Средства пассивной безопасности

МДК.03.01. «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»

Урок № 24

УД. 03.01.01.01 Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "С" как объектов управления

 

Тема урока.

Системы пассивной безопасности; ремни безопасности: назначение, разновидности и принцип работы; неисправности элементов системы пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

 

Цель урока:

Определить категории и назначение средств пассивной безопасности.

Ознакомиться с расположением средств пассивной безопасности в автомобиле.

Рассмотреть принцип действия основных средств пассивной безопасности.

Изучить неисправности элементов системы пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

 

Ход урока.

 

Современный автомобиль является источником повышенной опасности. Неуклонный рост мощности и скорости автомобиля, плотности движения автомобильных потоков значительно увеличивают вероятность аварийной ситуации.

Система пассивной безопасности – это набор элементов и приспособлений, которые автоматически срабатывают при возникновении аварии и обеспечивают минимальные повреждения обитателям салона и за его пределами. Ее принято делить на внутреннюю и внешнюю.

 

1. Виды систем пассивной безопасности.

Внутренняя системанаправлена на снижение травматизма людей, находящихся внутри авто, и представлена следующими составляющими:

 

· элементы кузова;

· элементы салона;

· ремни безопасности;

· подушки безопасности;

· особенности конструкции сидений.

 

Внешняя система призвана снизить риск травматизма иных участников аварии, таких как пешеходы и пассажиры других машин. Она представлена бамперами, стеклами и приспособлениями защиты пешеходов.

 

Средства пассивной безопасности.

Совокупность конструктивных элементов, применяемых для защиты водителя, пассажиров и пешеходов от травм при аварии, составляет систему пассивной безопасности автомобиля.

Кузов является важнейшим элементом системы пассивной безопасности современного автомобиля. Исходя из требований безопасности кузов автомобиля должен иметь конструкцию, обеспечивающую выживание водителя и пассажиров при аварии.

Безопасная конструкция кузова автомобиля разрабатывается исходя из следующих принципов:

o -для поглощения энергии столкновения передняя и задняя части автомобиля должны быть деформируемыми;

o -для выживания пассажиров каркас салона автомобиля должен иметь максимальную жесткость и прочность.

Деформация передней и задней части автомобиля обеспечивается путем продольного складывания, т.н. "гармошки". При фронтальном столкновении особое внимание уделяется минимизации смещения элементов конструкции автомобиля в пространство для ног водителя и пассажира.

Требования к прочности кузова при ударе сзади складываются из жёсткости каркаса салона и деформируемости задней части кузова. Защита топливной системы от удара сзади обеспечивается геометрией задней подвески и расположением топливного бака.

При боковом столкновении важнейшими конструктивными элементами, воспринимающими основную энергию бокового удара, являются средняя стойка и двери. При их изготовлении используются сверхвысокопрочные материалы. При боковом столкновении при помощи прочной средней стойки и усиленных дверях достигается невысокая скорость смятия и минимальное смещение конструктивных элементов внутрь салона.

Для снижения вероятности травмирования пешеходов в переднем бампере автомобиля используется эластичный ударопоглощающий (защитный) элемент. Он позволяет достичь определенной зоны деформации передней части кузова при ударе.

Также важными компонентами системы пассивной безопасности автомобиля являются:

· ремни безопасности;

· натяжители ремней безопасности;

· активные подголовники;

· подушки безопасности;

· безопасная конструкция кузова;

· аварийный размыкатель аккумуляторной батареи;

· ряд других устройств (система защиты при опрокидывании на кабриолете; детские системы безопасности - крепления, кресла, ремни безопасности).

Рис. Компоненты системы пассивной безопасности:
1 – аварийный выключатель АКБ;   2 – безопасный самооткрывающийся при столкновении капот;   3 – подушка безопасности переднего пассажира;   4 – боковая подушка безопасности переднего пассажира;   5 – боковая подушка безопасности переднего пассажира; 6 – активные подголовники; 7 – задняя правая подушка безопасности; 8 – левая головная подушка безопасности; 9 – левая задняя подушка безопасности; 10 – датчик удара задней подушки безопасности со стороны водителя; 11 – натяжитель ремня безопасности; 12 – боковая подушка безопасности водителя; 13 – датчик удара боковой подушки безопасности водителя; 14 – подушка безопасности водителя; 15 – коленная подушка безопасности; 16 – блок управления подушек безопасности; 17 – датчик удара фронтальной подушки безопасности водителя; 18 – датчик срабатывания пиропатрона капота; 19 – датчик удара фронтальной подушки безопасности переднего пассажира

 

Система должна обеспечивать защиту не только водителя, пассажиров и конкретного автомобиля, но и других участников дорожного движения.

Современной разработкой является система защиты пешеходов. Особое место в пассивной безопасности автомобиля занимает система экстренного вызова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: