МДК.03.01. «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»
Урок 23
УД. 03.01.01.01 Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "С" как объектов управления
Тема урока.
Порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой; системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем
Цель урока:
Ознакомиться с назначением и общим устройством бортового компьютера и системы навигации.
Рассмотреть порядок работы с бортовым компьютером автомобиля и с его навигатором.
Изучить системы регулирования положения сиденья водителя и органов управления автомобилем.
Определить последствия неправильной регулировки положения сиденья водителя и органов управления автомобилем.
Ход урока.
Порядок работы с бортовым компьютером
Определение и функции бортового компьютера
Бортовой компьютер — устройство автоматического типа, направленное на обработку и считывание информации по работе основных функциональных узлов автомобиля с её последующим выводом на дисплей.
Типы маршрутных компьютеров
В зависимости от особенностей сборки выделяются два типа автомобильных компьютерных приборов:
· мультисистемное компьютерное устройство универсального типа;
· бортовые компьютеры, предназначенные для конкретных моделей авто.
Мультисистемные компьютеры универсального типа легко встраиваются как в простые инжекторные автомобили, так и в модели с дизельным двигателем и турбонаддувом. Эксплуатация этих приборов довольно проста.
Универсальные бортовые компьютерные могут иметь следующие возможности:
· Функция диагностики осуществляет контроль над всеми рабочими узлами автомобиля. В случае поломки на дисплей выводится код ошибки, указывающий на конкретный неисправный узел.
· Для сохранения безопасности и предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации разработано 15 голосовых предупредительных сигналов.
· Функция слежения за качеством заливаемого в бак топлива. Позволит предотвратить выход из строя главенствующих систем и механизмов.
· «Эконометр» — выполняет контролирующую роль за количеством расходуемого горючего и помогает подобрать наиболее подходящий стиль вождения.
· Запись статистических данных (расстояние, приоритетная скорость).
· На инжекторном транспортном средстве бортовой компьютер может работать от датчика скорости и форсунки.
· Одновременное отражение на дисплее семи или девяти параметров.
· Бортовой журнал с фиксацией всех заправок и поездок.
· Возможность просмотра всех параметров в виде графического анализа.
Установка бортового компьютера обычно не вызывает затруднений, что связано со встроенным универсальным креплением.
Board Computer в автомобиле Форд Фокус
Бортовой компьютер автомобиля дает возможность контролировать некоторые узлы системы автомобиля и работу двигателя, тормозной системы и освещения. Информация выводится в виде полных надписей или сокращений на экран, расположенный в комбинации приборов (у Е36/31 на самом компьютере), причем загорание некоторых надписей сопровождается звуковым сигналом. Имеются три следующих группы приоритета выдаваемой информации в порядке убывания:
Приоритет 1:— тормозная жидкость: проверить уровень;— давление масла в смазочной системе двигателя: проверить уровень масла и отсутствие утечки;— температура охлаждающей жидкости двигателя: проверить уровень жидкости, натяжение ремня привода вентилятора и убедиться в отсутствии утечек;— затянут стояночный тормоз: отпустить стояночный тормоз;— не загораются стоп-сигналы: перегорели предохранители или лампы;— разрыв цепи стоп-сигналов: перегорание предохранителя или разрыв цепи;
Приоритет 2:— программа проверки автоматической коробки передач: неисправность электроники управления АКПП;— тормозные колодки: износ накладок;— уровень жидкости в бачке омывателя ветрового стекла: проверить уровень жидкости;— загорается только один стоп-сигнал: перегорание лампы;— не загорается фара ближнего света: перегорание лампы;— не загорается лампа габаритного света в заднем фонаре или лампа освещения номерного знака: перегорание предохранителя;
Примечание. Загорание индикатора «+» говорит о том, что имеется также другая информация, которая ждет вывода на экран. Для ее вывода нажмите на кнопку «km/miles» (на Е36/31 кнопку «CR»).
Приоритет 3:— уровень масла в двигателе: проверить уровень;— уровень охлаждающей жидкости: проверить уровень;
— CHECK-CONTROL — неисправность электронной системы самого блока БСК.
Ошибки, которые определяются с помощью бортового компьютера и их своевременная диагностика
Сбои, возникающие в рабочих узлах транспортного средства, высвечиваются на дисплее в виде определённой надписи или кода.
Основные ошибки на дисплее универсального бортового компьютера:
· Antipollution fault — неполадки в системе очистки выхлопа.
· Automatic gearbox fault — автоматическая коробка передач работает неадекватно.
· Battery charge fault — батарейка требует дополнительной подзарядки.
· Brake fluid level (low) — недостаточное количество тормозной жидкости.
· Coolant level warning — нехватка охлаждающей жидкости.
· Door open engine running — открыты двери автомобиля при работе силового агрегата.
· Driver seat belt warning — пассажиры или водитель не пристёгнуты ремнями безопасности.
· Engine oil level too low — уровень масла ниже нормы.
· Engine temperature too high — перегрев двигателя.
· Fuel pump cut-off — неисправность топливного насоса.
· Handbrake on — несвоевременное использование ручного тормоза.
· Ice alert — вероятность появления на дороге гололёда. Индикатор срабатывает при низкой температуре внешней среды.
· Low Fuel Level — нехватка горючего топлива.
· Overspeed warning — превышение скорости.
· Puncture warning — неисправность шины.