Пермская, Свердловская, Оренбургская, Челябинская, Курганская области, русскоязычное население Башкирии, Татарии

УРАЛЬСКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

 

По историческим данным формирование народов Урала началось в III в. н. э. – начале II тыс. н. э. Первые же письменные сведения о коренном населении – башкирах, удмуртах, коми, манси, ханты – относятся к IX веку. В первом тысячелетии до нашей эры на огромных степных просторах Уральского региона проживали древние ираноязычные племена – сарматы. Но в ходе великого переселения народов[1] они растворились в общей массе людского потока. Уходя с Урала, они оставили после себя лишь память в виде большого количества курганных погребений. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р. Караганки. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано формирование башкирского народа, распространение тюркского языка на Южном Урале. 

Начало II тыс. н. э. – время формирования современных народов Урала. Предки башкир формируются в степях Приаралья и районах Средней Азии, а затем продвигаются в степи и лесостепи Южного Урала. Предки удмуртов формируются в междуречье Волги и Камы. 

В XIII–IX вв. в Поволжье и на Южном Урале жили древние венгры (мадьяры), относившиеся к угро-финской этнической группе. Затем они покинули эти места, ушли на запад, к среднему течению Дуная. В источниках IX–X вв. упоминаются башкиры, а с середины XI века в степях от Арала до Днепра хозяйничали половцы. В XIII–XIV веках, в период татаромонгольского нашествия и образования Золотой Орды, возросло тюркское население – татары, ногайцы, киргиз-кайсаки. Население Золотой Орды было неоднородно и представляло пеструю смесь самых разных народов. В него входили волжские булгары, башкиры, половцы, финно-угорские народы, называвшиеся в европейских источниках общим именем –

«татары». 

Опыт Урала показывает, насколько тесно народы «повязаны» историей и культурой. Веками, тысячелетиями формировались народы, расселялись на огромных пространствах. Они никогда не жили разобщенно и в то же время сохраняли свои традиции, свои корни. Исследуя многочисленные городища, археологи установили, что важным занятием людей была варка железа и металлообработка. До прихода русских местное население вело примитивное хозяйство. Занимались подсечным земледелием (вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, овес, пшеницу). Разводили коров, лошадей, птицу. На Северном и Среднем Урале основным занятием были охота и рыболовство, а на Южном Урале – кочевое скотоводство. Позже, для снабжения служилых людей были предприняты меры по развитию земледелия. Главными пашенными районами стали Среднее Прикамье и Зауральская лесостепь, где возникала сеть земледельческих населенных пунктов – слобод, деревень.

Каменный пояс издавна привлекал к себе внимание русских людей. Раньше других на Урал проникли новгородцы. Еще в XI века они завязали отношения с коренными обитателями края – удмуртами, пермяками, манси, ханты, а позднее – с татарами и башкирами. Новгородские купцы и вольные люди-ушкуйники из-под Новгорода, Архангельска, Вологды, Костромы, Вятки, а также из верхнего Поволжья пробирались на восток по рекам на лодках – ушкуях небольшими дружинами. Они не только прибыльно меняли у предков ханты и манси («югры») свои товары на пушнину, но и взимали с нее дань мехами. Сюда же устремлялось большое количество беглых людей.

С XII века эти походы становятся регулярными, а с 1264 г. новгородцы включают земли между Печорой и Уральским хребтом и Северное Зауралье в число своих волостей. Новгородской волостью была также и Пермская земля. Во второй половине XII в. ушкуйники проникли Вятско-Камское междуречье, где жили предки удмуртов и основали в устье р. Хлыновицы г. Хавчков. Новгородцы принимали вятичей в качестве своих подданных. Но жители Вятской республики не желали признавать верховенство Новгорода и отстаивали свою независимость. 

В 1178 г. великий князь Всеволод Большой гнездо заложил в устье р. Юг в Северном Приуралье городок Гляден. Русские постепенно завладели речными путями на подступах к Прикамью. Однако русская колонизация бассейна Камы на этом этапе не получила развития из-за противодействия Волжской Булгарии – тюрского государства, возникшего в X в. 

На дальнейший ход колонизации уральских земель решающее влияние оказало монгольское нашествие.

Завоеватели покорили племена, жившие в бассейне средней Оби и Иртыша, а также башкир, южных удмуртов, разгромили Булгарское царство. Одним из следствий «великого похода» монголов и покорения ими половецкой степи был приток в конце XIII–XIV вв. в Поволжье и на юг Урала кочевниковполовцев. Под монгольским владычеством оказались и русские княжества. Почти на сто лет прекратились походы русских дружин на восток. В меньшей мере пострадал от врагов Новгород, который не был завоеван и сохранял некоторую независимость от Золотой Орды. 

Проникновение русских на Средний и Северный Урал происходит с территории Великого Новгорода, начиная с XI века. К XV–XVI вв. относится активный процесс заселения

Урала русскими, а промышленное освоение края к концу XVIII – началу XVIII вв., когда здесь были построены первые железоделательные чугунолитейные заводы. 

Московские князья уже в начале XIV в. стали проявлять активный интерес к новгородским «колониям» на Урале. Иван Калита добивается от Новгорода права сбора дани с этих территорий. На этих землях Москва устанавливает свой аппарат управления и фактически становится хозяином новгородских волостей на Урале. Политику Ивана Калиты продолжил Дмитрий Донской. В 1363 г. он отдал земли на Печоре «в кормление» своему наместнику. Активность наместников Москвы побуждала новгородцев к открытой агрессии. В конце XIV – первой четверти XV вв. они совершили ряд походов на Устюг, сопровождавшихся жестокими грабежами. Однако остановить движение Москвы на Урал Новгороду не удалось. 

Большое значение для упрочения Москвы в пермских землях имела деятельность православных миссионеров. Начало проповеди христианства среди уральских язычников относится к 1379 г. В конце XV века в Чердыни строится первый на Урале Ионно-Богословский монастырь, положивший начало монастырской колонизации Урала. В связи с развитием торговли и судоходства по реке Кама в ХV веке начинается эмиграционная волна с северных регионов. В ХVI веке – с приходом на Урал Демидовых и Строгановых – началось принудительное заселение среднего и южного Урала. К этому же времени относится образование Яицкого казачества, сформированного из Донских и Волжских казаков.

В начале XV в. появился первый русский укрепленный городок на Верхней Каме, названный Анфаловским. Московское правительство предпринимает меры по усилению влияния на Вятке. В конце XV в. Вятская земля вошла в состав Русского государства на правах других территорий: сюда были назначены московские наместники. В 1572 г. наместническое правление в Перми было заменено воеводским. Пермское Прикамье, как и Вятка прочно входит в состав Русского государства. 

Москва начинает активное наступление на зауральскую югру в 1465 г., когда по распоряжению Ивана III московская рать во главе с устюжским воеводой Василием Скрябой совершила поход на восточный склон Урала. Хотя два князя под давлением присягнули на верность Ивану III, на деле югра не собиралась признавать власть Москвы. Несмотря на многочисленные походы русских дружин в Зауралье, отношений прочного подданства не получилось. 

В июне 1552 года 150-тысячная русская армия, возглавляемая Иваном Грозным, двинулась на Казань, 2 октября Казань пала. Иван Грозный отбыл из Казани в уверенности, что приобрел новых подданных. Но вскоре на этих землях развернулось антирусское восстание. Разгром Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России и основной части Башкирии. К XVI в. завершается складывание башкирской народности. Еще в 1554 г. русское подданство приняли башкиры, населявшие земли по течению р. Белой и бассейну р. Ика. Вслед за этим частью Русского государства стали территории по р. Деме, низовья р. Уфы. В конце 1555 г. власть Москвы признало населению центральной части горной Башкирии. 

Ко второй половине XVI в. русские составляли значительную долю населения Урала, а в некоторых районах даже стали преобладать. Наиболее активно продолжали осваиваться Северное Прикамье. В 80-х годах XVI столетия в результате походов Ермака к России присоединяется Западная Сибирь. Вдоль Иртыша, Оби и их притоков создаются цепочки опорных пунктов – Тюмень, Тобольск, Сургут, Обдорск. Связи центральных районов с вновь присоединенными землями расширяются. Появилось необходимость в более коротком и надежном пути через Урал. Таким путем становится Верхотурская или Бабинова дорога, расположенная от

Соликамска на реку Туру. На реке Тура был основан город Верхотурье в 1598 году и учреждена таможня. Другими дорогами в Сибирь было ездить запрещено, и Верхотурский тракт в течение более полутора столетий сделался единственной дозволенной дорогой в Сибирь. 

Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южно-уральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом сначала прошло «великое переселение народов», а впоследствии накатом прошли многочисленные волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя – славянский, тюркоязычный (татары, чуваши) и угро-финский (коми, коми-пермяки, манси). Причем все это происходило практически одновременно и заняло весьма длительный период – почти двести лет (с 30-х годов XVII века до начала XX-го). 

Заселение Южного Урала – неизбежный процесс его освоения. Начало этому положила деятельность Оренбургской экспедиции (1734–1744). До нее его просторы были малолюдны. Усилиями экспедиции была заложена целая сеть укрепленных населенных пунктов, образовавших Оренбургскую пограничную линию. В ходе двухвекового развития края шло интенсивное формирование численного, национального и социального состава населения, возникали и росли города и селения, осваивались плодородные земли, богатые полезными ископаемыми недра, развивались экономика и культура. 

В результате мощного переселенческого потока, захватившего значительную территорию Южного Урала, к последней четверти XVII века этот обширный край оказался в плотном кольце русских и казачьих поселений. Заселяя и осваивая необжитые земли, славянские, тюркские и финноугорские народы селились рядом. На протяжении многих десятилетий русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, немцы и др. народы жили по соседству и сотрудничали между собой.[2]

Процесс формирования национального состава населения Южного Урала в основном завершился в начале XX века. Связано это было с проведением П.А. Столыпиным аграрной реформы. В строгом соответствии с определением понятия «абориген» нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы – пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. 

Первую четверть XVIII века называют эпохой преобразований Петра I. Новаторская деятельность Петра положительно сказалась на развитии горнозаводской промышленности на Урале. В это время Россия вела борьбу с Турцией за Азов, надвигалась война со Швецией. Поэтому нужно было спешить с открытием новых металлургических заводов. Присланные в Москву в 1696 году верхотурским воеводой образцы железной руды были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым. После этого в 1699 году было начато строительство казенного Невьянского чугунно-плавильного и железноделательного завода. Из первого же полученного железа Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их царю и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова, с той поры Н.Д. Антуфьев и его потомки получили фамилию Демидовых. Затем стали основываться и другие доменные заводы. 

Несколько столетий развития русского народного искусства на Урале – процесс взаимодействия и взаимопроникновения самых разных культур и традиций. К началу XX века это привело к выработке традиционной своеобразной культуры, обладающей достаточно четко выраженными местными региональными особенностями. В формировании культурных устоев и эстетических представлений уральских крестьян сказалось не только влияние локальных традиций различных

                                                                                                                      

мещера как самостоятельная народность фактически перестала существовать.

областей России, но и влияние культур коренных народов Урала, прежде всего, финно-угорских народов (коми, комипермяки, манси), и тюркских (татары, чуваши), контакты с которыми у русских были наиболее тесными.

В связи с развитием торговли и судоходства по реке Кама в ХV веке начинается эмиграционная волна с северных регионов. В ХVI веке – с приходом на Урал Демидовых и Строгановых – началось принудительное заселение среднего и южного Урала. К этому же времени относится образование Яицкого казачества, сформированного из Донских и Волжских казаков.

Исторические факты указывают на то, что с ХVI век основными крестьянскими занятиями становятся охота на белок, земледелие, судостроение. Из ремесел были развиты извозный и гончарный, мужчины занимались шорничеством. Пермский край был издавна славен солеварением и шитьем женских головных уборов.

 


[1] Великое переселение народов – это многочисленные передвижения племен в I тыс. н. э., начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и группы племен хунну с ЮгоВосточного Казахстана. Причиной этого движения могло стать осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением – сарматами и саргатами, и с III века они известны как гунны.

[2] Исследования ученых показали, что в первом тысячелетии нашей эры существовала народность мещера (от названия Мещерской низменности в Рязанской области). В XV–XVII веках часть восточной мещеры обрусела, а другая слилась с татарами. Смешанная с мещерой и мордвой группа поволжских татар получила название «мишари». В XVII веке часть из них переселилась в Башкирию и Приуралье. Здесь они стали называться – мещеряки. Можно считать, что в XVI веке



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: