Работа над темой урока

Урок-конференция по теме

«Агробизнес и конкуренция»

Вид урока: урок – конференция.

 Цель: Развивать познавательный интерес на основе межпредметных связей. Изучить рыночное реформирование аграрной сферы экономики России. Изучить агробизнес. Дать понятие конкуренции и рассмотреть её виды.

 

Задачи:

· Образовательные: Сформировать представления об Агробизнесе. Приобретение опыта подготовки обзорных материалов.

· Развивающие: Развитие навыка самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с докладом;

· Воспитательные: Воспитывать ответственное отношение к умственному труду, развивать творческий потенциал учащихся.

Межпредметные связи: история, психология, экономика.

План:

1. Игра «Знакомство»

2.Вступительное слово учителя.

3.Представление «корреспондентов»

4.Сообщения учащихся:

а) «психолог»

б) группа «историков»

в) группа «экономистов»

г) «корреспондент»

5. Заключительное слово учителя.

6.Закрепление пройденного материала

7. Рефлексия учащихся.

8.Домашнее задание

9.Это интересно. Экскурс в прошлое.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция:

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок однокласснику напротив. Вы (тот, кто кинул клубок) должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

Предложения на карточке:

Я доверяю людям, которые…..

Самая большая радость для меня – это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

Думаю, что самое важное для меня….

Человек, которому я могу доверять….

Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно,, когда ….

Человек считается успешным, если…

Таким образом, клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины

-Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом).

 

Учитель: Вы можете себе представить жизнь без пищи? Проснуться утром – и не увидеть на столе хлеба. Уйти, на работу, не покушав? Кажется ерунда, мелочь. Ну и пусть, что нет хлеба. А ведь какой дискомфорт! Вот мы сегодня с вами и поговорим о сельскохозяйственной отрасли, которая даёт нам пищу, т.е. жизнь. Как и откуда она появилась? На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся ответить. И поможет нам в этом разобраться группа «историков», «экономистов» и «психолог».

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель:  Мы с ребятами подготовили выставку книг (выставка книг на с/х тематику).

· Что вы можете о ней сказать?

· Могли бы вы дать определение понятию «агробизнес»?

· Трудно дать определение? Почему?

· Тогда – что такое конкуренция? Молодцы! Что такое конкуренция - вы понимаете.

· Могли ли вы посвятить понятию «агробизнес» рассказ или стихотворение?

· О чём бы вы в нем написали?

·

Итак, прежде чем начнем разбираться в этих понятиях, мы с вами попробуем выполнить упражнение на интеллект.

Но для начала, немного об интеллекте нам расскажет «психолог».

«Психолог». Еще недавно ученые считали, что интеллект невозможно нарастить. Как природа наградила человека интеллектом, так он и проживет свою жизнь. Древние этого не знали и тысячи лет назад применяли упражнения для его развития. Интеллект – это понимание, это резонанс левого и правого полушария. Интеллект низкого уровня случается тогда, когда правое полушарие не воспринимает частот, на которых работает левое и наоборот. Иносказательно это можно рассмотреть так, что правое полушарие спрашивает левое: - Ты как считаешь, можно так сделать? А левое полушарие дает один из многих ответов, но не тот, который нужен в данной ситуации. Причины: разные частоты работы полушарий, информации полно, но нет резонанса (согласие) с этой информацией, не хватает энергии, чтобы выйти на резонанс со всей информацией по этому случаю, не та структура энергии. Это как вилка с розеткой, чтобы вилка вошла в розетку, должны быть правильно подобраны расстояния между электродами, толщина электродов и диаметр отверстий. Так, чтобы был высокий интеллект, полушария должны работать синхронно, согласованно. Это достигается простой тренировкой, упражнением древних. Оно простое, но когда начинаешь его разбирать в современных понятиях, то сразу задумываешься, сколько же древние знали того, что не знаем еще мы.

Учитель: Итак, упражнение на интеллект

Для выполнения упражнения вы можете сесть, лечь, встать на голову, то есть занять любое удобное для вас положение. Мы работаем с мозгом, а не с телом, а это у нас отдельный аппарат восприятия. И как любой аппарат он поддается совершенствованию.

На поверхности мозжечка представьте святящуюся сферу (шарик), которая на вашем вздохе увеличивает свою яркость, то есть набирает энергию. Как только энергии хватает, сфера вспыхивает, и яркий, белый свет охватывает поверхность мозга. Лимит энергии вы определяете сами. Свет идет до конца лобных долей мозга, разворачивается и по складке между правым и левым полушарием возвращается назад, в мозжечок. Упражнение повторять семь раз. В течение дня повторить несколько раз. Для тех, кто хорошо освоил упражнение можно добавить дыхание, мысленно вдыхать энергию для светящейся сферы через темечко (темечко, а не макушка). Это упражнение будет развивать интеллект и интуицию.

Спасибо за работу. Постоянно работая с этим упражнением, вы обязательно повысите свой интеллект.

Постановка цели и задач урока

Ну, а мы продолжаем наш урок.

Откройте, пожалуйста ваши тетради, запишите число. Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Запись темы в тетрадь.

 

Работа над темой урока

Учитель:  Ребята, как вы думаете, с  чего же начать раскрывать нашу тему?

«Корреспондент»: Давайте выясним, как и когда начались преобразования в Аграрной политике? Этот вопрос мы адресуем группе «историков».

4.1.Аграрная реформа в СССР.

1-й «Историк». Современный мир уже невозможно представить без современных технологий. Сейчас большое внимание уделяется урбанизации и поддержке города, но не стоит забывать и об аграрной сфере, так как ей во время продолжающейся нестабильной экономической ситуации отводят значимое место. Поэтому сегодня мы рассмотрим понятие конкуренции, её виды и роль в современном механизме, так как она оказывает большое влияние на рыночную экономику.

В начале 1990 годов Россия выходила на ведущий план по объему производства, а так же и по объективному показателю - производство продукции на душу населения. Тем самым занимая лидирующие позиции на рынке, опережая страны ЕС.

Россия превосходила страны ЕС почти по всем показателям. Так же хотелось бы отметить, что по темпам прироста производства продуктов питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три десятилетия (1960-90 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.

Однако из-за слабости важнейшей и необходимейшей составляющей, такой как сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации товаров, ежегодно производя огромное количество продукции в совхозах и колхозах, страна именно в цепочке "поле-прилавок" теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Следовательно, основные причины продовольственных трудностей находились в основном за пределами собственно сельскохозяйственного производства.

Именно для преодоления различных негативных последствий, которые бы повлияли на экономику страны, в сельском хозяйстве требовалась аграрная реформа, именно как система мер по коренному преобразованию экономических отношений на селе.

2-й «Историк» Цели и задачи аграрной реформы были сформулированы ещё Съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. В принятой на Съезде "Программе возрождения российской деревни и развития аграрно-промышленного комплекса (АПК)".

В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались:

· реорганизация колхозов и совхозов,

· развитие предпринимательства,

· создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.

Главной же целью данной реформы являлось улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.

Как основную задачу, следует рассматривать именно создание условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, а так же формирования многоукладной экономики на базе многообразия и равенства различных форм собственности на землю. Так же ставилась задача: повышения эффективности производства на основе использования различных форм собственности и формирования благоприятного экономического механизма и усиления государственной поддержки.

Следует отметить, что важнейшей частью аграрных преобразований является именно земельная реформа. Законом РФ "О земельной реформе" (1990 г.) были определены два этапа преобразований:

1-й «историк»: На первом предполагалось провести оценку потребности в земельных ресурсах предприятий и граждан, сформировать резервный фонд земель для их дальнейшего перераспределения, установить ставки земельного налога и нормативной цены земли;

На втором этапе предусматривалось передать землю в пользование и собственность потенциальным землепользователям и землевладельцам. Намечалось также создать около 100 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, причем для этих целей должно было быть выделено 5,5-6,5 млн. га. Одновременно был принял закон "О социальном развитии села", которым было установлено равенство прав и обязанностей сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Законом был установлен порядок государственной поддержки АПК путем направления на его нужды не менее 15 % от расходной части бюджета, но уже в 1997 г. эта величина сократится до 3%.

2-й «историк». В декабре 1991 года Правительством РСФСР были приняты Постановления "О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом", "О реорганизации колхозов и совхозов", а Президентом был подписан Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Хозяйствам было предложено изменить организационно-правовую форму. В течение 2-3 месяцев они должны были перерегистрироваться в акционерные общества, товарищества, кооперативы, частные фирмы и т.д. Таким образом, менее чем за 10 дней была изменена правовая основа земельных отношений в стране.

После бурных протестов на февральском 1992 г. съезде колхозников правительство РФ было вынуждено изменить пункт 14 последнего постановления, и постановлением "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" (1992 г.) колхозам и совхозам было разрешено не только реорганизовывать, но и сохранять при перерегистрации прежние формы хозяйствования.

К моменту принятия новой Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) практически было завершено перераспределение земель по категориям граждан и юридических лиц и формам собственности.

4.2. Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики России

3-й «историк».  В 1994 г. была принята новая Программа аграрной реформы в Российской Федерации. В ней была дана оценка кризисной социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований. В программе указывалось: "Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции".

В качестве основных направлений аграрной реформы намечались многие, в т.ч. реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом; социальное преобразование села, подготовка кадров. В этой связи качественное совершенствование трудовых ресурсов выступает важнейшим ориентиром модернизации.

«Корреспондент» Как произошли преобразования в Аграрной отрасли, мы выяснили, благодаря нашим историкам. Но в последнее время я стал часто слышать слово Агробизнес. И пока не могу разобраться с этим понятием. 

4.3 Агробизнес.

1-й «историк» Да, действительно, слово Агробизнес – это новое понятие.

Понятие «агробизнес» является новым для российского человека, хотя даже незначительные познания в английском языке позволяют сделать вывод, что слово «agribuisnes» каким-то образом связано с ведением бизнеса в сельском хозяйстве. Такие термины как «бизнес», «агропромышленный комплекс», «предпринимательство» уже нашли свое отражение в отечественной науке и разговорной речи, а вот «агробизнес» в условиях стремительных социально-экономических, институциональных, правовых, и политических изменений последних лет требует особого изучения.

«Корреспондент»: А с какими процессами связан Агробизнес?

2-й «историк». Агробизнес является одним из секторов рыночной экономики, который связан с процессами сельскохозяйственного производства, а именно хранения, распределения и обработки получаемых продуктов. В экономической теории агробизнес рассматривается как один из видов более общего понятия - бизнеса.

«Корреспондент» А не смогли бы вы рассказать, когда всё же сформировалось понятие Агробизнес?

2-й «историк». Понятие "агробизнес" сформировалось к концу 20-го века, причем уже тогда оно имело разные толкования. Возникновение данного понятия во второй половине двадцатого века не случайно, поскольку именно в этот период в экономиках развитых стран, прежде всего США, активно развивались интеграционные процессы, затрагивавшие все сферы бизнеса. В мировой экономической науке теория агробизнеса стала развиваться благодаря вкладу таких видных ученых как Д. Дэвис и А. Хоскинг. В России методологические основы сельского предпринимательства были заложены еще в девятнадцатом и начале двадцатого веков А. Чаяновым, Н. Кондратьевым, А. Волынским, А.Радищевым, Н. Макаровым. Впервые в категории сфер бизнеса оно было введено профессором Гарвардского Университета Дж.Дэвисом. По его определению, агробизнес - это совокупность операций по производству и распределению продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, а также совокупность отраслей, вовлеченных в процессы транспортировки, хранения, переработки и распределения сельхозпродукции. То есть, по его мнению, агробизнес представляет собой группу предприятий, связанных с сельским хозяйством от поставок ресурсов до распределения продукции.

Позднее, ученые приступили к изучению сущности агробизнеса, и здесь для России ближе позиция А. Хостинга, -- он определяет агробизнес как деятельность частных лиц, предприятий или организаций, направленную на извлечение природных благ, производство услуг и товаров в сфере сельского хозяйства.

«Корреспондент» Скажите, пожалуйста, а не смогли бы вы нам ответить на такой вопрос: «Какой цели подчинены сферы деятельности агробизнеса, и что же составляет его основу?»

3-й «историк»: Все элементы (сферы деятельности) агробизнеса равнозначны, взаимосвязаны и подчинены одной общей цели - получение прибыли. Производство сельскохозяйственной продукции для личного потребления не является агробизнесом.




double arrow
Сейчас читают про: