Психологическое здоровье педагога. Эмоциональное выгорание. Ресурсы.
Одна из наболевших проблем нашего общества — отсутствие в среде детей ресурсных взрослых. Их очень мало. Их дефицит. Дефицит среди родителей, среди педагогов, везде. Но в отношениях с детьми это заметнее. Им такие взрослые нужны как воздух.
Вы можете находиться рядом с подростками и не раздражаться? Можете спокойно смотреть на хаос и нелогичность детских поступков? Или, наоборот, спокойно выносить медлительность и строгую последовательность действий? Спокойно ли выносите детский плач? Если так, то вы — ресурсный взрослый. Второй вопрос — как долго вы можете находиться в таком состоянии и как долго восстанавливаетесь, вылетев из него?
План лекции:
1.Психологическое здоровье.
2.Предрасположенность педагогов к эмоциональному выгоранию. Факторы.
3.Дифференциация выгорания от депрессии, кризисного состояния.
4.Понятие ресурса. Внешние и внутренние ресурсы.
Ещё З. Фрейд выделил способность человека к работе и любви, как основные составляющие психического здоровья. Нэнси Мак-Вильямс, спустя почти век, дополнила – играть!
Впрочем, составляющих значительно больше, но эти три являются, пожалуй, важнейшими и неразделимыми.
|
|
Любить.
В первую очередь, это способность создавать отношения и удерживаться в них.
Открываться другому человеку, быть в партнёрстве, принимать другого, без идеализации и обесценивания. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной. И, безусловно, это касается любви к себе.
Работать.
Любая профессия, это не только способность создавать, созидать - делать то, что является ценным для общества. Но это и способность к творчеству - привносить в мир что-то новое.
Играть.
Здесь речь идет, как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, танцы, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.
В современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестаем играть. Наши игры из "активных" превращаются в "отстранено-наблюдательные". Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие.
Душевное здоровье - внутреннее состояние, когда душа не просто не страдает болью и не болеет враждой. Это позитивное восприятие себя, интерес к жизни, бодрость и энергия, хорошее настроение. Душевно здоровый человек - адекватен, доброжелателен, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, и он способен его выносить. Способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности.
|
|
Синдром эмоционального выгорания — представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми. Равнодушие.
Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году.
Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.
А поскольку обучение ребенка процесс не из лёгких, и порой педагогу необходимо затрачивать огромное количество не только профессиональных знаний и умений, но и физических и психических сил, что может приводить к «эмоциональному выгоранию» (СЭВ) педагога.
Факторы.
Больший риск выгорания у тех, кто:
- имеет ригидную обстановку на работе (однообразная работа, напряженный ритм работы, высокая ответственность, отсутствие корпоративного духа в коллективе, негативный фон, работа с большим количеством людей;
- не имеет достаточного режима сна и отдыха, снижена забота о физическом теле;
- не получает хорошую поддержку в семье, не располагает кругом надёжных друзей, знакомых, поддержкой в общении;
- риск выгорания повышается при низкой профессиональной компетентности (начало работы, ощущение беспомощности, провала, отсутствие курсов, повышения квалификации);
- отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу;
- у людей с негативным мировосприятием, склонным к мнительности, эмоциональной чувствительности, самокопанию;
- люди – привыкшие наказывать себя за ошибки и предъявлять претензии окружающим, люди, привыкшие жить в позиции жертвы, склонные падать духом при столкновении с трудностями.
К эмоциональному выгоранию следует относиться, как и к любой другой временной трудности.
Стадии СЭВ:
1. Напряжение (обнаружение травмирующих обстоятельств, недовольство собой).
2. Резистенция (реагирую избрано, любимые-нелюбимые ученики, неравномерный эмоциональный фон, обделяю вниманием того, кто не нравится и оправдываю себя).
3. Истощение (падение общего тонуса, ослабление нервной системы, не могу помогать, бездушность).
Текущая профилактика и помощь при эмоциональном выгорании тесно связана с ресурсами.
Ресурсное состояние (или - быть в ресурсе) - наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.
Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание 2) физический комфорт, 3) безопасность 4) вовлеченность в социум 5) уважение со стороны социума 6)самореализацию в социуме.
Ресурсы делятся на:
- социальные (внешние)
- личные (внутренние)
Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.
Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.
Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Минимум начальных внешних ресурсов необходим.
|
|
Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция,
локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку. Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.
Человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.
Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу.
Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами.
Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей.
Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет.
|
|
Так же условно ресурсы можно поделить на физические и психологические.
Физически ресурсное состояние - это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.
Психологически ресурсное состояние - состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
Восстановление собственных ресурсов нужно начинать с физического состояния - это основа всего. Сон, еда, секс, отдых.
Способы восстановления ресурсов:
- Телесные практики, йога, медитация, дыхательные практики (баня, массаж, дыхание, движение, звук).
- Пищевое поведение, здоровый образ жизни.
- Регулярный отдых. Выходные, отпуск, занятия спортом, аутотренинг. Отдых от работы в окружении семьи, друзей. По чаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города.
- Семейное общение, родительская поддержка, возвращение к родовым связям, семейные альбомы и тд. Место силы, собственное пространство как зона комфорта, куда возвращаешься и восстанавливаешься. Обустройство своей территории с комфортом, уютом.
- Налаживание социальных связей, друзья, коллеги, профессиональные объединения. Курсы повышений квалификации, мастер-классы. Общение, обмен, поддержка.
- Развитие, создание себе перспектив. Не топтаться на одном месте - искать новые возможности развития, осваивать новые, неизвестные области, искать новые применения своему мастерству.
- Занятия хобби, увлечения. Рукоделие для женщин, путешествия, языки и тд.
- Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват - не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь.
- Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Ставить цели. Разбивать большую цель на мелкие промежуточные и достигать.
- Жизнь в режиме миссии - заниматься делом, в котором видишь настоящий смысл, здоровая философия заботы о людях и жизни, позиция Творца.
Практика «Инвентаризация ресурсов».
Цель: осознание и развитие собственных ресурсов.
Выпишите минимум 10 собственных ресурсов (можно больше), внешних и внутренних, которые являются для вас точкой опоры в разных состояниях и попробуйте их разбить на группы по назначению, например:
-восстановление энергии
-выполнение трудных обязательств
-мотивирующие к непосредственному действию, дающие силы для рывка и тд.
Попробовать осмыслить каких ресурсов больше внешних или внутренних (опора на себя или внешний мир).
Внутренним ресурсам можно дать место в карте тела и обращаться к ним, когда возникает необходимость.