ПЦК Хоровое дирижирование

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

ПЦК Хоровое дирижирование

Лекция - практикум

по дисциплине МДК.02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

для студентов IV курса

с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

Лекция по теме: «Творчество учащихся на уроках музыки»

 

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Русский советский музыковед, педагог, композитор Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, так как он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Русский советский музыковед, педагог, композитор Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Замечательный советский педагог-психолог Б.М. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению советского ученого, теоретика дошкольного музыкального образования, доктора педагогических наук Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

Творческое начало у младших школьников может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текс, в воспроизведении (голосом, на металлофоне или каком-то другом инструменте) несложных мотивов разного характера (в жанре марша, польки, вальса); в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации.

Творческое начало должно пронизывать процесс общения с музыкой у подростков. Оно проявляется не только в оценочном суждении о воспринятой музыке, интерпретации произведения, но и в собственном творчестве (например, сочинении подголосков к мелодии песни).

    В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных направления. Первое из них – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, знание сказок, стихотворений, народных  обычаев, героев книг, повадок зверей и т.п. создает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по направлению. Даются образцы музыкального творчества, например, сочинения ритмического вступления и т. д. (на основе разучиваемого в классе материала).

Третье направление предусматривает овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог: после совместного анализа песни он продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы, и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут «сочинять» сами.

Подготовка учащихся к творческой деятельности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоение поэтического текста, его ритмической структуры, строения мелодии.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Их выполнение во многом зависит от учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников он предлагает им творческие задания в форме игр, о которых упоминалось ранее. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила игры и сюжетная подсказка. Игра же создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.

Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность учащихся. Если вначале игру ведет учитель, то позже – сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадайка» и др.).

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность «автора» выразительно ее повторить.

Знакомясь с методической литературой по проблемам детского творчества, можно встретить термины «импровизация» и «творчество». Следует помнить, что в процессе импровизации мелодия создается непосредственно во время ее исполнения. Но творчество рассматривается и шире. Обычно сочинение – развернутый процесс, содержащий обдумывание замысла и средств его воплощения, совершенствование и оценку результата. Именно о таком творчестве говорил Б.Л. Яворский, когда высоко оценивал его воспитательное значение. Творчество, по его словам, позволяет развивать, направлять и контролировать музыкальное мышление.

На начальном этапе музыкального воспитания важно сочинение выразительных ритмов, попевок, песен на ограниченном количестве ступеней. В этом случае ребенок оперирует конкретными музыкально-слуховыми представлениями, приобретенными в процессе восприятия, пения, игры на детских музыкальных инструментах. Творчество способствует развитию музыкально-образного видения, является важным условием музыкального и общего развития ребенка. Процесс сочинения не исключает элементов импровизации.

Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Вначале младшие школьники успешнее справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под музыку и игрой на простейших музыкальных инструментах. Свои «сочинения» - выразительные интонации, ритмическое сопровождение к пьесам, песням, характерные движения первоклассники обдумывают, совершенствуют, свободно и выразительно повторяют.

Трудности, которые дети испытывают при выполнении творческих заданий в пении – отсутствие координации между слухом и голосом, постепенно устраняются. «Непоющие» дети могут проявлять свои творческие возможности в движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а поющие – в пении. Главное, чтобы учитель использовал на уроке самые разнообразные по видам деятельности творческие задания.

Так, постепенно усваивая характерные ладовые интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, сочинять характерные мотивы на ступенях, но и музицировать. Например, придумать на звуковысотных инструментах различные по настроению «зовы» птиц: грустный, беспечный, серьезный. При выполнении заданий такого типа ребята учатся понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и средствами его воплощения.

Эти навыки углубляются в работе над песенным материалом, где также возможны различные творческие задания. Например, сочинить ритмическое сопровождение, вступление, выбрать инструмент, звучание которого соответствует характеру конкретного произведения, и т. д. Во всех случаях дети должны обосновать свой выбор и замысел.

Исполняя простейшие ритмические партитуры, составленные учителем к пьесам для слушания, учащиеся получают представления о средствах музыкальной выразительности (ритме, динамике, темпе), их роли в создании музыкального образа произведения. Эти представления закрепляются в процессе сочинения или ритмического сопровождения к другим пьесам уже самостоятельно или в сотворчестве с педагогом. Интересными и весьма ценными являются задания, направленные на развитие представлений о жанрах - марш, песня, вальс, полька; музыкальной форме - куплетная, простая двух- и трехчастная, рондо, вариационная.

Разнообразные и систематические творческие задания помогают учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Так, второклассники с удовольствием сочиняют варианты на тему хорошо знакомой им русской народной песни «Дроздок». Они сочиняют на звуковысотных инструментах два разные по характеру варианта. Например, мелодия одного – подвижная, легкая – исполняется на металлофоне, а другого – протяжная, медленная на ксилофоне. Затем к каждой из них дети придумывают двухголосные ритмические партитуры. Образцом творчества для выполнения этого задания является ранее разобранная в классе тема с вариациями на мелодию известной детям песни.

Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большой интерес у ребят. Так, знакомые им песни «Заинька», «Солнышко» и другие, дети не только поют, но и подбирают на мелодии на металлофоне, ксилофоне. К одним песенкам учащиеся сами сочиняют ритмическое сопровождение, к другим играют аккомпанемент, предложенный учителем. К таким песням можно давать два-три варианта сопровождения, каждый из которых исполняют разные группы ребят, что является предпосылкой формирования представлений о принципе вариационности и форме вариаций.

Ученикам III класса даются более сложные задания, которые они выполняют индивидуально. Например, сочинить рондо с ритмически-шумовым рефреном в характере марша и мелодическими эпизодами: первый – в характере польки, второй – вальса. Ритмическое сопровождение к каждому эпизоду исполняется «автором» на выбранном им инструменте.

Разнообразные по сложности творчества задания необходимо включать в урок систематически с I класса. На музыкальных занятиях важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все школьники должны испытать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:

· отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

· использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

· выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся;

· различным образом импровизировать;

· разрабатывать и ставить серии творческих заданий;

· устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

Итак, развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

 

Вопросы и задания:

1. В чем заключается преимущество создания игровых ситуаций на начальном этапе творческого развития?

2. Какова роль творческих заданий на уроке музыки?

3. Подберите интонации из произведений, написанных для детей, которые могут быть использованы для формирования конкретных творческих умений.

4. Подготовьте творческие задания, предназначенные для поющих школьников и для детей со слабым уровнем координации между слухом и голосом.

 

Учебная литература

 

Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М., 1978.

Ананченко Г.В. Из опыта работы по формированию гармонического слуха у младших школьников//Музыкальное воспитание в школе. – М., 1986. – вып. 17.

Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. – М., 1978

Дмитриева Л.Г. Развитие у первоклассников чувства формы в процессе элементарного музицирования//Музыкальное воспитание в школе. – М., 1982. – Вып.15.

Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе». – М., 2000.

Черноиваненко Н. М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности// Музыкальное воспитание в школе. – М., 1979. – Вып.14.

 

Рекомендации по выполнению:

Материал прислать на адрес электронной почты marvit19@mail.ru в срок до 7 мая 2020 г., указав ФИО обучающегося.

Преподаватель: Дроздецкая М.В.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: