Здравствуйте ребята.
Сегодня мы с вами работаем на платформе РЭШ
Урок №16
Тема урока «О подвигах, о доблести, о славе…». Знакомство с жанром реквиема
Алгоритм работы на уроке
Изучаем конспект (основные мысли запишите в тетрадь)
2. Переходим в РЭШ. УРОК 16
Смотрим основную часть
Выполняем тренировочные задания, контрольные задания В1и В2 (подсказки, ответы ищите в тексте конспекта и видео уроке)
Получаем отметки
Открываем тетради, записываем тему урока
(Прочитайте внимательно теоретический материал, сделайте краткий конспект – выпишите главное)
Записываем определение
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Работаем с текстом
Есть в истории народа события, которые невозможно забыть…. Они внедряются в генетический код и звучат в ритме сердца. Таким событием стала для нашей страны Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. Беда пришла на нашу землю, мирную, развивающуюся, полную надежд. Враг напал вероломно, страшно, поправ всё самое светлое и дорогое, что есть в сердце каждого человека. Все: молодые и старые, мужчины и женщины, школьники-подростки – вся страна встала на защиту своего дорогого отечества! Не найти ни одной семьи, которой бы не коснулась эта страшная трагедия...
|
|
Подвигом был каждый день, каждый час, каждый шаг, шаг через боль, страх, страдание во имя мира, во имя будущей жизни, во имя светлых идеалов добра и счастья. Люди отдали свои жизни для того, чтобы потомки могли жить, радоваться и строить счастливое будущее для следующих поколений. Подвиг народа, ценой невероятных жертв одержавшего победу над фашизмом, был воспет многими художниками того времени. Воспет и увековечен для потомков, которые будут жить, не зная войны. Эта память даёт силы быть достойными их подвига, бороться за мир во всём мире. И в поэзии, и в музыке, и в изобразительном искусстве отразилась война.
Очень подходящим оказался жанр реквиема. Он трансформировался из церковной заупокойной мессы в патриотическую ораторию, посвящённую памяти погибших героев.
Жанр стал использоваться не только в музыке, но и в поэзии, и в изобразительном искусстве. Поэт Роберт Рождественский, который во время войны был ребёнком, в 1960 году написал поэму, назвав её «Реквиемом», и посвятил её «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Поэма эта – не просто дань уважения погибшим, она написана болью и кровью сердца и глубоко волнует каждого, кто слышит её.
|
|
Нет человека, кто мог бы слушать её без слёз.
Идея создания реквиема по погибшим героям войны родилась у Роберта Рождественского и композитора Дмитрия Кабалевского, который хотел увековечить подвиг народа в крупном музыкальном произведении. Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского широко известно в мире искусства советского периода. Будучи талантливым композитором, педагогом и общественным деятелем, он широко пропагандировал музыкальное искусство, затрагивая актуальные вопросы современности. Большое значение композитор придавал музыкальному воспитанию подрастающего поколения, на детей он возлагал большие надежды, ведь дети – будущее страны, будущее народа. Результатом его работы стала программа по музыке для общеобразовательных школ, на которую до сих пор опираются музыкальные педагоги.
Дети становятся в «Реквиеме» Рождественского и Кабалевского выражением надежды, светлого будущего, радости жизни. Часть кантаты «Наши дети» исполняется детским хором, это песня – клятва павшим быть достойным их подвига и их памяти и песнь, полная оптимизма, надежды и солнечного света.
Всего в оратории десять частей, построена она на принципе контраста, как и в традиционном реквиеме, исполняется сочинение так же традиционно оркестром, хором и солистами. Несмотря на то, что «Реквием» Дмитрия Кабалевского не является церковным произведением, в нём есть молитва. Такова часть «Я не умру». Это обращение воина к природе, частью которой он является, к силам судьбы, это надежда успеть допеть свою песню и испить чашу до дна. Образ чаши страдания перекликается с историей страданий Иисуса Христа.
Бесконечное горе, которое пережила страна, мы слышим в части «Сердце матери». Это плач, безутешное горе матери, потерявшей на войне самое дорогое – своего сына. «Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. Не хочу я ничегошеньки, только сына милого». Так и Родина-мать оплакивает своих сыновей.
Образ Родины предстаёт перед слушателями во второй части «Реквиема».
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твоё – это наше горе, Родина.
Правда, твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!
Судьба Родины – это судьба каждого человека, в трагические моменты истории это единство особенно сильно, не было другого выбора у наших дедов и прадедов, кроме как встать на защиту своего отечества.
Решимость, мужество, доблесть и готовность пройти через огонь и ужас, отдать жизнь, защищая свой дом, звучит в маршевом ритме части «Поступь дивизий». В этой части впервые звучит слово «Победа!». И как итог – память! Память будущих поколений о том, какой ценой была завоёвана Победа! Память, почтение и бесконечная благодарность за возможность жить в мире, не знающем войны. Эта память обязывает потомков быть достойными её и идти в будущее со светлыми идеалами добра и мира.
Заключительная часть «Реквиема» – «Помните!». «Убейте войну, прокляните войну!» – призыв ко всем людям будущего, рождённый памятью подвига павших.
«Реквием» написан о погибших, но посвящен живым. Он рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.
Поэма Роберта Рождественского нашла отклик и в сердце литовского художника-графика, друга поэта Стасиса Красаускаса. Он проиллюстрировал поэму «Реквием», создав контрастом двух цветов образы жизни и смерти, мира и войны, горя и радости. Позже на основе этих иллюстраций, художник создаст цикл из 35 гравюр «Вечно живые», воплотившие жанр реквиема в изобразительном искусстве.
Композитор Д. Б. Кабалевский закончил работу над «Реквиемом» в 1963 году и был удостоен за его создание государственной премии имени М. И. Глинки.
|
|
Стасис Альгирдо Красаускас создавал в различных техниках гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Сама техника гравюры, основанная на контрасте чёрного и белого цветов, определяет лаконичность стиля и метафоричность образов произведений художника. Проиллюстрировав в 1961 году поэму Роберта Рождественского «Реквием», художник, вдохновляясь вновь и вновь этими пронзительными стихами, создал к 1975 году целый цикл из 35 гравюр «Вечно живые», выходящий за рамки иллюстраций к поэме, став отдельным художественным произведением. Прообразом и композиционным ключом к циклу стала фреска неизвестного художника на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область), посвящённая жертвам первой мировой войны. В основе композиции – два плана: фигура погибшего воина внизу и картины мирной жизни в верхней части. Такое построение композиции служит напоминанием о тех, кто отдал свою жизнь во имя счастья детей и внуков. Из их смерти, рождается новая жизнь, а память о них является залогом сохранения мира. «Борьба». «Память». «Грёзы». «Жизнь» – таковы названия частей цикла «Вечно живые».
Сам художник писал о своём произведении: «Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, Вечно живому, и посвящаю этот свой цикл».
1. Внимательно читайте еще раз теоретический материал, в нем есть все ответы на вопросы заданий
2. Смотрите видео урок
3. Работайте, сначала с тренировочными заданиями, а потом с заданиями В1 и В2
Пример задания из тренировочного модуля:
№1. Подберите правильное описание для изображения:
Обложка грампластинки «Реквием» Д. Б. Кабалевского на стихи Р. И. Рождественского
Варианты ответов:
- камерное сочинение для фортепиано;
- музыкальный спектакль с участием артистов балета;
- многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.
|
|
Для ответа на вопрос достаточно вспомнить определение жанра реквиема – как многочастного сочинения, написанного для оркестра, хора и солистов, построенного на принципе контраста.
Правильный ответ: многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.