double arrow

В) ознакомиться с материалом, приведённым ниже.

ЗАДАНИЯ К УРОКУ

1. Мотивация (устно). Как вы думаете, ч то такое античность?

Варианты ответа:
1) Это все культуры древнего мира
2) Это все древние культуры Средиземноморья, включая Грецию, Рим, Египет, Израиль
3) Это только Древняя Греция и Древний Рим
4)Это вообще любая культура, кроме современной

Делаем вывод:
В Древней Греции, а потом и в Древнем Риме появилось многое из того, что потом существовало в более поздней европейской культуре. Это, например, такие науки, как география, астрономия, история, психология, биология, минералогия, театроведение. Это философия. Это основные понятия этики, политики, риторики. Античность – это начало европейской архитектуры: у греков и римлян появились некоторые типы зданий (театр, базилика), архитектурные стили (так называемые ордера), архитектурные элементы (колонна, фронтон, фриз).
Наконец, в Древней Греции появилась и поэзия – со своими жанрами (элегия, ода, эпиграмма, послание, поэма), стихотворными размерами и важными темами.

 







ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ВАРИАНТЫ РАБОТЫ: (ВЫБРАТЬ ОДИН ИЗ 3).

А) ПРОСМОТРЕТЬ ВИДЕО УРОК ПО ССЫЛКЕ

https://videouroki.net/video/80-antichnaya-lirika-katull-goracij.html

 

Б) ПРОРАБОТАТЬ ТЕКСТ УЧЕБНИКА (СТ312-317, 319-322)

В) ОЗНАКОМИТЬСЯ С МАТЕРИАЛОМ, ПРИВЕДЁННЫМ НИЖЕ.

Лирика появилась ещё в древней Греции. Лирическую поэзия декламировали или пели, а когда пели – это делали либо сольно, либо хором.
Древние римляне, которые заимствовали у греков и философию, и науку, и искусство, переняли у них традиции лирической поэзии.
В Риме появились великие поэты – Гораций, Катулл, Вергилий, Овидий, Марциал, Федр и другие.
Гай Валерий Катулл прожил недолгую жизнь. Умер он совсем молодым – тридцати лет от роду. Он успел оставить нам совсем немного текстов – всего около 116 стихотворений. Но даже этого оказалось достаточно, чтобы обессмертить имя поэта.
Катулл принадлежал к группе поэтов, которых политик и оратор Цицерон в насмешку называл неотериками, то есть «новыми поэтами». Неотерики использовали малые жанры – например, эпиграммы и элегию. Они презирали общественные темы в поэзии и вполне удовлетворялись частной жизнью.


Если желание сбывается свыше надежды и меры,
Счастья нечайного день благословляет душа.
Благословен же будь, день золотой, драгоценный, чудесный,
Лесбии милой моей мне возвративший любовь!
Лесбия снова со мною! На что не надеялся, сбылось!
О, как сверкает опять великолепная жизнь!
Кто из живущих счастливей меня? И чего же мог бы
Я пожелать на земле? Сердце полно до краев!


Большинство стихотворений Катулла вдохновлена любовью к знатной римлянке Клодии, которую он воспевал под именем Лесбия. Это имя появилось неслучайно. На острове Лесбос жила знаменитая греческая поэтесса Сапфо, так что поэтическое имя своей возлюбленной – Лесбия – Катулл взял с оглядкой на греческую традицию.
Первые встречи влюблённых были радостны и сулили большое счастье. Потом начались подозрения, укоры в неверности, вспышки ревности, размолвки и, наконец, разрыв.
Все эти проявления любовного чувства Катулл выражает предельно искренне.


Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может
Преданной дружбой, как я, Лесбия, был тебе друг.
Крепче, чем узы любви, что когда-то двоих нас вязали,
Не было в мире ещё крепких и вяжущих уз.
Ныне ж расколото сердце. Шутя ты его расколола,
Лесбия! Страсть и печаль сердце разбили мое.
Другом тебе я не буду, хоть стала б ты скромною снова,
Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей ты!


Если сопоставить лирику Катулла со стихами его греческих поэтов-предшественников, бросается в глаза его новаторство. Если для греческих поэтов любовь – игра, она всегда сопровождается лёгкой иронией, то в стихотворениях Катулла она всегда серьёзна, искренна, торжественна и нередко трагична. Конечно, в этом случае любое подозрение в неверности – это катастрофа для лирического героя.
Некоторые стихотворения Катулла посвящены дружбе. Дружба для поэта – это родство душ, общие идеалы, верность друг другу.

 

Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга.
Благочестивой любви лучше в награду не жди!
Неблагодарность царит, добро не приносит награды,
Где уж награды! Добро горечь родит и тоску.
Так и со мною. Врагом моим злейшим и самым жестоким
Тот оказался, кому другом и братом я был.


Другим выдающимся римским поэтом того времени был Гораций. В отличие от Катулла, писавшего о своих личных, интимных переживаниях, Гораций предпочитал темы общественно-значимые.
Гораций оставил довольно много произведений, объединённых в несколько сборников.
Талант поэта ценил знаменитый Меценат – богатый покровитель деятелей искусства, имя которого стало нарицательным во многих языках. Гораций входит в кружок Мецената и пользовался его расположением.
Возможно, благодаря общению с Меценатом Гораций становится убеждённым защитником императорском власти, поклонником первого римского императора Октавиана Августа.
Вместе с тем Гораций вошёл в историю литературы и как выдающийся сатирик. В своих сатирах он выступает против гражданской войны, приносящей лишь несчастья стране, клеймит моральные пороки современного ему общества.
Поскольку недостатки имеют все люди, исправление общества Гораций призывает начинать с себя. В его стихах содержится требование строго относиться к собственному нравственному облику и выступает за так называемую «золотую середину». Это словосочетание стало крылатым: оно обозначает чувство меры, душевное равновесие, жизнь без крайностей.
Гораций помнит о смерти. Человеческое тело умирает, а душа продолжает существование. Из этой мысли рождается одно из его самых знаменитых стихотворений – ода «К Мельпомене», которая стала основой для стихотворений на ту же тему многих поэтов более позднего времени – Ломоносова, Державина, Пушкина, Бродского, Высоцкого.


Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушит его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде - там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян.
Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.


В стихотворении Гораций славит поэзию, которая принесла ему вечную поэтическую жизнь и любовь богов, благодарит Мельпомену – музу серьёзной поэзии, предрекает своим стихам большое и долгое будущее.
Так и случилось: темы и образы, созданные Горацием, были подхвачены многими поэтами в более позднее время.

 

 


























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: