Жанры публицистического стиля. Сочинение-эссе

Просмотрите видео урок по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=RXZGCmPWCKA

 

2.Повторите по учебнику материал (стр 172-173, 178)

3.Работа с обобщающими таблицами (устно, в тетрадь не писать)

а) Тире в простом предложении

 

Тире между подлежащим и сказуемым

Примечание. Тире ставится только

 при логическом ударении на подлежащем

 или сказуемом

 

• Пользуясь таблицей, сформулируйте основные правила употребления тире в простом предложении.

• Какие из этих случаев постановки тире встречаются наиболее часто?

 

. б) Односоставные предложения

 

Вид односоставного предложения Выражение сказуемого Примеры
Определённо-личное Глагол в форме 1-го или 2-го лица 1. Люблю тебя, моя Россия (С. Васильев). .
Неопределённо-личное Глагол в форме 3-го лица мн. ч. наст. и буд. Времени. Глагол мн. ч. в прош. времени 1. Дорожки каждое утро посыпают песком. 2. Лампы скоро зажгут. 3. Кричали где-то далеко
Безличное Безличный глагол, личный глагол в безличной форме, неопределённая форма глагола и др. 1. Морозит. 2. Пахнет лесом. 3. Мне холодно. 4. Стоять на одном месте нельзя
Обобщённо-личное Как в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях 1. Чужим умом в люди не выйдешь. 2. В лес дров не возят (Пословицы)
Назывное Сказуемого нет Полярная ночь. Льды. Безмолвие

 

 

в) Запятые между однородными членами

 

1. О, О
2. О, а О а, но, да (= но), однако, зато и др.
3. ни О, ни О то-то, или-или, либо-либо, не то — не то и др.
4. как О, так и О как, так и; не только, но и, и др.
5. О и О и, или, либо, да(= и)

 

 

 

Выполните в тетрадях упражнение 254.

УРОК 2.

Жанры публицистического стиля. Сочинение-эссе

Эссе – способ рассказать о мире через себя

 и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис)

 Рефлексия

 На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.

Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.

 Однокоренные слова к слову “эссе” - эссе, эссеистика, эссеист

Для любознательных

Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень, написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.

В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.

 ЗАДАНИЯ К УРОКУ

 1 Прочитайте определение термина:

Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)

Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)

Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)

2. Запишите в тетради особенности жанра эссе, обозначенные в определениях жанра.

1. Обращение к социальным, философским, литературоведческим, эстетическим проблемам.

2. Свободная форма изложения. Отсутствие композиции.

3. Преобладание впечатлений, а не фактов.

4. Субъективность авторской позиции.

5. Сравнительно небольшой объем.

6. Эмоциональность речи.

Творческая работа

Вам поможет

https://www.youtube.com/watch?v=rwJR5fchECE

Итак, мы познакомились с особенностями жанра эссе. Я предлагаю вам написать сочинение в жанре эссе   самостоятельно.

Помните, что в эссе главную роль играет:

  • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
  • раздумья и размышления;
  • оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
  • образная и афористичная речь;
  • непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.

 Предлагаю вам следующую тему:

«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что сделал людям каплю добра» Л.Н. Толстой

- Вы согласны ли вы с этим утверждением писателя?

 Составьте кластер: (по желанию) добро – это (милость, сострадание, сочувствие, свет души, понимание, любовь и т.п.)

 Прочитайте притчу «Добрый царь и крестьянин».

Жил - был царь. Добрый царь, который очень любил своих подданных и был с ними ласков. Кроме того, ему очень хотелось, чтобы их жизнь стала лучше. Он часто размышлял о том, какое бы благодеяние подданным сделать. Но никак не мог придумать такое, чтобы разом осчастливить всех. Поэтому он ничего доброго и не делал – боялся, что кого-то осчастливит, а остальные на него обидятся и назовут злым. Так и умер царь, не придумав, как осчастливить всех. После смерти о нем почти не вспоминали. Ну, жил и жил добрый царь, но ведь никого он своей жизнью не осчастливил…

И жил в том царстве крестьянин – не нищий, да и не богатый, не злой, да и не ангельского характера. Но своим соседям он всегда помогал в меру сил. Чем мог, тем и помогал. Умер этот крестьянин в один день с царем. Соседи его и по сей день добрым словом вспоминают. Оказалось, что за свою жизнь он очень многим помог. Не осчастливил, но помог.

 Обратите внимание;

Благодеяние – это …. (поступки, которые совершают люди с хорошими намерениями)

Царь – это … (человек, у которого в руках безграничная власть)

Добро – это …(дела или слова, которые поддерживают людей всегда)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: