Числовая окружность в координатной плоскости
Поместим окружность в координатную плоскость. По прежнему, каждому числу соответствует точка на окружности. Теперь этой точке на окружности соответствуют две координаты, как и любой точке координатной плоскости.
(рис. 2).
Рис. 2
Наша задача – по данному числу найти не только точку, но и её координаты, и наоборот, по координатам найти одно или несколько соответствующих чисел.
Нахождение прямоугольных координат точек, криволинейные координаты которых кратны
Пример 1.Дана точка – середина дуги Точке соответствуют числа вида
Найти координаты точки (рис. 3).
Рис. 3
Решение:
Координаты можно найти двумя разными способами, рассмотрим их по очереди.
1. Точка лежит на окружности, R =1, значит, она удовлетворяет уравнению окружности
по условию. Мы помним, что величина центрального угла численно равна длине дуги в радианах, значит, угол Это значит также, что прямая делит первую четверть ровно пополам, значит, это прямая
|
|
Точка лежит на прямой поэтому удовлетворяет уравнению этой прямой.
Составим систему из двух уравнений.
Решив систему, получим искомые координаты.
2. Рассмотрим прямоугольный (рис. 4).
Рис. 4
Итак, мы задали число нашли точку и её координаты. Определим также координаты симметричных ей точек (рис. 5).
Рис. 5
Нахождение прямоугольных координат точек, криволинейные координаты которых кратны
Следующая задача – таким же образом определить координаты точек, кратных
Окружность радиуса R =1 помещена в координатную плоскость, Найти точку на окружности и её координаты (рис. 6).
Рис. 6
Решение:
Рассмотрим – прямоугольный.
т. е. угол
Найдем координаты симметричных точек (рис. 7).
Рис. 7
Мы задали число нашли точку на окружности, эта точка единственная, и нашли её координаты.
Решение задач
Пример. Дана точка Найти её прямоугольные координаты.
Решение:
Точка середина третьей четверти (рис. 8).
Рис. 8
Вывод, заключение
Мы поместили числовую окружность в координатную плоскость, научились находить по числу точку на окружности и её координаты. Эта техника лежит в основе определения синуса и косинуса, которые будут рассмотрены далее.
Домашнее задание
1. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10 -11классы:учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубл. уровни /[Ш.А. Алимов и др.] – М.: Просвещение, 2017.
Глава 5, параграф 21, №№ 407-408
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1. Корректировать знания, умения и навыки в теме: «Тригонометрические функции углов поворота».
|
|
2. Закрепить и систематизировать знания по теме.
3. Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности уч-ся.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Ответить на контрольные вопросы:
а) Что такое угол в 1 радиан?
б) Как зависят знаки от того, в какой
координатной четверти расположена точка ? Назовите эти
знаки.
2. Изучить условие заданий для практической работы.
3. Оформить отчет о работе.
Опорный чертеж
На рисунке совмещены декартова система координат и окружность единичного радиуса. Окружность «эквивалентна» понятию координатной прямой (начало отсчета – точка пересечения окружности с положительной частью оси Ох, положительное направление – против часовой стрелки, единичный отрезок выражен через число ). На окружности отмечены точки, полученные при повороте радиуса окружности, совпадающего с положительной частью оси Ox, на различные углы . Абсциссы этих точек - , ординаты - . Дополнительно проведены две касательные к окружности (линии тангенса и котангенса).
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Вариант 1.
1. Выразите величину угла: а) в радианной мере: ; б) в градусной мере:
2. Отметьте на единичной окружности точку . Покажите на чертеже значения и , если равно .
3. Вычислите: а) ; б) .
Вариант 2.
1. Выразите величину угла: а) в радианной мере: ; б) в градусной мере: .
2. Отметьте на единичной окружности точку . Покажите на чертеже значения и , если равно .
3. Вычислите: а) ; б) .