Новорожденный ребенок

Занятие 1

Внутриутробный период и период новорожденности.

ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Период внутриутробного развития (280дней = 10 лунных месяцев):

 а) фаза эмбрионального развития (от момента зачатия до трех месяцев беременности).

В эту фазу утробного детства формируются внешние части тела и внут­ренние органы. Поэтому это очень ответственный период развития. В это время особенно опасно действие физических, химических, механических и биологических факторов. Действие данных факторов в "критические периоды" формирования органов приводит к аномалиям их развития, т.е. к врожденным уродствам.

б) фаза плацентарного развития.

В эту фазу продолжается быстрый рост плода. Питание осуществляется через плаценту. Действие вредных факторов в этот период приводит к дисплазиям (патологическим изменениям органов) или гипоплазиям (морфо­логическому недоразвитию органов). Кроме того, возможно развитие внут­риутробной гипотрофии, инфицирование плода.

Каждая беременность, заканчивающаяся рождением ребенка, должна быть желанной. Плод - это ребенок с интересами и правами которого уже надо считаться. Установлено, что уже с 5 - 7 месяцев внутриутробной жизни у ребенка уже могут функционировать слуховой, вестибулярный, тактильный и др. анализаторы, что позволяет начать дородовое воспитание ребенка. Основой дородового воспитания является перестройка всего укла­да жизни семьи с постоянным акцентом на интересы ребенка. Общим ува­жением его прав, добротой и любовью к нему. Считают, что пение матери для плода способствует хорошему развитию верхних конечностей и мелких движений кисти у ребенка, а пение отца басом - развитию нижних конеч­ностей. Пение дуэтом матери и отца для плода наиболее благоприятно сти­мулирует психомоторное развитие ребенка (дети вырастают сильными, уравновешенными). Мать должна установить творческий контакт с плодом, отец также должен беседовать с плодом.

В этот возрастной период уребенка могут быть обнаружены дефекты развития, родовые травмы, гемолитическая болезнь, синдромы дыхатель­ных расстройств и другая патология.

 

НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК.

Период новорожденности - это период от момента перевязки пуповины до одного месяца жизни ребенка. Для определения истинного возраста но­ворожденного введено понятие гестационнып возраст. Недели гестации отсчитываются от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гестации новорожденные подразделяются на доношенных (38-42 нед. гестации), недоношенных (менее 38 нед. гестации) и переношенных (более 42 нед. гестации).

Зрелость. Срок гестации ребенка не всегда совпадает с его зрелостью. Зрелость плода и новорожденного - состояние, характеризующееся готов­ностью органов и систем к обеспечению его внеутробного существования. Она устанавливается по комплексу внешних признаков (пропорции тела, развитие подкожно-жировой клетчатки, состояние костей черепа, развитие половых органов и др.). Зрелый новорожденный ребенок удерживает посто­янную температуру тела, у него выражены сосательный и глотательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, он активно реагирует на внешние раздражители.

Доношенным считается новорожденный, прошедший полный цикл внутриутробного развития (40 ± 2 нед.), имеющий массу тела не менее 2500г, длину тела не менее 45 см и имеющий все признаки зрелости.

Кроме определения доношенности, сразу после рождения (в первую ми­нуту жизни) оценивают состояние родившегося ребенка, на основании ко­торого сразу принимается решение о необходимых действий. Если у ребен­ка имеется хотя бы один из признаков живорожденности (самостоятельное дыхание, сердцебиение, пролизвольные движения мышц, пульсация пупо­вины) ему нужно оказывать первичную и реанимационную помощь. Объем этой помощи зависит от выраженности 3-х основных признаков: самостоя­тельного дыхания, частоты сердечных сокращений и цвета кожных покро­вов. Помощь не должна откладываться до окончания первой минуты жизни, когда будет произведена оценка по шкале Апгар. Такая отсрочка может слишком дорого стоить ребенку.

Оценку по шкале Апгар следует проводить в конце 1-ой и 5-ой минут жизни. Если это требуется в дальнейшем, то эту оценку следует повторять каждые 5 минут до 20-ой минуты жизни. По шкале Апгар различные сим­птомы оцениваются в 0-2 балла, которые затем суммируются. Состояние новорожденного считается удовлетворительным, если по шкале Апгар он набирает 8-10 баллов. Тесты повторяют через 5 мин., к этому времени об­щая оценка обычно улучшается.

 

ШКАЛА АПГАР

 

 

ПРИЗНАКИ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

2 1 0
окраска кожи все тело розовое синюшные ко­нечности все тело синюш­ное
дыхание регулярное нерегулярное отсутствует
частота сердце­биений более 100 ударов в мин. менее 100 уда­ров в мин отсутствует
движения активные вялые отсутствует
рефлекторная возбудимость крик хныканье отсутствует

 

Говоря о новорожденном ребенке вы должны знать и помнить о воз­можном наличии у него так называемых пограничных состояний. Познако­мимся с наиболее часто встречающимися из них.

Физиологическая эритема характеризуется появлением яркой гипере­мии кожи новорожденного, иногда со слабым синюшным оттенком в об­ласти кистей и стоп. Эритема развивается вследствие раздражения кожи в связи с новыми условиями окружающей среды, что приводит к расшире­нию капилляров кожи. Эритема продолжается от нескольких часов до 2-3 суток. Общее состояние при этом не нарушается. После исчезновения эри­темы появляется мелкое, а иногда крупное шелушение кожи.

Физиологическая убыль массы в первые дни жизни ребенка связана с потерей жидкости. Максимальная потеря массы приходится на 3-4 день жизни малыша. К 5-7 дню ребенок набирает свою первоначальную массу. Физиологической считается потеря массы до 10% от первоначальной. Большая потеря массы свидетельствует о наличии патологического состоя­ния или недоедания.

Транзиторная лихорадка тесно связана с физиологической убылью массы. Причина та же - потеря жидкости у малыша. Клинически проявля­ется внезапным повышением температуры, чаще ночью до 39-40 °С. Дан­ное состояние, как правило, наблюдается в момент максимальной убыли массы, т.е. на 3-4 день жизни. Первая помощь: напоить ребенка, раскрыть его.

Физиологическая желтуха сопровождается появлением желтушного окрашивания кожи, слизистых оболочек. Появляется чаще всего на 2-3 день жизни, т.е. вслед за физиологической эритемой. Причина - массивная ги­бель эритроцитов, следствием чего является выделение большого количества билирубина, который поступает в печень для переработки. В связи с тем, что печень новорожденного функционально незрела, а количество билиру­бина значительное, печень со своей функцией не справляется, а значит, билирубин накапливается в крови, затем поступает в кожу и окрашивает ее в желтый цвет. Физиологическая желтуха должна исчезнуть к 7-10 дню. Лечения не требует.

Половой криз. К ним относятся:

— нагрубание молочных желез;

— кровянистые выделения из половых органов у девочек.

Причиной половых кризов является поступление гормонов матери в ор­ганизм ребенка. В первые дни после рождения появляется двустороннее нагрубание молочных желез, кожа над ними имеет нормальную окраску, из соска может вытекать сначала водянистая, а затем желтовато-белая жид­кость, напоминающая молозиво. При этом необходимо принять профилак­тические меры инфицирования. Лечения не требуется.

Нагрубание желез исчезает через 2-3 недели. Помните: выдавливать нельзя!

У девочек могут появляться выделения из влагалища, прекращающиеся через 1-2 дня. Половые органы при этом рекомендуется обмывать слабым раствором перманганата калия.

У мальчиков наблюдается отек мошонки, который также исчезает через несколько дней.

Мочекислый инфаркт. У многих здоровых новорожденных на 3-4 день жизни с мочой выделяется большое количество мочекислых солей. Причина - перестройка обменных процессов ребенка, выделение небольшо­го количества концентрированной мочи. Мочекислый инфаркт диагности­руется на основании появления на пеленках пятен кирпично-красного цвета с осадком в виде песка. При увеличении диуреза инфаркт исчезает в первые 2 недели жизни. Лечение: поить ребенка.

Подготовка матери и ребенка к кормлению:

Мать должна перед кормлением тщательно вымыть руки. Пригото­вить пеленку для ребенка и баночку для сцеживания грудного молока.

Новорожденного необходимо перед кормлением перепеленать и прочистить ему носовые ходы.

Если мать и ребенок здоровы, специальной подготовки к грудному кормлению не требуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: