Произведения Даниила Заточника

Тезисный план.

Особенности развития ДРЛ в период феодальной раздробленности.

1. Развитие местного летописания и агиографии.

2. С 1036 г. в Новгороде ведется местная летопись. Краткость и простота – характерные особенности. Главное внимание летописцы уделяют хозяйственной жизни города и области, внутренним «гражданским интересам».

3. В конце XII – начале XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского (1-я ред).

4. Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений. Здесь создаются «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник», «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами) в 1204 г.

5. О характере духовной жизни Смоленска позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича, избранного в 1147 г. собором русских епископов на митрополичий престол. Перу Климента принадлежит послание священнику Фоме.

 

Поучения Кирилла Туровского.

1. Кириллу принадлежит обличение ростовского епископа Федорца, послание к Андрею Боголюбскому, восемь торжественных «слов», два поучения, около двадцати двух молитв и один канон.

2. Торжественные «слова» Кирилла Туровского посвящены церковным праздникам. Они лишены политической злободневности и публицистичности. Кирилл ставит своей задачей разъяснить смысл того или иного христианского праздника.

3. Характерная особенность «слов» Кирилла – своеобразный лиризм и драматизм. Он часто вводит монологи и диалоги, плачи. Использует Кирилл и символическое толкование отдельных явлений природы.

4. «Слова» Кирилла Туровского необычайно четки по композиции, в них три части: вступление, изложение и заключение.

5. Задача вступления – привлечь внимание слушателей, создать определенное эмоциональное настроение. В известной мере это вступление напоминает былинный зачин. Вступительную часть «слова» Кирилл начинает развернутым сравнением. Эти сравнения с воинами отцов вселенского собора раскрывается в содержании «слова», превращенного автором в своеобразную «песню победную».

6. Кирилл Туровский органично сливает свои «слова» с церковным песнопением и живописью. Он переносит действие из далекого условного прошлого в настоящее, в сегодняшний день, заставляет присутствующих стать свидетелями событий.

7. При помощи стилистической амплификации проповедник передает слушателям чувства душевного волнения, восторга. Благодаря этому, евангельский сюжет в его «словах» приобретает характер своеобразного лирического стихотворения в прозе.

8. Заключительная часть «слов» Кирилла – похвала или молитва празднику.

 

"Летописец Даниила Галицкого".

1. Много внимания в летописях уделяется княжеским междоусобным распрям. 

2. Галицко-Волынская летопись, дошедшая до нас в составе Ипатьевской летописи, состоит из двух частей: Галицкой летописи, излагающей события с 1205 по 1264 г., и Волынской – с 1264 по 1292 г.

3. Галицкая летопись – связное высокохудожественное повествование о княжении Даниила Галицкого.

4. Составитель летописи ставит в центр повествования историческую личность князя и создает его биографию.

5. Главное внимание уделяется политическим и военным событиям: борьбе Даниила Романовича с боярами, нашествию монголов. Церковная жизнь вовсе не интересует летописца.

6. Стиль повествования чисто светский. В Галицкой летописи нет религиозно-моралистических рассуждений, но зато широко используется стиль героического дружинного эпоса и книжная риторика. Это и придает стилю произведения яркость и поэтичность.

7. Летописец вспоминает о деде Романа Владимире Мономахе, который завладел всей землей половецкой.

8. Довольно подробно рассказывается в Галицкой летописи о взятии Киева монголо-татарскими завоевателями в 1240 г. С помощью стенобитных орудий врагам удается образовать пролом в стене. Киевляне мужественно обороняются. После ожесточенного боя город был захвачен противником. Батый, восхищенный стойкостью его защитников, сохраняет жизнь раненому Дмитрию.

9. В этом рассказе отсутствует религиозно-моралистическая дидактика, в нём изложены факты, связанные с осадой и штурмом Киева вражескими войсками.

10.  Образ мужественного князя-воина Даниила Галицкого раскрывается летописцем в рассказе о поездке князя в Орду в 1250 г. Это решение, подчеркивает летописец, князь принимает не сразу, а после раздумий.

11.  И только теперь в его рассказе появляется провиденциалистский взгляд на события.

12.  По-видимому, рассказ о пребывании Даниила в Орде написан очевидцем событий, лицом, сопровождавшим князя.

13. Подобно «Слову» Галицкая летопись прославляет воинские подвиги.

 

Произведения Даниила Заточника

А) «Слово» Даниила Заточника.

1.XII в. – «Слово» Даниила Заточника

2. Построено на искусной контаминации послания-просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика.

3. Адресовано Ярославу Владимировичу, князю новгородскому с 1182 по 1199 г.

4. Открывается авторским вступлением, в котором Даниил прославляет «разум ума своего». Он слагает панегирик человеческой мудрости, основой которого является притча – мудрая сентенция.

5. Тут же Даниил сообщает о своей жизненной неудаче: его достояние, богатство, «расыпася» и нищета покрыла его. Он полагается на «добросердие» князя, на обычную его любовь. Так возникает вторая, не менее важная тема – тема князя, способного защитить попавшего в беду умного человека.

6. Прибегая к словесным каламбурам, Даниил отмечает бедственность своего положения, подчеркивая различие между собой и князем.

7. Далее Даниил вводит читателя в типичную жизненную бытовую ситуацию: от человека, попавшего в беду, отвернулись его друзья и близкие. Его возмущает лицемерие друзей.

8. Теперь на первый план выдвигается тема бедности и богатства. Автор не может и не хочет примириться с нищетой. Даниил показывает, что богатство рождает гордость, а нищета толкает на воровство и разбой. Он обращает внимание на социальный контраст общества между богатым и «убогим» мужем.

9. Просьба к князю перерастает в панегирик.

10. Даниил рисует бытовую картину обильного княжеского пира. Эти картины контрастируют с положением бедняка.

11. Даниил призывает князя к милости, мудрости, щедрости. Даниил противопоставляет доброго и злого господина, щедрого и скупого князя. Симпатии его на стороне первых, ибо, служа доброму господину, можно получить свободу.

12. Поучение-наставление обращено к тем княжеским слугам, которые получают за свою службу от князя земли.

13. Главная ценность личности, утверждает Даниил, не в ее положении в обществе, а во внутренних качествах.

14. Даниил отвергает обвинение в безумии и лжи.

15. Далее в «Слове» следует внезапный переход к характеристике семейных отношений. Даниил показывает всю нелепость таких отношений, когда мужем «своя жена владеет». Даниил обращает внимание на нелепость женитьбы на «злообразной жене», «прибытка деля».

16. Отвергает Даниил воображаемый совет князя жениться «у богата тьстя чти великиа ради». Это даст ему повод выступить с обличением злых жен. Даниил не верит в возможность нравственного возрождения «злой жены».

17. Автор подчеркивает книжность своего произведения. Он придает «Слову» форму импровизации, довольно свободно располагая заимствованные из разных источников афоризмы, образные сравнения, наставления.

18. Завершается «Слово» молитвой.

19. Идеал князя – воплощение лучших качеств героев всемирной истории.

20. Впервые в русской литературе человек заявил о своем праве на уважение не по положению, занимаемому им в обществе, а по своим внутренним качествам, своему уму.

Б) «Моление» Даниила Заточника

1. Первая половина XIII в. – «Моление» Даниила Заточника. Адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому и «братии» – слушателям.

2. В «Молении» усилено панегирическое прославление князя путем цитирования «Песни песней» царя Соломона. Подчеркнуто значение мудрых властителей и доказывается преимущество мудрости над храбростью.

3. Сам же Даниил выступает сторонником сохранения холопства.

4. В «Молении» появляется резкое осуждение боярства. Бояр Даниил относит к злым господам, которые попирают человеческое достоинство своих слуг.

5. «Моление» - произведение ранней дворянской публицистики.

6. В «Молении» гнев Даниила направлен на старых злообразных жен.

7. Вводится в «Молении» новая тема обличения монашества. С негодованием отвергает Даниил воображаемый совет князя постричься в монахи.

8. Появляется в «Молении» картина игр на ипподроме, своеобразных состязаний в ловкости и силе.

9. Завершает «Моление» молитва, в которой звучит тревога по поводу появления «незнаемого языка».

Таким образом, и «Слово» и «Моление» принадлежат к публицистическим дидактическим произведениям, которые раскрывают быт и нравы Руси накануне монголо-татарского нашествия.

 

«Повесть об убиении Андрея Боголюбского».

1. 1175 г. – повесть об убиении Андрея Боголюбского.

2. Фактографическая основа сочетается с публицистичностью.

3. Деятельный «властодержец» Андрей Боголюбский превращает Владимир в столицу Суздальской земли. Он участвует в составлении летописи, создании культа иконы Владимирской Богоматери, идеологически обосновывая права Владимиро-Суздальской земли на политическую и религиозную самостоятельность.

4. Андрей Боголюбский, второй сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны, с 1158 года великий князь владимирский и суздальский, в истории известен деятельностью по перенесению центра русской государственности на северо-восток, стремлением объединить Русь под главенством владимирских князей.

5. Погиб в результате дворцового заговора в своей резиденции недалеко от Владимира. Повествование содержит множество конкретных подробностей, которые выдают в авторе очевидца описываемых событий.

6. Β «Повести...» сплетены две линии: мирская и земная, поданная в действии (в событиях),— и церковная, духовная, поданная в размышлениях князя и комментариях автора.

7. Психологические детали повествования и образная народная речь реалистически видоизменяют намеренно идеализированный образ князя, навеянный традицией житий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: