Прослушайте произведение по ссылке в группе. Для лучшего восприятия следите по тексту (вторая ссылка)

Тема урока А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование.

Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле».

· Сегодня мы будем знакомиться с произведением Андрея Платонова, нашего известного писателя-соотечественника. Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»?

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

§ Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

§ Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

§ Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.

Прослушайте произведение по ссылке в группе. Для лучшего восприятия следите по тексту (вторая ссылка)

Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

О каких событиях рассказал нам автор?

Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

Что можете сказать об отношениях деда и внука?

o пришли.

Выполнение заданий. Ответьте на вопросы устно.

 Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня»

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

o Почему дедушка Тит всё время спит?

o Как к этому относится Афоня?

o Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

o Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

1. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

 

1. Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи»

2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

o Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

o Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

o Как реагировал дедушка на вопросы внука?

3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

4. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

 

1. Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу»

2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

o Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

o От чего дедушка проснулся?

o Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

4. Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

 

1. Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» до слов «Теперь я сам знаю про всё!»

2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

o Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

o Почему дедушка «осерчал» на внука?

o Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

4. Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

 

1. Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» до конца рассказа

2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

o Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

o Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

o Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

o Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

4. Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

 

· Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?

· Подумайте, зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?

· Подумайте, для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?

· Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?

· О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

· Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

1. Сделайте вывод: Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: