Семинар 3. Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI – кон. XVII вв.) (4 часа)

Занятие 1. Сословно-представительная монархия и ее институты - 2 часа

1. Формирование сословного строя и правовой статус сословий.

2. Государственный строй Московского царства.

1. Ответ на первый вопрос семинарского занятия предполагает анализ процесса образования российских сословий. Следует иметь в виду, что социальная структура Московии, унаследованная от периода раздробленности, была достаточно пестрой. Проследите, как изменяется характер взаимоотношений между различными категориями населения. Как определяется круг их обязанностей по отношению к государству, их права. Определите критерии деления населения на податное и служилое. Охарактеризуйте тенденции развития российских сословий на протяжении всего изучаемого периода истории. Какие исторические события оказали наибольшее влияние на формирование сословной структуры общества?

2. Ответ на данный вопрос следует начать с определения сословно-представительной монархии. Сопоставьте закономерности политико-правового развития России и зарубежных стран в аналогичные периоды истории государства и права. Как проходило становление политических институтов России в данный период, каково их функциональное назначение, принципы работы? Как менялась структура органов государственной власти в Центре и на местах на протяжении изучаемого периода? Какие исторические события оказали на данный процесс наибольшее влияние?

Дайте определение следующим терминам:

сословно-представительная монархия, сословие, служилые люди, служилые люди по отечеству, служилые люди по прибору, тяглые (черные) люди, стрельцы, гулящие люди, земский собор, освященный собор, боярская дума, воевода, опричнина, губные избы.

Темы докладов и рефератов:

1. Государственные реформы Ивана IV.

2. Расширение территории Московского государства. Организация управления присоединенными землями.

3. Формирование сословного строя в работе В.О. Ключевского “История сословий в России”.

4. Казачество как особая историческая социальная группа.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М., 2013. С.178 - 199.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. -С.75 - 87.

Дополнительная литература:

Обзор истории русского права /М.Ф. Владимирский-Буданов – М: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

Библейские основы уголовного наказания в праве Московского государства/ А.А. Рожнов // История государства и права. -2013. -№5. -С.9-12.

Роль и значение Земского Собора 1613 г./ С.С. Зенин // История государства и права. -2013. -№3. -С.9-14.

Ближняя Дума в конце XVI- начале XVII в.: численность и состав /Я.Г. Солодкин // История государства и права. -2013. -№3. -С.22-27.

История сословий в России // Ключевский В.О. История России. Специальные курсы. - М., 2003. - С.269 – 469.


Занятие 2. Развитие отечественного права в период сословно-представительной монархии - 2 часа

1. Источники права. История создания, источники и структура Соборного Уложения 1649 г.

2. Право собственности на землю и правовое положение сословий по Соборному Уложению.

3. Уголовное право по Уложению.

4. Процессуальное право.

1. Отвечая на первый вопрос, следует дать общую характеристику важнейших источников права изучаемого периода. Определите предпосылки и цель принятия того или иного правового акта, его структуру, охарактеризуйте круг регулируемых отношений. Проведите сравнительный анализ Судебников 1497 и 1550 гг. Продемонстрируйте, что Судебник 1550 г. по разнообразию регулируемых ситуаций и богатству правовых институтов значительно превосходит Судебник 1497 г.

К источникам, содержащим нормы церковного, некоторые нормы гражданского, семейного и уголовного права, следует отнести так называемый Стоглав 1551 г. Охарактеризуйте данный документ.

Особое внимание следует уделить характеристике крупнейшего правового памятника изучаемого периода – Соборного Уложения 1649 г. Определите предпосылки и поводы принятия, охарактеризуйте работу над составлением Уложения, его источники структуру и содержание.

Завершить обзор источников права периода сословно-представительной монархии следует рассмотрением Торгового устава 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г. Охарактеризуйте мотивы принятия, основное содержание и значение этих документов.

2. В рассматриваемый период получают юридическое закрепление сложившиеся ранее три вида феодального землевладения: государственное (дворцовые земли, земли черных волостей), вотчинное (родовые, выслуженные, купленные), поместное. Охарактеризуйте каждый их видов. В чем различие в их правовом положении.

Вспомните, как развивалось правовое положение сословий до принятия Соборного Уложения 1649 г. Определите права и обязанности сословий по Соборному Уложению, снабдив ответ цитатами из источника.

3. Отвечая на вопрос, следует сделать вывод о том, что в Соборном Уложении понимается под преступлением. Охарактеризуйте круг субъектов преступлений. Определяет ли закон случайное ненаказуемое действие и формы вины (умышленную и неосторожную), соучастие, укрывательство? Перечислите виды преступлений, описанных в источнике, приведите примеры каждого из них. Какова цель наказаний и принципы их назначения?

4. В отношении организации суда Уложение исходит из ранее сложившейся системы. Какие учреждения осуществляли судебные функции? Охарактеризуйте формы судебного процесса: состязательный (суд) и следственный (розыск). В чем их различие? Какие виды доказательств регламентирует законодательство?

Дайте определение следующим терминам:

правеж, повальный обыск, ссылка из виноватых, общая ссылка.

Темы докладов и рефератов:

1. Домострой – сборник бытовых, нравственно-моральных и юридических правил.

2. Этапы закрепощения крестьянства.

3. Развитие права феодального землевладения в XVI -XVII вв.

Источники:

Соборное уложение 1649 г.//Хрестоматия… С.47 - 138.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов.– М., 2013. С. 199- 230.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. -С.87 – 100.

Дополнительная литература:

Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов– М: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

Нормы уголовно-исполнительного права по законодательству первых Романовых (XVII в) /А.М. Фумм // История государства и права. -2013. -№17. -С.26-31.

Влияние судебной практики на уголовное законодательство Московского государства/ А.А.Рожнов // История государства и права. -2013. -№15. -С.53-57.

Обычное право как источник уголовного права Московского государства /А.А.Рожнов // История государства и права. -2013. -№7. -С.38-42.

Семинар 4. Становление и развитие абсолютной монархии в России в XVIII в. – 4 часа

Занятие 1. Реформы Петра I - 2 часа

1. Становление российского абсолютизма. Изменения в государственном строе.

2. Общественный строй.

3. Изменения в праве: источники, направления правового регулирования.

4. Судебный процесс.

1. Ответ на первый вопрос следует начать с определения сущности абсолютизма, общей характеристики особенностей становления абсолютной монархии в России. Определите предпосылки петровских преобразований, исторические факты, оказавшие на них влияние.

Реформы высших органов власти и управления первой четверти XVIII в. следует рассматривать в рамках следующих периодов:

1699-1710 гг. – частичные преобразования;

1710-1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления;

1719-1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления.

Охарактеризуйте предпосылки государственных реформ, методы их проведения и результаты. Опираясь на текст соответствующих указов, определите цели создания, функциональную организацию новых политических институтов. Зарисуйте в тетради схему органов государственной власти и управления с комментариями (дата учреждения, функциональная нагрузка, состав), сложившихся на конец правления Петра I.

2. Усиление роли государства в изучаемый период проявилось в детальной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Вспомните тенденции социального развития в предшествующий период. Как меняется правовой статус землевладельческих сословий? Охарактеризуйте обязанности и права различных категорий населения. Как они регламентировались?

3. Начать ответ на вопрос следует с общей характеристики законодательной деятельности первой четверти XVIII в. Обратите внимание, что в отличие от предшествующего периода, появляются правовые акты, посвященные отдельным областям юридической деятельности.

Характеризуя развитие гражданского права, определите факторы, отразившиеся на правовом регулировании имущественных отношений. Чем определялся статус субъектов гражданско-правовых отношений? Как закон разделял объекты гражданского права? Какие вещные права знает петровское законодательство? Охарактеризуйте институты обязательственного права. Рассматривая изменения, произошедшие в области брачно-семейного права, покажите, что петровское время положило начало светскому вторжению государства в брак, закреплению его основ гражданскими законами. Определите изменения, произошедшие в области права наследования.

Деятельность Петра Великого в области уголовного законодательства была весьма интенсивной. Назовите важнейшие акты уголовно-правового характера. Охарактеризуйте Артикул воинский 1715 г. Дайте определения терминам «преступление» и «проступок» по петровскому законодательству. Опираясь на текст источников, покажите, что в данный период формируются понятия крайней необходимости и необходимой обороны, совершенствуются положения субъекта преступления и понятие виновности. Дайте классификацию преступлений и наказаний.

4. Ответ на данный вопрос следует начать с характеристики системы судебных органов. Далее необходимо охарактеризовать изменения, произошедшие в процессуальном праве. Особое внимание надо уделить первому в истории русского права процессуальному кодексу – «Краткому изображению процессов или судебных тяжб». Опишите применение различных форм судебного процесса. Разграничивает ли законодатель уголовный и гражданский процессы? Какова основная схема судоустройства, основные положения и ход процесса по «Краткому изображению…»? Сравните юридическую технику «Краткого изображения…» и Соборного уложения 1649 г. Проанализируйте указ «О форме суда», цель его принятия, соотношение с «Кратким изображением…».

Дайте определение следующим терминам:

абсолютная монархия, политика меркантилизма, сенат, коллегия, личное дворянство, потомственное дворянство, губерния, провинция, дистрикт, рекрутские наборы, органы фискалитета, приписные крестьяне.

Темы докладов и рефератов:

1.Создание полиции в России.

2. Военная реформа Петра I.

Источники:

Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных// Хрестоматия… С. 138-139.

Об учреждении губерний и расписании к ним городов// Там же. С. 139.

Об учреждении Правительствующего Сената …// Там же. С. 140.

О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах // Там же. С. 141-144.

Краткое изображение процессов или судебных тяжб// Там же. С. 144 - 158.

Артикул воинский // Там же. С. 158 – 186.

О штате коллегий и о времени открытия оных // Там же. С. 186 - 187.

Регламент или устав Главного Магистрата // Там же. С.188-189.

Табель о рангах… // Там же. С.191 – 200.

О форме суда// Там же. С. 204 – 205..

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов.– М., 2013. С. 231 - 260.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М, 2006. - С.100 – 127.

Занятие 2. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой -2 часа

1. Работа по кодификации права.

2. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.

3. Сословное законодательство.

1. Приход к власти Екатерины II способствовал утверждению политического режима «просвещенного абсолютизма». Определите его сущность. Новая императрица стремилась сосредоточить в своих руках власть и управление не только юридически, но и фактически, в связи с этим в 1763 г. была проведена реформа Сената. В 1767 г. Екатерина лично подготовила для Комиссии по составлению проекта нового Уложения Наказ. Охарактеризуете основные положения этого документа. Оцените результаты работы по кодификации права.

2. Приступая к рассмотрению второго вопроса семинарского занятия, необходимо определить предпосылки реформ. При изучении губернской реформы 1775 г., следует обратить внимание на развитие структуры губернской и уездной администрации, появление новых должностей: наместников (генерал-губернаторов), земских исправников и др., а также новых присутственных мест: губернских правлений, приказов общественного призрения и др. Необходимо не только рассмотреть функции этих органов, но и порядок их формирования: назначением от правительства или избранием местным дворянством. Местные органы управления, созданные в первой половине XVII в., не претерпели серьезных изменений. Реформа 1775 г. была первым шагом на пути отделения суда от администрации. Следует показать, что в соответствии с этой реформой создается целая система судебных органов, построенных по сословному принципу. Формально государственными, бессословными, но фактически по составу своему дворянскими являлись палаты уголовного и гражданского суда, а также Сенат. Обратим внимание и на появление совестных и надворных судов. Нужно показать также, что отделение суда от администрации имело незавершенный характер, поскольку определенными судебными функциями обладали губернаторы и генерал-губернаторы; управы благочиния, созданные в 1782 г., наряду с полицейскими функциями, выполняли и судебные. Следует также обратить внимание на реорганизацию в этот период губернской прокуратуры и полиции.

3. К концу XVIII в. в России окончательно сформировался сословный строй. Изучая сословную политику, необходимо остановиться на следующих узловых моментах: 1) сословная реформа Петра I: консолидация сословных групп, жесткая регламентация их правового статуса, примат сословных обязанностей перед сословными привилегиями (Указ о единонаследии, Табель о рангах, Духовный регламент и др. акты); 2) дальнейшее расширение привилегий дворянства: отмена Указа о единонаследии, сокращение срока, а затем и отмена обязательной службы, Жалованная грамота дворянству и др.; 3) фактическое огосударствление церкви: ликвидация патриаршества, секуляризация церковных земель; 4) дальнейшее ограничение правоспособности частновладельческих крестьян; 5) государственная опека городов (Жалованная грамота городам).

Дайте определение следующим терминам:

просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, Устав благочиния, сенат, нижняя расправа, совестный суд, казённая палата, черта оседлости, экономические крестьяне.

Источники:

Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству // Хрестоматия… С.206.

Учреждение для управления губерний Всероссийския Империи // Там же. С. 207- 209.

Устав благочиния или полицейский // Там же. С. 209-210.

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства // Там же. С.210 – 212.

Грамота на права и выгоды городам Российской Империи // Там же. С.212 – 216.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М., 2013. С. 260 - 272.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006.- С.128 - 132.

Дополнительная литература:

Сравнительный анализ правового регулирования прокурорского надзора в России XVIII в. И на современном этапе/ Г.И. Залюкова // История государства и права. -2013. - №15.- С.48-53.

Институционализация гильдейской организации купечества в России в первой трети XVIII века / Ю.В. Глазов // История государства и права. -2013. -№7.-С.54-56.

Правовой аспект общинного самоуправления в период правления Екатерины II/ Т.Л. Мигунова // История государства и права.-2004.-№1.-С.55-58.

Судебная система России в период «просвещенного абсолютизма»/И.П. Слободянюк //Российская юстиция. – 2005.-№3.-С.62-63.

Семинар 5. Государство и право России 1-й половины ХIХ века. – 4 часа

Занятие 1. Социально-политическое развитие Российской империи в первой половине XIX в. - 2часа

1. Правовое положение населения империи на рубеже XVIII-XIX вв.

2. Изменения в системе органов государственной власти и управления в пер. пол XIX в.

3. Проекты социально-политического переустройства России в общественно-политической мысли России нач. XIX в.

1. Ответ на первый вопрос семинарского занятия следует начать с общей характеристики сословного строя России. Охарактеризуйте правовое положение различных категорий населения, способы приобретения прав состояния. Особое внимание следует обратить на то, что в первой половине XIX в. идет поиск концепций ограничения крепостного права, делаются первые шаги в этом направлении, начатые еще Павлом I в 1797 г. Указом о трехдневной барщине. Надо изучить указы о вольных хлебопашцах и обязанных крестьянах, а также иметь представление об иных актах, расширявших правосубъектность крестьян и ограничивавших права помещиков: разрешение крестьянам учреждать фабрики и заводы (Указ 1818 г.), разрешение приобретать в собственность недвижимость (указы 1801 и 1848 гг.), запрет ссылать крестьян в Сибирь (указ 1801 г.), запрет продавать крестьян без земли (Указ 1843 г.) и др. Следует выяснить основные черты прибалтийской реформы 1804 - 1805 и 1816 - 1819 гг., освободившей крепостных крестьян без земли. Охарактеризуйте реформу управления государственными крестьянами 1837-1841 гг.

2. Реформы высших и центральных органов Российской империи начала XIX в. свидетельствуют о некоторой перестройке государственного аппарата самодержавия под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов. Недолгое царствование Павла I показало, что определенные элементы законности и гарантии от произвола даже на высшем уровне власти необходимы и в условиях крепостнического строя. С приходом к власти Александра I велись работы над проектами конституции. В 1801 г. создается Непременный совет. В 1802 г. были одновременно опубликованы указ о правах Сената и Манифест об образовании министерств. Необходимо показать роль последнего в процессе перехода от коллегиальной к министерской системе управления. Завершается оформление министерской системы управления изданием Общего учреждения министерств в 1811 г. В 1810 г. на смену Непременному совету пришел Государственный совет. Следует заметить, что в отличие от существовавших ранее совещательных органов при императоре он был разделен на департаменты.

В XIX в., особенно в царствование Николая I, большую роль в руководстве государственным аппаратом, борьбе с революционным движением и других отраслях управления играет Собственная его императорского величества канцелярия. Необходимо рассмотреть ее зарождение и изменение ее структуры и функций во второй четверти XIX в., постараться охарактеризовать устройство и деятельность четырех постоянных отделений, в особенности второго и третьего.

Рассматривая содержание реформ государственного аппарата, необходимо охарактеризовать механизм управления национальными окраинами Империи (в частности, государственно-правовой статус Польши), мероприятия по укреплению полицейского режима.

3. Начало 19 века – период активного развития отечественной политико-правовой мысли. Потребность в переустройстве большинства сфер российского общества осознавалась просвещённой общественностью. На основе анализа исторического развития России, Европы выказываются различные, порой диаметрально противоположные оценки, разрабатываются проекты реформ.

При подготовке ответа на этот вопрос следует выявить, какие социально-политические явления российской действительности вызывали наибольшую критику, какие направления преобразований были обозначены. Проанализируйте проекты, предложенные М.Сперанским. Какие доводы в пользу специфики исторического развития России высказывает Н.М.Карамзин в работе «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Проведите сравнительный анализ проектов Н.Муравьёва и П.Пестеля. Охарактеризуйте основные направления преобразований, разрабатываемых официальной комиссией под руководством Н.Новосильцева.

Дайте определение следующим терминам:

Месячина, майораты, военные поселенцы, Государственный совет, Собственная Его Величества канцелярия, вольные хлебопашцы.

Источники:

О предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли // Хрестоматия… С. 216.

Манифест об учреждении министерств // Там же. C. 216-218.

Образование Государственного Совета. Манифест // Там же. С. 219.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов.– М., 2013. С. 273 - 284.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. -С.133 - 159.

Дополнительная литература:

Реформы государственного управления при Павле I как источник законотворческой деятельности М.М. Сперанского/ А.С. Советкин // История государства и права. -2013. -№15. -С.44-48.

Н.М.Карамзин – основоположник русского консерватизма/ С.В. Нуреева // История государства и права. -2013.- №1. -С.39-45.

Занятие 2. Правовое развитие России в пер. половине XIX в. – 2 часа

Систематизация отечественного законодательства:

а) Полное собрание законов Российской империи;

б) Свод законов Российской империи;

в) Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

При ответе на этот вопрос темы следует отметить безуспешные попытки кодификационных комиссий ХVIII - первой четверти XIX в. провести систематизацию российского законодательства, затем показать условия кодификационных работ под руководством М.М. Сперанского. Дайте общую характеристику Полного собрания законов, Свода законов Российской империи и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Обратите внимание, что результаты работ по кодификации позволяют судить о начале формирования отдельных отраслей права.

Охарактеризуйте основные отраслевые правовые институты.

Как определялся правовой статус лица, от чего он зависел? Представлены ли в Своде законов понятия «правоспособности» и «дееспособности»? Известен ли институт юридического лица?

Дайте основную классификацию вещей по Своду законов. Охарактеризуйте основные виды прав на вещи: право собственности, владение, пользование, сервитуты и т.п.

Проанализируйте основные институты обязательственного права по Своду законов. Охарактеризуйте отдельные виды договоров.

Рассматривая уголовное право по Своду законов, определите систему преступлений и наказаний.

Темы докладов и рефератов:

1. Конституционные проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева: сравнительный анализ.

2. Правовое положение Польши и Финляндии в составе Российской империи.

3. Политико-правовые идеи в общественно-политической мысли России первой половины 19 века.

4. Пенитенциарная система России в первой половине XIX века.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов.– М., 2013. С. 284 - 296.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. -С.159 - 163.

Дополнительная литература:

Нормативное регулирование уголовных наказаний по Уложению о наказаниях 1845г./ В.И.Алексеев// История государства и права.-2005.-№1.-С. 34-36.

Семинар 6. Государство и право России в период либеральных реформ и пореформенный период (вт. половина XIX в.) – 2 часа

1. Законодательные акты крестьянской реформы 1861 г.

2. Земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г.

3. Судебная реформа 1864 г.

1. Среди проектов отмены крепостного права надо остановиться на идеях М.М. Сперанского, декабристов, П.Д. Киселева. Сохранили ли положения реформы 19 февраля 1861 г. преемственность с этими проектами? Какие наиболее проблемные моменты вызывали дискуссию у разработчиков крестьянской реформы?

Проанализируйте основные законодательные акты крестьянской реформы, этапы их реализации.

При анализе хода крестьянской реформы 1861 г. следует уяснить ее задачу постепенного перехода крестьян из крепостного состояния в состояние свободных сельских обывателей и основные этапы этого перехода. Обратите внимание на сохранение института общины, ограничение права собственности крестьян на землю.

2. Реформы земского и городского управления требуют понимания изначальной идеи об их негосударственном характере, непринадлежности к системе государственных учреждений. При этом государство не снимало с себя опеку земств, постоянно ограничивая их возможности, а в контрреформенный период - превратив их в разновидность исполнительных органов при губернаторе. Анализ избирательной системы в период реформ и контрреформ можно провести по следующим моментам: содержание избирательных цензов, состав избирательных курий, степень вмешательства административных властей (губернатора, МВД) в процесс выборов. Административный надзор, помимо контроля за выборами, включал возможность опротестования, приостановления, отмены решений земских и городских учреждений; проведение ревизий их деятельности; назначение высших должностных лиц и др.

3. Главные принципы и содержание судебной реформы можно выяснить из Судебных уставов 1864 г. Определите основные принципы реформы. Охарактеризуйте звенья судебной системы, их функциональные особенности и принципы организации.

Дайте определение следующим терминам:

Временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, земства, земские собрания, земские управы, присяжный заседатель, присяжный поверенный.

Темы докладов и рефератов:

1. Правовое положение национальных меньшинств в период правления Александра III.

2. Революционно-демократическое движение и репрессивная политика царизма в 80-90-е годы XIX века.

3. Военная реформа 1874 г.

4. Реформа системы образования и цензуры.

Источники:

Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта // Хрестоматия… C. 221 – 223.

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Там же. С. 223 - 225.

Правила о порядке приведения в действие положения о крестьянах… // Там же. С. 235 – 237.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Там же. С. 237 – 239.

Учреждение судебных установлений // Там же. С. 239-242.

Устав уголовного судопроизводства // Там же. С. 242 - 244.

Городовое положение // Там же. С. 245 – 246.

Устав о воинской повинности // Там же. С. 246.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М., 2013. С. 297 - 312.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. -С.164 - 192.

Дополнительная литература:

Некоторые особенности развития промышленного предпринимательства в России во второй половине XIX начале XX вв. (на примере Курской губернии)/О.Л.Вербина // История государства и права.- 2013. -№18. -С.37-40.

Д.Н. Блудов и подготовка судебной реформы 1864 г. / Т.Р.Суздалева, К.В.Федоров // История государства и права. -2013. -№14. -С.4-8.

Правовой статус присяжных заседателей по «Основным положениям преобразования судебной части в России»/ А.В. Илюхин // История государства и права. -2013. -№13. -С.29-34.

Парадигмы российской правовой политики при переходе от аграрного к индустриальному обществу (вторая половина XIX века) /Н.В. Дунаева // История государства и права. -2013. -№5. -С.33-36.

Первый шаг судебной контрреформы (закон 19 мая 1871 г.) /К.П. Кроаковский // История государства и права. -2013. -№5. -С.47-51.

Военно-судебная реформа 1867 г./ Г.И. Загорский // История государства и права. -2013. -№3. -С.44-51.

Судебная реформа 1864 г. в оценке ее современников /Ф.Б. Мухаметшин // История государства и права. – 2005.-№1.-С.50-51.

Судебная власть и прокурорский надзор России в конце XIX – нач. XX вв. /Г.А.Селиверстов// История государства и права. – 2004.-№2- С.33-37.

Семинар 7. Государство и право России в начале XX в. – 8 часов

Занятие 1. Конституционная монархия в России - 2 часа

1.Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX – XX вв.

2. Революция 1905 – 1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г.

3. Создание и деятельность Государственной Думы в России.

4. Основные государственные законы 1906 г.

1. Отвечая на первый вопрос занятия, следует обратить внимание на особенности экономического развития России, как-то: интенсивное развитие промышленности, железнодорожного строительства, возникновение монополистических объединений, формирование финансово-промышленных групп и т.п. Фактор экономического развития обусловил изменения в социальной сфере. Какие? Охарактеризуйте социальную структуру российского общества, интересы различных категорий населения. Для России начала XX в. характерно наличие следующих основных проблем: аграрная, взаимоотношения труда и капитала, правовое неравенство, неспособность самодержавного строя адекватно реагировать на запросы социально-экономического развития. Раскройте содержание названных проблем.

2. Ответ на этот вопрос следует начать с определения предпосылок, причин революции 1905-1907 гг. Вспомните важнейшие политические события этого периода. Что позволяет характеризовать их как революционные? Чем обусловлен выбор временных рамок (1905-1907 гг.) революционного периода? Определите особенности и результаты революции.

Важнейшим вопросом любой революции является вопрос о власти. Но каждый класс и каждая политическая партия или движение дают на него свои, порой прямо противоположные ответы. Изучая первую русскую революцию, следует уяснить, какие политические силы поддерживали самодержавие, какие стремились к установлению конституционной монархии и какие цели преследовали левые революционные партии.

Проанализируйте документы, опубликованные 6 августа 1905 г.: Манифест об учреждении Государственной Думы, Учреждение Государственной Думы, Положение о выборах в Государственную Думу. Охарактеризуйте, какой предполагалась «булыгинская дума» (функции, состав). Почему она так и не была созвана?

Тщательного изучения требует вопрос о подготовке, принятии и значении Манифеста 17 октября 1905 г. Необходимо познакомиться с текстом этого документа. Как правило, все студенты помнят, что этот Манифест провозгласил некоторые права и свободы, но в курсе истории государства и права нужно усвоить, что он также внес существенные изменения в статус будущей Государственной Думы. Из законосовещательного она превращалась в законодательный орган. К выборам в Думу привлекался рабочий класс и другие слои населения, лишенные избирательных прав августовскими законами. Провозглашалось право Государственной Думы осуществлять контроль за деятельностью правительства. Положение о выборах в Государственную Думу в соответствии с Манифестом 17 октября было изменено именным императорским указом от 11 декабря 1905 г. Необходимо показать, что несмотря на эти изменения, избирательный закон носил все же недемократический характер: выборы были неравными и многостепенными, избирательных прав не получали женщины, военнослужащие, студенты и другие группы населения.

Рассказ о реорганизации Совета министров следует начать с истории образования и развития этого органа во второй половине XIX - начале XX в. и причинах возрастания его роли во время революции 1905-1907 гг. Затем необходимо раскрыть содержание указа от 19 октября 1905 г., обратив внимание на права Совета министров и его председателя.

3. С созданием Государственной Думы открывается страница истории российского парламентаризма. Проанализируйте правовую базу формирования и функционирования Государственной Думы. Манифест 17 октября и указ 11 декабря 1905 г. были не последним этапом в становлении Государственной Думы. В ее статус внес существенные изменения Манифест 20 февраля 1906 г. В соответствии с этим законом Государственный совет наделялся по существу правами второй, высшей палаты российского парламента. На этом строительство новой государственной системы не закончилось. 23 апреля 1906 г. были приняты царем новые Основные законы Российской империи. Необходимо подробно рассмотреть закрепленные ими права Государственной Думы, ее взаимоотношения с императором и Государственным советом. У студентов нередко вызывает трудность вопрос о составе, продолжительности работы и политической роли Думы разных созывов. Первая Государственная Дума осуществляла свою деятельность с 27 апреля по 8 июля 1906 г., Вторая Дума - с 20 февраля по 3 июня 1907 г. Одновременно с роспуском Второй Думы царь утвердил новое Положение о выборах в Третью Государственную Думу. Оно принадлежало к числу законов, которые в соответствии со ст.87 Основных законов не могли быть изменены чрезвычайными указами императора. Такое нарушение Основных законов самодержавием явилось, по сути, государственным переворотом и свидетельствовало об окончании революции. Следует показать реакционный характер нового положения о выборах: лишение избирательного права некоторых национальных окраин, сокращение представительства крестьянства и увеличение представительства помещиков и т.д. Необходимо также рассмотреть состав Третьей и Четвертой Государственной Думы.

Заполните в тетради таблицу:

  период работы состав наиболее важные направления работы
Первая Дума      
Вторая Дума      
Третья Дума      
Четвертая Дума      

Ответьте на вопрос: как менялся состав Дум, чем это было вызвано?

4. Подробный анализ Основных государственных законов следует сосредоточить на главах 1 и 7 - 11 (раздел I). Именно они в главных чертах определяют государственный строй России того времени, регламентируя правовой статус императора, Государственного совета, Государственной Думы, Совета Министров, подданных, законодательный процесс. Правовой статус Государственного совета и Государственной Думы дополняется также Учреждением Государственного совета (особое внимание следует обратить на Введение и раздел I) и Учреждением Государственной Думы (здесь ключевыми являются главы 1, 2, 3, 5, 6).

Анализ законодательного процесса можно осуществлять по следующим элементам: кому принадлежало право законодательной инициативы; каковы стадии прохождения законопроекта через палаты парламента; порядок придания законопроекту юридической силы.

Дайте определение следующим терминам:

Булыгинская Дума, Третьиюньская политическая система

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов.– М., 2013. С. 313 - 334.

История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М., -2006. -С.205 - 240.

Источники:

Положение о выборах в Государственную Думу (1905 г., августа 6)// Хрестоматия… С. 253 – 256.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка (1905 г., октября 17) // Там же. С. 256-257.

Об изменении положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений // Там же. С. 257-260..

Манифест об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы // Там же. С.260-261.

Учреждение Государственной Думы (1906 г., февраля 20) // Там же С. 261 – 262.

Об учреждении военно-полевых судов // Там же. С. 266 – 267.

Положение о выборах в Государственную Думу (1907 г., июня 3) // Там же. С. 268 -270.

Дополнительная литература:

Место Государственной Думы в системе государственных органов/ А.А.Толргашов // История государства и права. -2013. -№17. -С.44-46.

Концепция Евразийства в России: миф или реальность? /О.А. Курилкина // История государства и права. -2013. -№17. -С.45-48.

К вопросу развития исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX – начале XX века /А.В.Вилкова // История государства и права. -2013. -№17. -С.53-59.

Русская крестьянская община как альтернатива концепции гражданского общества /И.Н.Васев // История государства и права. -2013.- №7. -С.35-38.

Российская либеральная юриспруденция о типологии государственного строя в России и титуле монарха в начале XX века / В.В.Соколов // История государства и права. 2013. №5. С.23-26.

Идея естественного права в трудах российских конституционалистов конца XIX – начала XX вв./ А.В.Лапаева // История государства и права. -2013.- №5. -С.30-33.

Законодательное регулирование свободы публичных собраний в Российской империи (1905-1906 гг.) /В.В. Вышкварцев // История государства и права. -2013. -№5. -С.36 -39.

Изменение правового статуса монарха Николая II после издания манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»/ А.И. Крайнюкова // История государства и права. -2013.- №5. -С.43-47.

Статус монарха в либеральных проектах основного закона России начала XX века /Д.В. Аронов // История государства и права. -2013. -№3. -С.14-18.

Занятие 2. Отечественное право в начале XX в. -2 часа

1. Источники права.

2. Уголовное право.

3. Гражданское право.

4. Социальное и трудовое законодательство.

1. Ответ на данный вопрос следует начать с общей характеристики источников права изучаемого периода. Обратите внимание, что, помимо общероссийского законодательства, во многих регионах, присоединенных к Империи, продолжало действовать местное законодательство. Расскажите о масштабных кодификационных работах на рубеже XIX-XX вв., их результатах. Проанализируйте, как в начале XX в. меняется понятие закона. Охарактеризуйте иерархию нормативно-правовых актов, дайте определение каждого вида: закон, указ, положение, устав, временные правила и т.д.

2. Важным источником уголовного права данного периода является Уголовное уложение, утвержденное императором в 1903 г. Чем было обусловлено его появление? Обратите внимание: новое Уложение – бессословное по своему характеру. Как определено преступление, как отражен в этом определении один из основополагающих принципов законности: «нет преступления, нет наказания без указания о том в законе»? Заметьте, что Уложение 1903 г. исключило применение аналогии в уголовном праве (в Уложении 1845 г. применялась). Проанализируйте изменения субъективной и объективной сторон преступления, системы преступлений и наказаний.

3. В области гражданского права в качестве основного источника права действовал X том Свода законов Российской империи. Вспомните, от каких факторов зависел объем право- и дееспособности лиц? Обратите внимание на развитие в начале XX в. промышленного права, права на товарный знак, фирму, изобретение. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в области семейного права.

4. Отвечая на данный вопрос, следует охарактеризовать причины и направления работы над программой социального и трудового (фабрично-заводского) законодательства. В чем заключалась основная идея этой программы? Каковы результаты этой работы?

Учебники и учебная литература:

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. -С.240 - 246.

Источники:

Свод Основных государственных законов (1906 г., апреля 23) // Хрестоматия…. С. 262 – 266.

Занятие 3. Отечественное государство и право в 1914 - 1917 гг. - 4 часа

1. Отечественное государство и право в годы Первой мировой войны.

2.Февральская революция. Формирование новой государственной системы.

3. Отечественное государство и право в феврале – октябре 1917 г.

1. Приступая к ответу на данный вопрос, необходимо проанализировать потребности государства, возникшие в связи с началом войны, которые обусловили перестройку государственного аппарата. Какие органы были созданы для руководства военными действиями? Как функционировали в годы войны военное и морское министерства? Проанализируйте одну из основных экономических проблем военного времени – увеличение расходов государства на военное производство при определенном уровне производственных возможностей. Как решалась эта проблема, какие структуры для этого создавались? Начертите в тетради схему государственного аппарата России в годы Первой мировой войны.

2. Охарактеризуйте политические события февраля 1917 г., их причины, последствия. Победа революции привела к окончательному свержению самодержавия. Требует рассмотрения вопрос о политическом и юридическом значении отречения Николая II и его брата Михаила от российского престола и верховной власти. В вопросе о двоевластии следует раскрыть причины, условия и время возникновения и классовую сущность этого редкого и своеобразного политического явления. Необходимо показать, как в ходе Февральской революции создавались органы государственной власти. Что представлял собой Временный комитет Государственной Думы, как он был сформирован и какую деятельность осуществлял? Вопрос о Советах во второй русской революции следует начать с рассмотрения образования, состава и деятельности Петроградского Совета, который весной 1917 г. выступал в качестве центрального органа новой власти. Говоря о мероприятиях Петроградского Совета в первые дни революции, необходимо отметить значение его Приказа №1. Необходимо также рассмотреть процесс возникновения Советов на местах, работу Первого Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и Первого Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов и принятые ими решения, обратив внимание на оформление двух систем Советов.

3. Отвечая на данный вопрос, необходимо выявить факторы, оказавшие влияние на политико-правовую ситуацию в рассматриваемый период. Охарактеризуйте политику Временного правительства, соотношение политических сил в стране. Как менялся состав Временного правительства и Петросовета в этот период, чем это было вызвано? Какие изменения происходили в госаппарате? Проанализируйте важнейшие проблемы, стоящие перед государством. Как они решались?

События 3 июля 1917 г., согласно утвердившейся в отечественной литературе точке зрения, привели к установлению единовластия Временного правительства с одобрения ЦИК Советов. В связи с этим партия большевиков принимает решение, что мирный этап развития революции закончился, и поэтому снимает лозунг «Вся власть Советам!».

Обратите внимание: 1 сентября 1917 г. Временное правительство, не дожидаясь решения Учредительного собрания, провозглашает Россию республикой. Требует рассмотрения система центральных и местных органов Временного правительства, в частности: демократическое совещание и сформированный им «предпарламент», министерства и ведомства, замена губернаторов на комиссаров Временного правительства, земельные комитеты, демократизация земского самоуправления. Говоря о карательном аппарате Временного правительства, следует заметить, что в результате Февральской революции царская полиция и жандармерия были ликвидированы, на смену им пришла милиция, а расследование политических дел было возложено на прокуратуру и контрразведку. Обратите внимание на изменения судебной системы: расширение компетенции и состава мировых судов, появление временных революционных судов.

Требует изучения правовая политика Временного правительства, в особенности, развитие гражданских прав и свобод, введение продразверстки и других мер планового регулирования экономики.

Дайте определение следующим терминам:

Всероссийский земский союз, Всероссийский городской союз, Земгор, военно-промышленные комитеты, особые совещания, двоевластие, директория.

Темы докладов и рефератов:

Становление партийной системы в России начала XX в. Программы политических партий.

Партийный состав Временного правительства от Февраля к Октябрю.

Политические партии в феврале – октябре 1917 г.

Источники:

Закон об учреждении особых совещаний… // Там же. С. 289 – 290.

Положение об особом совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства // Там же. С. 271.

Положение о военно-промышленных комитетах // Там же. С. 272.

Декларация временного правительства о его составе и задачах // Там же. С. 273.

Постановление Временного правительства о возложении обязанностей губернаторов и уездных исправников на председателей губернских и уездных земских управ… // Там же. С. 274.

Постановление Временного правительства о введении смертной казни на фронте и об учреждении «военно-революционных» судов // Там же. С. 277.

Приказ №1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону петроградского военного округа // Там же. С. 278.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов.– М., 2013. С. 335 - 344.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. -С.247 - 276.

Дополнительная литература:

Организация и развитие института местного самоуправления в России в период февраля – октября 1917 г.: историко-правовой аспект/ Л.В. Лукьянчикова // История государства и права. -2013. -№18. -С.55-59.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: