Буквенные обозначения звуков

Подготовительный класс

- Низкие, средние и высокие звуки образуют низкий, средний и высокий регистры.

- Расстояние между двумя одинаковыми клавишами зазывается октавой.

- В музыке звуки записываются с помощью специальных знаков – нот. Ноты пишутся на линейках и между ними.

- Скрипичный ключ – Ключ «Соль».

- Ритмический рисунок (Ритм) – последовательность звуков разной протяженности: коротких и длинных.

- Длительность – то, сколько длится нота.

- Целая (1и2и3и4и), Половинная (1и2и), Четвертная (1и), Восьмая («1» или «и»).

- Начиная с ноты Си первой октавы штиль ставится вниз.

- Звукоряд – ряд из 7 звуков, расположенных по порядку.

- Тональность – высотное положение лада.

- Название тональности состоит из:

1. название звука, от которого берет начало лад;

2. название лада (мажор, минор).

- Мажорная тональность, построенная от звука До, называется До мажо р. Если звуки расположить последовательно от До до До получается гамма До мажор. Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются цифрами. Первая ступень является главной опорой и называется Тоникой. От названия тоники происходит название тональности.

- В музыке существуют доли: сильные и слабые.

- Ступени: устойчивые: I, III, V; неустойчивые: II, IV, VI, VII.

- Чередование сильной и слабой долей образует двухдольный или двухчетвертной размер.

- Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. (Перед сильной долей ставиться тактовая черта)

- Расстояние между двумя звуками называется интервалом.

- Интервалы: 1. Прима (1 ступень), 2. Секунда (2 ступени), 3. Терция (3 ступени), 4. Кварта (4 ступени), 5.Квинта (5 ступеней), 6. Секста (6 ступеней), 7. Септима (7 ступеней), 8. Октава (8 ступеней).

- Басовый ключ – Ключ «Фа». Благодаря ему записываются ноты малой, большой, контр- и субконтроктав.

- Ля минор – минорная тональность от Ля до Ля.

- Пауза – знак молчания. Четвертная пауза = четвертной длительности.

- Затакт – неполный такт в начале мелодии. (Есть затакт – последний такт обязательно будет неполным.

- Знаки альтерации: Диез, Бемоль, Бекар. Бывают: ключевые (стоят при ключе) и случайные (перед нотой).

Диез колючий похож на решетку, он повышает каждую нотку.

                             Толстый Бемоль не похож на диез, он на полтона вниз залез.

                              Бекар – знак отмены.

- Полутон – самое узкое расстояние между двумя соседними звуками (2 ближайшие клавиши.)

- Тон – 2 полутона (1Т=2п/т).

- Мажорная и минорная тональность с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными.

- Хроматическая гамма -гамма, построенная по полутонам. Целотонная гамма- гамма, построенная по тонам.

- Энгармонически равные зву ки – звуки, одинаковые по звучанию, но различные по названию и обозначению.

- Чередование сильной и двух слабых долей образуют трехдольный или трехчетвертной размер.

- Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон (2Т,п/т, 3Т, п/т) – такое строение имеют все мажорные гаммы.

- Тетрахорд – звукоряд из 4 звуков.

- Точка – увеличивает звучание длительности на ее половину.

- Секунда: малая (м.2) – 2 ступени и 1 полутон, большая (б.2) – 2 ступени и 2 полутона (или 1 тон).

- Терция заключает три ступени.

- Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон (Т, п/т, 2Т, п/т, 2Т) – такое строение имеют все минорные гаммы.

До мажор – Ля минор (0 знаков) Соль мажор – Ми минор (Фа диез) Фа мажор – Ре минор (Си бемоль)

Класс

- Половинная пауза – пауз, занимающая в размере 2/4 полный такт. Половинная пауза равна двум долям.

- К главным ступеням относятся: I, IV, V. I – Тоника, IV – Субдоминанта, V –Доминанта.  

- Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

- Трезвучие на I – Т53 (Тоническое), IV – S53 (Субдоминантовое), V – D53 (Доминантовое).

- Восьмая пауза = восьмой длительности.

- Повторение мелодического оборота на другой высоте называется секвенцией, а повторяющийся оборот звеном.

- Кварта – 4 ступени, квинта – 5 ступеней.

- Транспозиция – перенесение мелодии из одной тональности в другую.

- Размер 4/4 относится к сложным размерам, так как состоит из двух простых размеров 2/4+2/4.

- Минор бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

- Натуральный (ступени не изменяются), гармонический (седьмая ступень повышается), мелодический (при движении вверх повышается шестая и седьмая ступень, в нисходящем движении как в натуральном).

- Остинато (упорный, упрямый) – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры.

- Трезвучие на V ступени без включения VII повышенной ступени будет обозначаться как трезвучие V ступени (V53), а трезвучие с включением VII повышенной ступени – как доминантовое (D53).

- Три кита в музыке: песня, танец, марш.

- Правило построения интервалов: 1. Посчитать нужно количество ступеней;

2. Записать полученную ноту;

3. Посчитать полутоны и проверить знак.

- Мажорная и минорная тональности с общей тоникой называется одноименными.

- Длительность, звучащая в два раза короче восьмой, называется шестнадцатой. 1 Четвертная = 4 Шестнадцатым.

- Разрешение – переход неустойчивых ступеней в устойчивые (II I, IV III, VI V, VII I).

Ре мажор – Си минор Фа диез, До диез
Си бемоль мажор – Соль минор Си бемоль, Ми бемоль
Интервал Ступени Полутон
  1. Чистая прима (ч.1)
1 0
  1. Малая секунда (м.2)
2 1
  1. Большая секунда (б.2)
2 2
  1. Малая терция (м.3)
3 3
  1. Большая терция (б.3)
3 4
  1. Чистая кварта (ч.4)
4 5
  1. Увеличенная кварта (ув.4)
4 6
  1. Уменьшенная квинта (ум.5)
5 6
  1. Чистая квинта (ч.5)
5 7
  1. Малая секста (м.6)
6 8
  1. Большая секста (б.6)
6 9
  1. Малая септима (м.7)
7 10
  1. Большая септима (б.7)
7 11
  1. Чистая октава (ч.8)
8 12

Интервалы

 

Класс

- Для нахождения параллельной минорной тональности необходимо от тоники мажорной тональности построить малую терцию вниз. Полученный звук – тоника параллельного минора.

- Обращение интервала – перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз.

- При обращении большие интервалы переходят в малые (б-м), и наоборот (м-б), чистые в чистые (ч-ч).

- Правило «9»: Сумма данного интервала и обращенного равна «9».

- ч.1 ч.8, м.2 б.7, б.2 м.7, м.3 б.6, б3 м.6, ч.4 ч.5, ч.5 ч.4, м.6 б.3, б.6 м.3, м.7 б.2, б.7 м.2, ч.8 ч.1.

- В размере 3/8 каждая доля равна восьмой длительности.


- Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си -

Знаки в памяти носи,

Никогда не забывай

И почаще повторяй.

Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа –

Вот бемольная строка.

Си-бемоль, как старший брат,

Строит все бемоли в ряд.


- Трезвучие имеет два обращения: 1. Секстаккорд - 6 (крайние звуки образуют интервал сексты);

2. Квартсекстаккорд – 64. (нижние звуки образуют интервал кварты, крайние – интервал сексты).

- Переменный параллельный лад – лад, объединяющий параллельные тональности (мажора и минора).

Ля мажор – Фа диез минор Фа диез, До диез, Соль диез
Ми бемоль мажор – До минор Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль

 



Класс

- Порядок расположения мажорных тональностей: диезных вверх по чистым квинтам, а бемольных вниз по чистым квинтам – называется квинтовым кругом тональностей.

- Трезвучие (53) = терция+терция, Секстаккорд (6) = терция+кварта, Квартсекстаккорд (64) = кватра+терция.

- Б53=б.3+м.3; Б6=м.3+ч.4; Б64=ч.4+б.3. М53=м.3+б.3; М6=б.3+ч.4; М64=ч.4+м.3.

- 4 вида трезвучий: Мажорное ( Б53 ),Минорное ( М53 ),Увеличенное ( Ув.53=б.3+б.3 ),Уменьшенное ( Ум.53=м.3+м.3 )

- Тритон – интервал, заключающий три тона.

- Увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5) – тритоны. Они являются энгармонически равными.

- Увеличенная кварта (ув.4) при разрешении переходит в сексту, а уменьшенная квинта (ум.5) в терцию.

Ми мажор – До диез минор Фа диез, До диез, Соль диез, Ре диез
Ля бемоль мажор – Фа минор Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль

 

Класс

- Пунктирный ритм – это сочетание внутри одной доли восьмой с точкой и шестнадцатой.

- Пение а,cappella – пение без инструментального сопровождения.

- Гармонический мажор – мажор с шестой пониженной ступенью.

- Размер 6/8 – сложный. Образуется от слияния двух простых размеров – 3/8+3/8.

- Септаккорд (7) – это, аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки этого аккорда образуют интервал септимы. Септаккорд имеет три обращения – квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43), секундакккорд (2).

- Септаккорд = трезвучие + терция; Квинтсекстаккорд = трезвучия + секунда;                                        Терцквартаккорд = терция+секунда + терция; Секундаккорд = секунда + трезвучие.

- Варьирование – это изменение мелодического и ритмического рисунка мелодии с сохранением акцентовых звуков в тактах, то есть звуков, расположенных на сильных либо относительно сильных долях тактов.

- Один из самых распространенных септаккордов в ладу – Доминантовый септаккорд (Д7), который строится на V ступени. Как и все септаккорды, он имеет три обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д65) – строится на VII ступени;

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д43) – строится на II ступени;

3. Доминантовый секундаккорд (Д2) – строится на IV ступени.

- Доминантовый септаккорд (Д7) разрешается в тоническое трезвучие неполное (Тн) с двойным удвоением первой ступени;

- Доминантовый квинтсекстаккорд (Д65) разрешается в тоническое трезвучие с удвоение первой ступени ( Т53+1 );

- Доминантовый терцквартаккорд (Д43) разрешается в полное тоническое трезвучие (Тп);

- Доминантовый секундаккорд (Д2) разрешается в тонический секстаккорд с удвоением первой ступени ( Т6+1).  

- Ритмическая фигура, в которой акцент переносится с сильной доли на слабую, называется синкопа.

Си мажор – Соль диез минор Фа, До, Соль, Ре, Ля
Ре бемоль мажор – Си бемоль минор Си, Ми, Ля, Ре, Соль.

Класс

- В мажоре на 6-й пониженной ступени будут строиться увеличенные характерные интервалы (ув. 2 и ув.5); для получения ум. 7 и ум.4 необходимо выполнить их обращение.

- В миноре на 7-й повышенной ступени будут строиться, наоборот, уменьшенные характерные интервалы (ум.4 и ум.7); для получения ув. 2 и ув. 5 необходимо выполнить их обращения.

-  Так как седьмая ступень лада получила название вводного тона, то и септаккорд, построенный на седьмой ступени, получает название вводного септаккорда. В натуральном мажоре образуется малый вводный септаккорд (крайние звуки этого аккорда образуют интервал малой септимы), в гармоническом мажоре образуется уменьшенный вводный септаккорд (его крайние звуки образуют интервал уменьшенной септимы).

- «Краска» септаккорда зависит от величины трезвучия (три нижних звука аккорда), а также величины септимы (крайние звуки аккорда).

- При понижении на тон применяется знак дубль-бемоль. При повышении на тон применяется знак дубль-диез.

Фа диез мажор – Ре диез минор Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми
Соль бемоль мажор – Ми бемоль минор Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До
До диез мажор – Ля диез минор Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си
До бемоль мажор – Ля бемоль минор Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа

Буквенные обозначения звуков

Название   C диезом C бемолем
До С(с) Cis Ces
Ре D(d) Dis Des
Ми E(e) Eis Es
Фа F(f) Fis Fes
Соль G(g) Gis Ges
Ля A(a) Ais As
Си H(h) his B

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: