Подготовительный класс
- Низкие, средние и высокие звуки образуют низкий, средний и высокий регистры.
- Расстояние между двумя одинаковыми клавишами зазывается октавой.
- В музыке звуки записываются с помощью специальных знаков – нот. Ноты пишутся на линейках и между ними.
- Скрипичный ключ – Ключ «Соль».
- Ритмический рисунок (Ритм) – последовательность звуков разной протяженности: коротких и длинных.
- Длительность – то, сколько длится нота.
- Целая (1и2и3и4и), Половинная (1и2и), Четвертная (1и), Восьмая («1» или «и»).
- Начиная с ноты Си первой октавы штиль ставится вниз.
- Звукоряд – ряд из 7 звуков, расположенных по порядку.
- Тональность – высотное положение лада.
- Название тональности состоит из:
1. название звука, от которого берет начало лад;
2. название лада (мажор, минор).
- Мажорная тональность, построенная от звука До, называется До мажо р. Если звуки расположить последовательно от До до До получается гамма До мажор. Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются цифрами. Первая ступень является главной опорой и называется Тоникой. От названия тоники происходит название тональности.
|
|
- В музыке существуют доли: сильные и слабые.
- Ступени: устойчивые: I, III, V; неустойчивые: II, IV, VI, VII.
- Чередование сильной и слабой долей образует двухдольный или двухчетвертной размер.
- Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. (Перед сильной долей ставиться тактовая черта)
- Расстояние между двумя звуками называется интервалом.
- Интервалы: 1. Прима (1 ступень), 2. Секунда (2 ступени), 3. Терция (3 ступени), 4. Кварта (4 ступени), 5.Квинта (5 ступеней), 6. Секста (6 ступеней), 7. Септима (7 ступеней), 8. Октава (8 ступеней).
- Басовый ключ – Ключ «Фа». Благодаря ему записываются ноты малой, большой, контр- и субконтроктав.
- Ля минор – минорная тональность от Ля до Ля.
- Пауза – знак молчания. Четвертная пауза = четвертной длительности.
- Затакт – неполный такт в начале мелодии. (Есть затакт – последний такт обязательно будет неполным.
- Знаки альтерации: Диез, Бемоль, Бекар. Бывают: ключевые (стоят при ключе) и случайные (перед нотой).
Диез колючий похож на решетку, он повышает каждую нотку.
Толстый Бемоль не похож на диез, он на полтона вниз залез.
Бекар – знак отмены.
- Полутон – самое узкое расстояние между двумя соседними звуками (2 ближайшие клавиши.)
- Тон – 2 полутона (1Т=2п/т).
- Мажорная и минорная тональность с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными.
- Хроматическая гамма -гамма, построенная по полутонам. Целотонная гамма- гамма, построенная по тонам.
|
|
- Энгармонически равные зву ки – звуки, одинаковые по звучанию, но различные по названию и обозначению.
- Чередование сильной и двух слабых долей образуют трехдольный или трехчетвертной размер.
- Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон (2Т,п/т, 3Т, п/т) – такое строение имеют все мажорные гаммы.
- Тетрахорд – звукоряд из 4 звуков.
- Точка – увеличивает звучание длительности на ее половину.
- Секунда: малая (м.2) – 2 ступени и 1 полутон, большая (б.2) – 2 ступени и 2 полутона (или 1 тон).
- Терция заключает три ступени.
- Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон (Т, п/т, 2Т, п/т, 2Т) – такое строение имеют все минорные гаммы.
До мажор – Ля минор (0 знаков) | Соль мажор – Ми минор (Фа диез) | Фа мажор – Ре минор (Си бемоль) |
Класс
- Половинная пауза – пауз, занимающая в размере 2/4 полный такт. Половинная пауза равна двум долям.
- К главным ступеням относятся: I, IV, V. I – Тоника, IV – Субдоминанта, V –Доминанта.
- Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
- Трезвучие на I – Т53 (Тоническое), IV – S53 (Субдоминантовое), V – D53 (Доминантовое).
- Восьмая пауза = восьмой длительности.
- Повторение мелодического оборота на другой высоте называется секвенцией, а повторяющийся оборот звеном.
- Кварта – 4 ступени, квинта – 5 ступеней.
- Транспозиция – перенесение мелодии из одной тональности в другую.
- Размер 4/4 относится к сложным размерам, так как состоит из двух простых размеров 2/4+2/4.
- Минор бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.
- Натуральный (ступени не изменяются), гармонический (седьмая ступень повышается), мелодический (при движении вверх повышается шестая и седьмая ступень, в нисходящем движении как в натуральном).
- Остинато (упорный, упрямый) – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры.
- Трезвучие на V ступени без включения VII повышенной ступени будет обозначаться как трезвучие V ступени (V53), а трезвучие с включением VII повышенной ступени – как доминантовое (D53).
- Три кита в музыке: песня, танец, марш.
- Правило построения интервалов: 1. Посчитать нужно количество ступеней;
2. Записать полученную ноту;
3. Посчитать полутоны и проверить знак.
- Мажорная и минорная тональности с общей тоникой называется одноименными.
- Длительность, звучащая в два раза короче восьмой, называется шестнадцатой. 1 Четвертная = 4 Шестнадцатым.
- Разрешение – переход неустойчивых ступеней в устойчивые (II I, IV III, VI V, VII I).
Ре мажор – Си минор | Фа диез, До диез |
Си бемоль мажор – Соль минор | Си бемоль, Ми бемоль |
Интервал | Ступени | Полутон |
| 1 | 0 |
| 2 | 1 |
| 2 | 2 |
| 3 | 3 |
| 3 | 4 |
| 4 | 5 |
| 4 | 6 |
| 5 | 6 |
| 5 | 7 |
| 6 | 8 |
| 6 | 9 |
| 7 | 10 |
| 7 | 11 |
| 8 | 12 |
Интервалы
Класс
- Для нахождения параллельной минорной тональности необходимо от тоники мажорной тональности построить малую терцию вниз. Полученный звук – тоника параллельного минора.
- Обращение интервала – перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз.
- При обращении большие интервалы переходят в малые (б-м), и наоборот (м-б), чистые в чистые (ч-ч).
- Правило «9»: Сумма данного интервала и обращенного равна «9».
- ч.1 ч.8, м.2 б.7, б.2 м.7, м.3 б.6, б3 м.6, ч.4 ч.5, ч.5 ч.4, м.6 б.3, б.6 м.3, м.7 б.2, б.7 м.2, ч.8 ч.1.
- В размере 3/8 каждая доля равна восьмой длительности.
- Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си -
Знаки в памяти носи,
Никогда не забывай
И почаще повторяй.
Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа –
Вот бемольная строка.
Си-бемоль, как старший брат,
Строит все бемоли в ряд.
|
|
- Трезвучие имеет два обращения: 1. Секстаккорд - 6 (крайние звуки образуют интервал сексты);
2. Квартсекстаккорд – 64. (нижние звуки образуют интервал кварты, крайние – интервал сексты).
- Переменный параллельный лад – лад, объединяющий параллельные тональности (мажора и минора).
Ля мажор – Фа диез минор | Фа диез, До диез, Соль диез |
Ми бемоль мажор – До минор | Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль |
Класс
- Порядок расположения мажорных тональностей: диезных вверх по чистым квинтам, а бемольных вниз по чистым квинтам – называется квинтовым кругом тональностей.
- Трезвучие (53) = терция+терция, Секстаккорд (6) = терция+кварта, Квартсекстаккорд (64) = кватра+терция.
- Б53=б.3+м.3; Б6=м.3+ч.4; Б64=ч.4+б.3. М53=м.3+б.3; М6=б.3+ч.4; М64=ч.4+м.3.
- 4 вида трезвучий: Мажорное ( Б53 ),Минорное ( М53 ),Увеличенное ( Ув.53=б.3+б.3 ),Уменьшенное ( Ум.53=м.3+м.3 )
- Тритон – интервал, заключающий три тона.
- Увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5) – тритоны. Они являются энгармонически равными.
- Увеличенная кварта (ув.4) при разрешении переходит в сексту, а уменьшенная квинта (ум.5) в терцию.
Ми мажор – До диез минор | Фа диез, До диез, Соль диез, Ре диез |
Ля бемоль мажор – Фа минор | Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль |
Класс
- Пунктирный ритм – это сочетание внутри одной доли восьмой с точкой и шестнадцатой.
- Пение а,cappella – пение без инструментального сопровождения.
- Гармонический мажор – мажор с шестой пониженной ступенью.
- Размер 6/8 – сложный. Образуется от слияния двух простых размеров – 3/8+3/8.
- Септаккорд (7) – это, аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки этого аккорда образуют интервал септимы. Септаккорд имеет три обращения – квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43), секундакккорд (2).
- Септаккорд = трезвучие + терция; Квинтсекстаккорд = трезвучия + секунда; Терцквартаккорд = терция+секунда + терция; Секундаккорд = секунда + трезвучие.
- Варьирование – это изменение мелодического и ритмического рисунка мелодии с сохранением акцентовых звуков в тактах, то есть звуков, расположенных на сильных либо относительно сильных долях тактов.
|
|
- Один из самых распространенных септаккордов в ладу – Доминантовый септаккорд (Д7), который строится на V ступени. Как и все септаккорды, он имеет три обращения:
1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д65) – строится на VII ступени;
2. Доминантовый терцквартаккорд (Д43) – строится на II ступени;
3. Доминантовый секундаккорд (Д2) – строится на IV ступени.
- Доминантовый септаккорд (Д7) разрешается в тоническое трезвучие неполное (Тн) с двойным удвоением первой ступени;
- Доминантовый квинтсекстаккорд (Д65) разрешается в тоническое трезвучие с удвоение первой ступени ( Т53+1 );
- Доминантовый терцквартаккорд (Д43) разрешается в полное тоническое трезвучие (Тп);
- Доминантовый секундаккорд (Д2) разрешается в тонический секстаккорд с удвоением первой ступени ( Т6+1).
- Ритмическая фигура, в которой акцент переносится с сильной доли на слабую, называется синкопа.
Си мажор – Соль диез минор | Фа, До, Соль, Ре, Ля |
Ре бемоль мажор – Си бемоль минор | Си, Ми, Ля, Ре, Соль. |
Класс
- В мажоре на 6-й пониженной ступени будут строиться увеличенные характерные интервалы (ув. 2 и ув.5); для получения ум. 7 и ум.4 необходимо выполнить их обращение.
- В миноре на 7-й повышенной ступени будут строиться, наоборот, уменьшенные характерные интервалы (ум.4 и ум.7); для получения ув. 2 и ув. 5 необходимо выполнить их обращения.
- Так как седьмая ступень лада получила название вводного тона, то и септаккорд, построенный на седьмой ступени, получает название вводного септаккорда. В натуральном мажоре образуется малый вводный септаккорд (крайние звуки этого аккорда образуют интервал малой септимы), в гармоническом мажоре образуется уменьшенный вводный септаккорд (его крайние звуки образуют интервал уменьшенной септимы).
- «Краска» септаккорда зависит от величины трезвучия (три нижних звука аккорда), а также величины септимы (крайние звуки аккорда).
- При понижении на тон применяется знак дубль-бемоль. При повышении на тон применяется знак дубль-диез.
Фа диез мажор – Ре диез минор | Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми |
Соль бемоль мажор – Ми бемоль минор | Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До |
До диез мажор – Ля диез минор | Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си |
До бемоль мажор – Ля бемоль минор | Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа |
Буквенные обозначения звуков
Название | C диезом | C бемолем | |
До | С(с) | Cis | Ces |
Ре | D(d) | Dis | Des |
Ми | E(e) | Eis | Es |
Фа | F(f) | Fis | Fes |
Соль | G(g) | Gis | Ges |
Ля | A(a) | Ais | As |
Си | H(h) | his | B |