Виды уроков по программе

Форма занятия: лекция оффлайн

(Домашнее задание в конце лекционного материала)

Проблема стандартизации содержания воспитания и обучения детей в детском саду имеет свою историю.

Экскурс в историю программно-методического обеспечения работы ДОУ:

Год Программные документы, определяющие работу дошкольных учреждений
1919 "Инструкция по ведению очага и детского сада"
1932 "Программа работы дошкольных учреждений" (проект)
1934 "Программа и внутренний распорядок детского сада"
1938 "Руководство для воспитателя детского сада".
1945 Значительно дополнено и переиздано.
1953 Дополнено рекомендациями по проведению организованных занятий
1962-1982 "Программа воспитания в детском саду". Переиздавалась 9 раз с изменениями и дополнениями. С 1970 г. – "Программа воспитания и обучения в детском саду"
1984 "Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (СССР) под редакцией Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддъякова
1985 1987 "Программа воспитания и обучения в детском саду" (РСФСР). Разработана на основе Типовой программы.
1995 "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", объявившее о том, что ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ. Общие требования к программам ("Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ")
2000 Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 № 237/23-16 "О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы"

Длительное время в нашей стране единым государственным обязательным документом для дошкольных учреждений являлась "Программа воспитания и обучения в детском саду" (Видно из таблицы)

В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Однако эта программа недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

"Временное положение о дошкольном учреждении" (1991) дало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программ программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. В 1995 г. было утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении". В нем закрепилось право на то, чтобы дошкольное образовательное учреждение было самостоятельно в выборе программы.

Несмотря на предоставление ДОУ права выбора программ, процесс внедрения новых программ в практику детских садов шел медленно. Основные причины этого:

1. недоступность программ многим педагогам России, авторские коллективы программ выставляли солидные счета за свои услуги

2. многие воспитатели познакомившись с новыми программами не хотели отказываться от старых, они просто не умели работать по новым.

 

На данный момент работа но выбору и адаптации программ как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ разных видов включает в себя три составляющие:

1) анализ существующих программ;

2) обучение педагогического коллектива ДОУ работе с новой программой;

3) планирование педагогического процесса в ДОУ в соответствии с выбранными вариативными программами.

 

Характеристика программ для работы с детьми раннего и дошкольного возраста

«От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования" и выпущена под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой в 2010 г. (издательство "Мозаика-Синтез").

Сущность программы «От рождения до школы»

Процесс развития, воспитания и обучения по программе происходит по 6 векторам:

  • «Физическое развитие» (вместе с вектором здоровьесбережения);
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Развитие игровой деятельности».

 

Реализация миссии программы осуществляется через комбинации форм работы с детьми:

  • игровую;
  • коммуникативную (речевую);
  • интеллектуальную, связанную с формированием познавательной сферы малышей;
  • экспериментальную (опытную);
  • практическую, способствующую реализации теоретических знаний, умений и навыков на практике (например, в средней группе, узнав на уроках по ознакомлению с миром вокруг о том или ином экзотическом животном, ребята изображают этого представителя фауны на занятии по рисованию);
  • трудовую (либо как самостоятельную активность, например, уход за аквариумными рыбками в группе, либо как элемент, сопутствующий другому виду активности, например, уборка декораций и костюмов после драматизации);
  • эстетическую (музыкальную) — ребята учатся слушать и слышать музыку, понимать её настроение и соотносить его со своим;
  • бытовую (через выполнение задач распорядка дня);
  • взаимодействующую (то есть форму сотрудничества с родителями)

 

Работа по областям образования через разные формы взаимодействия организуется при помощи следующих видов деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятия;
  • познавательная работа вне ДОУ (например, разработка проектов);
  • досуговые мероприятия (развлечения, прогулки);
  • выполнение режимных моментов.

Структура программы

Согласно ФГОС, сущность программы «От рождения до школы» раскрывается в 5 разделах, которые охватывают организацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия с воспитанниками в ДОУ:

1. Цели программы. В этот раздел включены: пояснительная записка, результаты, которые должны быть достигнуты в конце этого этапа дошкольной жизни, а также рекомендации относительно структуры организации сотрудничества с ребятами.

2. Суть возрастных характеристик малышей от 0 до 2 лет с описанием нюансов психолого-педагогической деятельности на этом этапе.

3. Описание сотрудничества с ребятами от 2 до 7 лет. В этом разделе раскрывается суть возрастных особенностей и даётся перечень условий организации работы с дошкольниками по программе.

4. Ценные советы по разработке системы заданий для каждой из областей учебно-воспитательной деятельности.

5. Приложения с рекомендациями по созданию планов уроков, а также перечень досуговых мероприятий, подборки игр подвижного вида и упражнений.

 

Виды уроков по программе

Как отмечалось выше, содержание направлений образования разрабатывается в рамках НОД — на занятиях. ФГОС предусмотрены следующие виды уроков с дошкольниками:

  • «Физическая культура»;
  • «Развитие речи»;
  • «Формирование элементарных математических представлений» («ФЭМП») со второй младшей группы;
  • «Ознакомление с окружающим миром» (в старших группах «Формирование целостной картины мира» — «ФЦКМ»);
  • «Музыка»;
  • «Изобразительное искусство» (отдельные занятия по рисованию, лепке, конструированию, аппликации);
  • «Чтение художественной литературы» со средней группы;
  • «Обучение грамоте» со старшей группы.

Задание 1

Мы помним из педагогики, что Образовательная программа любого детского сада разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования. В данной лекции мы рассмотрели Примерную образовательную программу «От рождения до школы»

ВОПРОС? Какие детские сады МО г. Саяногорска работают на основе примерной общеобразовательной программы  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Ссылка на ДОУ г. Саяногорска

http://sayan-adm.ru/glavnaya/10/obrazovanie/doshkolnye-uchrezhdeniya.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: