволяют определить возрастную динамику развития коммуникативных способностей ребенка и его ин­дивидуальные особенности.

Методика №1.

Цель: определение уровня развития коммуника­тивных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Стимульный материал: Демонстрационный материал (Рис. 24,25,26)   и индивидуальные картинки (для каждого ребенка) с изображением различных ситу­аций общения и взаимодействия взрослого с детьми: занятие (рис. 24), игра (рис. 25), чтение книги (рис. 26). На каждой картинке представ­лены два варианта поведения детей -нормативное и ненормативное (кто-то из детей нарушает правило). Карандаши. Приложение№1.

Инструкция к проведению

Психолог. Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Вам нужно очень внимательно выслу­шать то, что я буду говорить и выбрать картинку, на которой изобра­жен правильный ответ. Рядом с картинками есть пустые кружочки (показывает). Выбрав нужную картинку, в кружочке рядом с ней по­ставьте крестик. Каждый из вас должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Задание 1. (Рис. 24.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой кар­тинке изображено, что все дети хотят заниматься. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

В ходе выполнения первого задания педагог проверяет, правильно ли дети поняли инструкцию: отмечают ли они выбранные картинки крестиком. Детям, испытывающим затруднения, педагог повторяет инструкцию.

Задание 2. (Рис. 25.) Рассмотрите картинки (пауза). Отметьте, на какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе. Поставьте рядом с ней крестик в пустом кружке.

Задание 3. (Рис. 26.) Рассмотрите картинки (пауза). На какой кар­тинке изображено, что все дети хотят слушать сказку? Поставьте ря­дом с ней крестик в пустом кружке.

Каждый раз педагог ждет, пока все дети выполнят задание, и только потом переходит к следующему.

Оценка

3 балла — ребенок правильно выбрал все 3 картинки.

2 балла — ребенок правильно выбрал 2 картинки.

1 балл — ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Методика 2

Цель: выявление уровня развития комму­никативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Стимульный материал: Демонстрационный материал(рис. 27, 28,29,30,31,32)   и индивидуальные картинки (для каждого ребенка), передающие различное эмоцио­нальное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки (рис. 27, 28), игра детей (рис. 29, 30), ссора (драка) детей (рис. 31, 32). Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционально­го состояния детей - веселое и грустное. Карандаши. Приложение №2.1 Вариант для девочек. Приложение №2.2 Вариант для мальчиков.

Инструкция к проведению

Вариант для девочек задание 2,4,6. Вариант для мальчиков задание 1,3,5.

 Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повто­ряет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на картинку и подумайте, что здесь происходит; вслух ничего не го­ворите (пауза). Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картин­ки справа) (пауза)». Затем дошкольникам дается задание в соответ­ствии с изображенной ситуацией:

Задание 1. (Рис. 27.) Как вы думаете, каким мальчик кажется де­вочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кру­жочке.

Задание 2. (Рис. 28.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 3. (Рис. 29.) Как вы думаете, каким мальчик кажется де­вочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кру­жочке.

Задание 4. (Рис. 30.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 5. (Рис. 31.) Как вы думаете, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Задание 6. (Рис. 32.) Как вы думаете, какой девочка кажется мальчи­ку? Рядом с нужной картинкой поставьте крестик в пустом кружочке.

Оценка

3 балла — ребенок выбрал правильно 4 и более картинки.

2 балла — ребенок выбрал правильно 2-3 картинки.

1 балл — ребенок выбрал правильно 1 картинку.

Методика 3

Цель: выявление уровня развития коммуника­тивных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому).

Стимульный материал

Демонстрационный материал (рис. 33,34,35,36) и  индивидуальные картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрос­лому в различных житейских ситуациях (бабушка с тяжелыми сум­ками (рис. 33), бабушка в транспорте (рис. 34), мама, забивающая гвоздь (рис. 35), болеющая мама (рис. 36). Карандаши. Приложение №3

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторя­ет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите на левую верхнюю картинку (пауза). Как вы думаете, что происходит на картинке? Теперь рассмотрите остальные картинки (пауза)». Далее детям дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:

Задание 1. (Рис.33.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.

Задание 2. (Рис.34.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.

Задание 3. (Рис.35.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Задание 4. (Рис.36.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка

3 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помо­гает взрослому (несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).

2 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит за­труднения взрослого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т. д.).

1 балл — ребенок выбирает ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

Методика 4

Цель: выявление уровня развития коммуника­тивных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

Стимульный материал

Демонстрационный материал (рис. 37, 38,39,40)  и индивидуальные картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях (де­вочка, поскользнувшаяся на льду (рис. 37); малыш, на которого зама­хивается мальчик-подросток (рис. 38); девочка, плачущая у сломанной постройки (рис. 39); мальчики, ссорящиеся из-за игрушки (рис. 40)). Карандаши. Приложение №4

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторя­ет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите, что происходит на верхней картинке (пауза). Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза)». Далее детям задается вопрос в соответствии с изо­браженной ситуацией.

Задание 1. (Рис. 37.) Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.

Задание 2. (Рис. 38.) Отметьте картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.

Задание 3. (Рис. 39.) Отметьте картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.

Задание 4. (Рис. 40.) Отметьте картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.

Оценка

3 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помо­гает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает сла­бого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликт­ной ситуации (совместная игра детей)).

2 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрос­лому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить ма­лыша и т.д.).

1 балл — ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стре­мится помочь другому ребенку

Обработка результатов:

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в соответствующие графы таблицы. Подсчитывается количество детей и показатель в %, имеющих тот или иной уровень. На основании суммы баллов определяется уровень формирования показателей интегративного качества. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Данные заносят в сводную таблицу №3 по группе детей.

Интерпретация показателей:

12-9 баллов высокий уровень развития -получают дети, которые четко распознают различ­ные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают свое пове­дение в соответствии с ними, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе об­щения, имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому, имеющие устойчивые представле­ния об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.

8-5 баллов средний уровень развития - получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъяв­ляемые взрослым. Поведение таких детей не всегда соответствует пра­вилам ситуации, не всегда различающие эмоциональ­ное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении, имеющие недостаточно четкие пред­ставления об общепринятых нормах и способах выражения отноше­ния ко взрослому, имеющие недостаточно четкие пред­ставления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуни­кации с другими детьми.

4 балла и ниже низкий уровень развития - получают дети, которые почти не распознают си­туации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослым в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми, затрудняющиеся в различении эмо­ционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении со сверстниками, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: