Правда, твоя – это наша правда, Родина

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы с вами работаем на платформе РЭШ

Урок №16

Тема урока «О подвигах, о доблести, о славе…». Знакомство с жанром реквиема

Алгоритм работы на уроке

Изучаем конспект (основные мысли запишите в тетрадь)

2. Переходим в РЭШ. УРОК 16

Смотрим основную часть

Выполняем тренировочные задания, контрольные задания В1и В2 (подсказки, ответы ищите в тексте конспекта и видео уроке)

Получаем отметки

Открываем тетради, записываем тему урока

(Прочитайте внимательно теоретический материал, сделайте краткий конспект – выпишите главное)

Записываем определение

Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

Работаем с текстом

  Есть в истории народа события, которые невозможно забыть…. Они внедряются в генетический код и звучат в ритме сердца. Таким событием стала для нашей страны Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. Беда пришла на нашу землю, мирную, развивающуюся, полную надежд. Враг напал вероломно, страшно, поправ всё самое светлое и дорогое, что есть в сердце каждого человека. Все: молодые и старые, мужчины и женщины, школьники-подростки – вся страна встала на защиту своего дорогого отечества! Не найти ни одной семьи, которой бы не коснулась эта страшная трагедия...

  Подвигом был каждый день, каждый час, каждый шаг, шаг через боль, страх, страдание во имя мира, во имя будущей жизни, во имя светлых идеалов добра и счастья. Люди отдали свои жизни для того, чтобы потомки могли жить, радоваться и строить счастливое будущее для следующих поколений. Подвиг народа, ценой невероятных жертв одержавшего победу над фашизмом, был воспет многими художниками того времени. Воспет и увековечен для потомков, которые будут жить, не зная войны. Эта память даёт силы быть достойными их подвига, бороться за мир во всём мире. И в поэзии, и в музыке, и в изобразительном искусстве отразилась война.

  Очень подходящим оказался жанр реквиема. Он трансформировался из церковной заупокойной мессы в патриотическую ораторию, посвящённую памяти погибших героев.

Жанр стал использоваться не только в музыке, но и в поэзии, и в изобразительном искусстве. Поэт Роберт Рождественский, который во время войны был ребёнком, в 1960 году написал поэму, назвав её «Реквиемом», и посвятил её «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Поэма эта – не просто дань уважения погибшим, она написана болью и кровью сердца и глубоко волнует каждого, кто слышит её.

Нет человека, кто мог бы слушать её без слёз.

  Идея создания реквиема по погибшим героям войны родилась у Роберта Рождественского и композитора Дмитрия Кабалевского, который хотел увековечить подвиг народа в крупном музыкальном произведении. Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского широко известно в мире искусства советского периода. Будучи талантливым композитором, педагогом и общественным деятелем, он широко пропагандировал музыкальное искусство, затрагивая актуальные вопросы современности. Большое значение композитор придавал музыкальному воспитанию подрастающего поколения, на детей он возлагал большие надежды, ведь дети – будущее страны, будущее народа. Результатом его работы стала программа по музыке для общеобразовательных школ, на которую до сих пор опираются музыкальные педагоги.

Дети становятся в «Реквиеме» Рождественского и Кабалевского выражением надежды, светлого будущего, радости жизни. Часть кантаты «Наши дети» исполняется детским хором, это песня – клятва павшим быть достойным их подвига и их памяти и песнь, полная оптимизма, надежды и солнечного света.

Всего в оратории десять частей, построена она на принципе контраста, как и в традиционном реквиеме, исполняется сочинение так же традиционно оркестром, хором и солистами. Несмотря на то, что «Реквием» Дмитрия Кабалевского не является церковным произведением, в нём есть молитва. Такова часть «Я не умру». Это обращение воина к природе, частью которой он является, к силам судьбы, это надежда успеть допеть свою песню и испить чашу до дна. Образ чаши страдания перекликается с историей страданий Иисуса Христа.

  Бесконечное горе, которое пережила страна, мы слышим в части «Сердце матери». Это плач, безутешное горе матери, потерявшей на войне самое дорогое – своего сына. «Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. Не хочу я ничегошеньки, только сына милого». Так и Родина-мать оплакивает своих сыновей.

Образ Родины предстаёт перед слушателями во второй части «Реквиема».

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твоё – это наше горе, Родина.

Правда,  твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина!

Судьба Родины – это судьба каждого человека, в трагические моменты истории это единство особенно сильно, не было другого выбора у наших дедов и прадедов, кроме как встать на защиту своего отечества.

Решимость, мужество, доблесть и готовность пройти через огонь и ужас, отдать жизнь, защищая свой дом, звучит в маршевом ритме части «Поступь дивизий». В этой части впервые звучит слово «Победа!». И как итог – память! Память будущих поколений о том, какой ценой была завоёвана Победа! Память, почтение и бесконечная благодарность за возможность жить в мире, не знающем войны. Эта память обязывает потомков быть достойными её и идти в будущее со светлыми идеалами добра и мира.

Заключительная часть «Реквиема» – «Помните!». «Убейте войну, прокляните войну!» – призыв ко всем людям будущего, рождённый памятью подвига павших.

«Реквием» написан о погибших, но посвящен живым. Он рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.

Поэма Роберта Рождественского нашла отклик и в сердце литовского художника-графика, друга поэта Стасиса Красаускаса. Он проиллюстрировал поэму «Реквием», создав контрастом двух цветов образы жизни и смерти, мира и войны, горя и радости. Позже на основе этих иллюстраций, художник создаст цикл из 35 гравюр «Вечно живые», воплотившие жанр реквиема в изобразительном искусстве.

  Композитор Д. Б. Кабалевский закончил работу над «Реквиемом» в 1963 году и был удостоен за его создание государственной премии имени М. И. Глинки.

Стасис Альгирдо Красаускас создавал в различных техниках гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Сама техника гравюры, основанная на контрасте чёрного и белого цветов, определяет лаконичность стиля и метафоричность образов произведений художника. Проиллюстрировав в 1961 году поэму Роберта Рождественского «Реквием», художник, вдохновляясь вновь и вновь этими пронзительными стихами, создал к 1975 году целый цикл из 35 гравюр «Вечно живые», выходящий за рамки иллюстраций к поэме, став отдельным художественным произведением. Прообразом и композиционным ключом к циклу стала фреска неизвестного художника на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область), посвящённая жертвам первой мировой войны. В основе композиции – два плана: фигура погибшего воина внизу и картины мирной жизни в верхней части. Такое построение композиции служит напоминанием о тех, кто отдал свою жизнь во имя счастья детей и внуков. Из их смерти, рождается новая жизнь, а память о них является залогом сохранения мира. «Борьба». «Память». «Грёзы». «Жизнь» – таковы названия частей цикла «Вечно живые».

Сам художник писал о своём произведении: «Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, Вечно живому, и посвящаю этот свой цикл».

1. Внимательно читайте еще раз теоретический материал, в нем есть все ответы на вопросы заданий

2. Смотрите видео урок 

3.  Работайте, сначала с тренировочными заданиями, а потом с заданиями В1 и В2

Пример задания из тренировочного модуля:

№1. Подберите правильное описание для изображения:

Обложка грампластинки «Реквием» Д. Б. Кабалевского на стихи Р. И. Рождественского

Варианты ответов:

-  камерное сочинение для фортепиано;

- музыкальный спектакль с участием артистов балета;

 - многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.

Для ответа на вопрос достаточно вспомнить определение жанра реквиема – как многочастного сочинения, написанного для оркестра, хора и солистов, построенного на принципе контраста.

Правильный ответ: многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: