Контрольные вопросы по теме занятия

Тема занятия: «Физические качества: гибкость, координация».

Цель занятия: закрепить теоретические знания о физических качествах, для овладения методикой развития гибкости и координации.

Знать

методику развития основных физических качеств: гибкости и координации.

Уметь

развивать физические качества, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.

Владеть

методикой развития физических качеств: гибкости и координации. 

Мотивация темы занятия: Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную и целесообразную двигательную деятельность.

Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Характеристика и виды гибкости.

2. Факторы, обуславливающие проявление гибкости.

3. Средства развития гибкости.

4. Методические ошибки при развитии гибкости.

5. Контроль над развитием гибкости.

6.  Физическое качество координация. Характеристика.

7. Виды координационных способностей.

8. Факторы, обуславливающие проявление координации.

9. Средства развития координации.

10. Контроль эффективности и методические рекомендации по предупреждению травм.

План занятия:

Физические качества – это развитые в процессе воспитания и целенаправленной подготовки двигательные задатки человека, которые определяют возможность и успешность выполнения им определенной двигательной деятельности.

Виды физических качеств:

Силовые

Скоростные

Выносливость

Гибкость

Координация

 

ГИБКОСТЬ - Способность выполнять движения в суставах с возможно большей амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость.

Активная – максимально возможная амплитуда движений в суставе без посторонней помощи, используя только силу собственных мышц.

Пассивная – максимально возможная амплитуда движений в суставе с помощью внешней силы (прибор, отягощение, партнер).

Разность между пассивной и активной гибкостью называют резервом гибкости.

Факторы, обуславливающие проявление гибкости

*Строение суставов: форма сустава, длина суставных поверхностей, конгруэнтность, наличие костных выступов:

Наибольшая подвижность в шаровидных суставах;

Наименьшая – в седловидных, блоковидных и плоских суставах.

Длина суставных поверхностей и конгруэнтность поддаются морфологическим изменениям под влиянием регулярных занятий.

*Сила и эластичность мышц

v Активная гибкость зависит от силы синергистов и эластичности антагонистов;

v Эластичность мышц зависит от уровня межмышечной координации, тонуса и способности к произвольному расслаблению;

v Повышение температуры и усиление кровотока улучшает растягивание.

*Эластичность связок

Отрицательное влияние на гибкость оказывают:

*Низкий уровень физической подготовленности;

*Низкая температура;

*Усталость;

*Высокий мышечный тонус.

 

Средства развития гибкости:

- Силовые упражнения:

Развивают активную гибкость;

Наиболее эффективны упражнения на развитие внутримышечной и межмышечной координации;

Упражнения, не способствующие значительному возрастанию мышечной массы;

Силовые упражнения необходимо сочетать с расслаблением и растягиванием.

- Упражнения на расслабление:

Произвольное напряжение с последующим быстрым расслаблением;

Свободное покачивание конечностей в суставах;

Потряхивание руками и ногами;

Расслабление в «падении» рук или ног;

Комбинированные упражнения.

- Растягивающие упражнения:

1.Активные

2.Пассивные

3.Комбинированные

Активные - осуществляются в следствие произвольного напряжения и сокращения мышц-синергистов и адекватного расслабления и растягивания мышц-антагонистов

Пассивные:

Динамические

Статические

Отягощение – с использованием массы собственного тела, самозахвата или с помощью партнера

Комбинированные:

Медленные движения с удержанием позы в конечных точках амплитуды;

Пружинистые движения с удержанием позы в конечных точках амплитуды;

Махи с удержанием позы в конечных точках амплитуды.

Контроль за развитием гибкости:

*Гонометрический метод - измерение подвижности суставов с помощью угломеров

*Оптический

*Рентгенологический

*С помощью специальных упражнений определяют подвижность в суставах:

Позвоночника - наклон вперед из исходного положения стоя на повышенной опоре ноги вместе, руки вниз;

Тазобедренных;

Плечевых - выкрут с гимнастической палкой из исходного положения гимнастическая палка хватом двумя руками сверху вниз. Показатель – ширина хвата;

Гибкость в позвоночнике, плечевых и тазобедренных суставах оценивается положением мост. Измеряют расстояние между пятками и руками и наивысшую точку позвоночника.

 

КООРДИНАЦИЯ – способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. 

Виды координационных способностей:

*Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений - способность к регуляции разнообразнейших параметров движений обусловленная точностью двигательных ощущений базирующаяся на проприоцептивной чувствительности, т.е. сенсорной информации от суставно-мышечного аппарата, которая отображает кинематические и динамические характеристики движений

*Способность к сохранению равновесия обусловленное совокупностью мобилизации возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем.

*Чувство ритма - способность точно воссоздавать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений

*Способность к ориентированию в пространстве - способность человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на нее рациональными двигательными действиями.

*Способность к произвольному расслаблению мышц. При выполнении движений непрерывно изменяется степень напряжения и расслабления разных мышц (рациональное чередование режимов работы). Мышцы, не участвующие в выполнении упражнения находясь в состоянии расслабления создают условия для экономного, свободного и с широкой амплитудой выполнения упражнения.

*Координированность движений (ловкость) - способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе двигательных умений и навыков.

 

Факторы, обуславливающие проявление координации:

- Способность к анализу и восприятию движений;

- Наличие образов динамических, временных и пространственных характеристик движений и их взаимодействие;

- Способность к формированию плана и способа решения двигательных задач;

- Контроль параметров движений;

- Моторная (двигательная) память;

- Внутри и межмышечная координация;

 

Средства развития координации:

*Выполнение движений, стоя на одной ноге;

*Выполнение движений, стоя на ограниченной опоре;

*Внезапное прекращение движения по сигналу или резкое изменение направления или *характера движения;

*Выполнение разных двигательных действий с закрытыми глазами;

 

Методические рекомендации по предупреждению травм:

*Перед упражнениями на координацию проводят разминку с применением подобных упражнений;

*Скорость, амплитуду и координационную сложность увеличивают постепенно;

*При выполнении упражнений с отягощением необходимо согласовать величину с индивидуальными особенностями занимающихся;

*Нельзя проводить сложно координированные упражнения при неблагоприятных внешних условиях.

 

Контроль эффективности координации:

Равновесие: продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с разными положениями и движениями рук и туловища, свободной ноги; стойка на двух или одной руке или на голове, с разными положениями свободной руки и ног;

Стойка или передвижение на ограниченной опоре.

Челночный бег.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: