Трезвучие V ступени — доминантовым – Д53

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или Большое трезвучие состоит из б3 и м3, между крайними звуками образуется ч.5.: Б53= б3 + м3

2. Минорное или Малое трезвучие состоит из мЗ и бЗ, между крайними звуками образуется ч.5.: М53= м3 + б3

3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б3, между крайними звуками образуется ув5.: Ув53 = б3 + б3

4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.З, между крайними звуками образуется ум.5.: Ум53= м3 + м3

Например:

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим.

Основной, или нижний, звук (тон) трезвучия называется примой, второй, или средний—т е р ц и е й, третий, или верхний — квинтой.

Трезвучие имеет два обращения:

1-ое обращение — секстаккорд, получается от переноса примы на октаву вверх,

2-ое обращение — квартсекстаккорд, получается от переноса примы и терции на октаву вверх.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть (6). Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре — шесть (64)

· мажорный секстаккорд: Б6= м3+ч4;

· минорный секстаккорд: М6= б3+ч4;

· мажорный квартсекстаккорд: Б64= ч4+б3;

· минорный квартсекстаккорд: М64= ч4+м3.

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.

Трезвучие I ступени называется тоническим -Т53

Трезвучие IV ступени — субдоминантовым –S53

трезвучие V ступени — доминантовым – Д53

В мажорном ладу эти трезвучия - мажорные, они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков). Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D: Т53/I, S53/IV, Д53/V.

Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

 t53/I, s53/IV, d53/V.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов.

В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер,

а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.

Д53 всегда используется в гармоническом миноре, т.е. всегда мажорное!!!

Д7 (Доминантсептаккорд) и его обращения.

Септаккорд -аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.

Септаккорд, который строится на V ст. мажора и гарм. минора, называется доминантсептаккордом.

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией: б3+м3+м3.53+м3).

Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основаной тон), терция, квинта и септима.

Доминантсептаккорд обозначается— Д7 (V7):

Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются:

1-  квинтсекстаккорд (Д65)

2-  терцквартаккорд (Д43

3-  секундаккордом (Д2)

Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.

Д7/V = бЗ+мЗ+мЗ (на V ступени)

Д65/VII = мЗ+мЗ+б2 (на VII)

Д43/II = мЗ+б2+бЗ (на II)

Д2/IV = б2+бЗ+мЗ (на IV)      

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:

Доминантсептаккорд - Д7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основ. звуком;

Квинтсекстаккорд –Д65 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;

Терцквартаккорд –Д43 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;

Секундаккорд –Д2 разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.

Вводные септаккорды.

Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.

В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции:

VII7= м3+м3+б3.

Малый вводный септаккорд встречается только в натуральном мажоре!

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции

умVII7=м3+м3+м3

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие (Т53,t53) с удвоенной терцией:

После повторения этих правил выполните

несколько письменный заданий:

Напишите в тетрадях!!!

Потом перешлите, пожалуйста, мне свою работу на электронную почту natalyazolotova@ya.ru

1. Ступеневый состав аккордов:

T53 T6 T64 S53 S6 S64 D53 D6 D64
                 
D7 D65 D43 D2 мVII7 умVII7
           

2. Интервальный состав аккордов:

Б53 М53 ув53 ум53   Б6 М6 Б64 М64
                 

 

D7 D65 D43 D2 VII7 умVII7
           

  

3. Построить в нотой тетради (красиво!!!)

 

1) Построить от звука «соль» вверх (и вниз)  аккорды:

    Б53, М53, Ув53, Ум53, Б6, М6, Б64, М64

 

2) В тональности e – moll (г) построить гамму, а затем построить главные трезвучия с обращениями (и с разрешением).

 

3) Построить в тональности E - dur (г) гамму, а потом: D7, D65, D43, D2, VII7, умVII7

 и разрешить.

Инструкция:

· В Гамме – выделить неустойчивые ступени закрашиванием, подписать римскими цифрами ступени, показать стрелками разрешение.

· Не забывайте, строя аккорды в тональности, ставить при ключе знаки!

· Обозначать аккорды снизу!

· Выделять неустойчивые звуки закрашиванием! Соблюдать в записи аккордов вертикаль и расстояния между аккордами.

· При выполнении всех требований – оценка «5»

· При выполнении заданий не полностью (без заданий в скобках) – «4»

· При выполнении заданий небрежно, кое - как и с большим количеством

 ошибок - …

 

Все ваши работы пойдут в зачёт экзамена!

Кто всё будет выполнять – может быть освобождён от экзамена!

Удачи!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: