Средневековое японское общество имело сложную структуру. Как господствующий класс самураев, так и эксплуатируемый класс состоял из различных слоев, был разделен в силу специфических средневековых особенностей - наличия кровнородственных союзов, территориальных общинных объединений на различных уровнях, наличия многочисленных сословных и внутрисословных градаций, многообразных связей подчинения низших высшим.
Жизнь каждого слоя была жестко регламентирована как «сверху», так и «снизу», хотя границы между простолюдинами и дворянствам оставались открытыми. За основу была положена сословная система си-но-ко-сё, установленную в Японии при сёгунате Токугава, т.к. именно период правления сёгуната (1192- 1867) считается классическим феодализмом Японии. Си - было представлено самурайством (военным сословием), но - крестьянством, ко - ремесленниками, сё - торговцами.
Социальная пирамида Японии выглядела следующим образом.
Император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно - церемониальные функции.
Непосредственно за ним следовала родовая знать - кугэ, не имевшая (к XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна - высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии - считавшихся государственными.
Следующую ступень занимали букэ (самураи) - фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси - рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев.
Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.
Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи. За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии.
На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки находились вне ее и относились к низшим слоям населения. К ним относились: эта («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники (ямабуси и др.), хинин (нищие), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др.
Подробная характеристика:
Хотя император - тэнно (кит. «тянь хуан» - небесный правитель) - является логической вершиной социальной структуры Японии он не обладал в средние века реальной властью в стране.
Своеобразие феодальных отношений Японии нашло отражение в двойственной структуре власти: император - «живой бог» - царствовал, но не управлял, почитание его было связано с религиозным культом - синтоизмом, реальной же властью обладал сёгун.
Сёгун - титул военных диктаторов, которые управляли Японией с 1192 по 1867 год. Этот титул получали генералы, направляемые покорять племена на северо-востоке острова Хонсю.
Власть сёгуна достигла своего апогея во времена сёгуната Токугава. Официальная доктрина сёгуната Токугава гласила, что сёгун правит на основании полученного им «мандата Неба», является верховным правителем страны, объектом «великого морального долга» со стороны подданных.
Непосредственно ниже императора на социальной лестнице при сёгунате Токугава стояли кугэ - придворная киотоская (столичная) аристократия родственники императора и потомки родовой аристократии периода формирования японского государства (III-VI вв.). Этот социальный класс был тесно переплетен с центральным правительством. Кугэ принимали участие в детализированных дворцовых церемониях, занимавших все их свободное время. Кугэ не имели земель и, следовательно, не обладали экономической и политической силой. Они получали жалованье рисом от сёгуна и полностью зависела от его действий. Кугэ номинально составляли самый высокий разряд феодального дворянства (си), остальная его часть была отнесена к категории букэ (военные дома), которые и представляли господствующий в стране класс военно-феодального дворянства.
Букэ делились на владетельных князей (даймё) и рядовых дворян (буси), не имевших, как правило, земельных владений. Владетельные князья, в подавляющем большинстве находившиеся в зависимости от дома Токугава, делились на категории согласно доходам - по количеству собранного в их владениях риса (рис был основным мерилом ценностей). Самый верхний слой даймё составляли симпан, связанные с домом сёгуна родственными узами.
Остальных, в зависимости от их поддержки в войне при установлении сёгуната Токугава, делились на две категории:
· фудай-даймё
· тодзама-даймё.
Фудай - это прямые вассалы сёгуна, свыше 150 князей, связанных с Токугава еще до прихода его к власти. Из них составлялись высшие правительственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции.
Тодзама-даймё были опальной группировкой высшего дворянства. 80 феодальных князей, более богатых и сильных, чем фудай, и не уступавших по экономической силе сёгунскому дому, рассматривались Токугава как постоянные и опасные соперники. Тодзама не разрешалось занимать правительственные посты; высшие правительственные органы, правительственные посты;
Весьма активно давить на даймё позволяла система заложничества (санкинкотай). Все князья были обязаны через год приезжать в столицу с семьей и свитой. По истечении года даймё возвращался в княжество, жена и дети оставались при дворе сёгуна в качестве заложников. Неповиновение, попытка создания антиправительственной коалиции вызывали немедленные репрессии в отношении членов семьи даймё. Кроме того, санкинкотай возлагала на князей и дополнительное финансовое бремя: постоянные переезды, жизнь в столице, строительство и содержание там собственных дворцов ослабляли княжество, одновременно обогащая и украшая Эдо. Сёгунат не облагал налогом феодальные княжества, но периодически по заведенному обычаю князья преподносили сёгуну «дары» - золотые и серебряные монеты - от нескольких сотен до нескольких тысяч.
Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом, выражавшимся в рисе. Общий рисовый доход Японии в начале XVII столетия определялся в 11 млн. коку (1 коку -- 180,4 литра), в том числе 4 млн. коку принадлежало дому Токугава. Остальные князья значительно уступали ему в богатстве. Только 16 феодальных князей имели доход свыше 300 тыс. коку риса каждый. Именно они (верхушка владетельных князей-дайме) представляли собой наиболее крупных удельных владетелей, обладавших большим количеством вассалов и пользовавшихся самостоятельностью в своих княжествах. Подавляющее же большинство князей (свыше 200) находилось в полной зависимости от Токугава. Дайме считались те феодалы, земли которых приносили доход более 10 тыс. коку (примерно 1500 т.) риса.
К следующей после дайме прослойке феодалов относились хатамото(«знаменные»), земли которых давали менее 10 тыс. риса. Как правило, хотамото были непосредственными вассалами сегуна. Из них формировалось чиновничество государственного аппарата, обширная система сыска и надзора, набиралось сёгунское войско. Особое место занимали чиновники мэцукэ (смотрящие), деятельность которых была направлена на выявление нарушений интересов сёгуна. Будучи независимыми от должностных лиц и совмещая функции полицейского и прокурорского надзора, мэцукэ осуществляли тайную и явную слежку не только за служилым самурайством центрального и местного аппарата, но прежде всего за князьями.
Самураи - господствующий военный класс в средневековой Японии. Существовало три источника формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации. Второй путь - наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю. В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин), превращались в крупных феодальных собственников.Местные землевладельцы для гарантии безопасности своего владения (сёэна) коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору.
По сравнению с тремя прочими сословиями «простолюдинов» - крестьян, ремесленников и торговцев - самураи пользовались огромными привилегиями. С другой стороны, их практическая деятельность в условиях длительного мира, установившегося в период Эдо, сводилась лишь к несению караульной службы или, в лучшем случае, к участию в парадных процессиях, т.к. согласно кодексу самурайской чести, японский дворянин не имел права заниматься в жизни чем-либо, кроме военного дела. Князья больше не нуждались в сильных и многочисленных дружинах, а кроме того, указы сёгуната предписывали значительное их сокращение.
Таким образом, теряя сюзерена, самураи низших рангов разорялись, становились ронинами («человек - волна», бродячий самурай), ряды которых пополняли и обедневшие самураи, покидавшие князя из-за того, что их уже не удовлетворял размер рисового пайка.