Конспект урока русского языка
Дата 17.04.2020.
Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс
Тема: «Обособленные члены предложения» (2 часа)
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок повторения и обобщения материала.
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме урока, совершенствовать навыки правописания
Ключевые слова: обособленные члены предложения, второстепенные члены предложения, обособление, выделительные знаки препинания, обособленные определения обособленные обстоятельства, деепричастный оборот, обособленные дополнения
Основные понятия:
Обособление – это интонационное и смысловое выделение какого-либо члена предложения (вместе с зависимыми от него словами), придающее ему некоторую синтаксическую самостоятельность. Обособленные члены предложения обычно выделяются запятыми или тире.
Обособленные члены предложения – это второстепенные члены, которые в устной речи выделяются интонацией, а в письменной речи – запятыми и тире.
|
|
Обособленные обстоятельства – это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы «когда?», «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?», «как?».
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимым словом.
Обособленные дополнения – это выделенные интонационно и пунктуационно падежные формы имен существительных с предлогами или предложными сочетаниями имеющие значение включения, исключения, замещения.
Дополнение — это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия.
Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.
Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.
Используемая литература:
1.Учебник Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2/ Н.И. Гольцова, И.В. Шамшин., М.А. Мищерина- ООО «Русское слово – учебник», 2018
Презентация к уроку по теме: «Обособленные члены предложения»
Ход урока
1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.
Ребята, на этом уроке вы вспомните правила обособления второстепенных членов предложения.
2. Объяснение нового материала
Объясняющий модуль.
|
|
Теоретический материал для самостоятельного изучения
План
1.Понятие обособления.
2.Обособленные определения.
3.Обособленные обстоятельства.
4.Обособленные дополнения.
Понятие обособления.
Термин «обособление» ввёл в науку учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский.
Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придания им некоторой самостоятельности.
Обособляются как одиночные второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение), так и второстепенные члены с зависимыми словами. Чем больше пояснительных слов имеет обособленный второстепенный член предложения, тем большее значение приобретает обособленный оборот: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А. Твардовский)
На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – с помощью тире. Это выделительные знаки препинания, они всегда парные, то есть ставятся с двух сторон обособленного члена.
Обособленные определения.
2.1. Согласованные определения
Обособляются согласованные определения, выраженные причастием или именем прилагательным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова: На иных берёзах, обращённых к солнцу, появились серёжки золотые, чудесные, нерукотворные. (М. Пришвин).
Не обособляются распространённые согласованные определения:
1) если они стоят перед определяемым словом и не имеют добавочных обстоятельственных значений: Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке. (Б. Пастернак) Ср.: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А. Твардовский) В последнем предложении можно поставить вопросы: Тёркин (какой?) оглушённый тяжким гулом и Тёркин никнет головой (почему?) оглушённый тяжким гулом (ср. также: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом);
2) если они стоят после определяемого слова и сливаются с ним по смыслу, например: Аркадий встал с утра с настроением игриво радостным (Н. Лейкин);
3) если они связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого (именная часть), например: Ночи были короткие, светлые.
Как правило, в качестве связки употребляются глаголы движения и состояния. Если же глагол может функционировать в качестве сказуемого самостоятельно, без определения,
Обособляются одиночные определения:
1) два и более одиночных определения, стоящие после определяемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определение), например: Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты (И. Бунин); И звук их бубенцов, размеренный, печальный, мне говорил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, глухой, патриархальной, далёкой для меня, я почитал душой. (И. Бунин)
Примечание. Если препозитивное определение отсутствует, последующие определения могут либо обособляться, либо не обособляться в зависимости от смысла и интонационно-смысловой их близости с определяемым именем существительным, например: Впереди были горы, высокие, неприступные (В. Обручев); Кухарка жирная у скаред на сковородке мясо жарит. (Арс. Тарковский)
2) одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если они имеют добавочное значение, например: Люди же, изумлённые, стали как камни (М. Горький);
3) одиночные и распространённые определения, стоящие перед определяемым именем существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение, например: Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют (А. Пушкин)*;
* Подобные определения близки по значению к оборотам с будучи. Ср.: Будучи прозрачными, леса как будто пухом зеленеют.
|
|
4) одиночные и распространённые определения, независимо от их положения к определяемому слову (препозитивное и постпозитивное), если они отделены другими словами от определяемого слова, например: На улицу меня пускали редко, каждый раз я возвращался домой, избитый мальчишками (М. Горький);
5) одиночное или распространённое определение, относящееся к личному местоимению, независимо от его места по отношению к определяемому слову, например: Я читал, возбуждённый и взволнованный (М. Горький); Я, ошеломлённый, ничего толком не понимая, почти бегом спустился с горы. (К. Паустовский)
Примечания. Не обособляются определения, относящиеся к личному местоимению:
1) если определение одновременно связано с подлежащим и со сказуемым, например: Они шли домой весёлые и довольные. Ср.: Они, весёлые и довольные, шли домой; Весёлые и довольные, они шли домой;
2) в восклицательных предложениях типа: Ой вы мои хорошие!
Не обособляются одиночные и распространённые определения, стоящие после неопределённого местоимения, если они образуют с ним единое смысловое целое, например: Сзади его головы плескалось и пенилось что-то лиловое, игривое. (Н. Соротокина)
Если же связь определения с определяемым местоимением менее тесная, а после местоимения делается пауза, то обособление возможно. Ср.: Что-то, лиловое, игривое, плескалось и пенилось сзади его головы.
Не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота определительные, указательные и притяжательные местоимения, если они связаны только по смыслу и интонационно, например: Мне запомнился этот блестящий на солнце снег.
Примечание. Если же определение имеет добавочное значение и выделяется интонационно, то оно обособляется,на пример: Этот, блестящий на солнце, снег мне запомнился.