Зачетные материалы
учебной дисциплины
ОГСЭ.01.02 «ИСТОРИЯ»
для специальности:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Пермь, 2020
ОДОБРЕНЫ Одобрено ЦМК дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла Протокол № _____ от «______» ___________________ 20__ г. Председатель ЦМК: __________________ О.М.Федосеева Составитель: ___________________ М.Е. Петрова преподаватель Пермского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» | Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 26.02.06 Утверждаю: Начальник УМО: ____________________ Н.Н. Поплаухина |
Перечень вопросов к зачету
по учебной дисциплине ОГСЭ.01.02 «ИСТОРИЯ»
для 2 курса специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Теоретические вопросы
Всемирная история
1. Трудности изучения современной истории. Источники по истории ХХ в., методы изучения современной истории. История повседневности.
|
|
2. Итоги Второй мировой войны. Решения Потсдамской конференции 1945г. Нюрнбергский трибунал и другие процессы над военными преступниками.
3. Этапы холодной войны. Борьба сверхдержав — СССР и США в глобальных и региональных конфликтах. Политика «разрядки». Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Политика «нового мышления»
4. Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв Многополярный мир, его основные центры. Россия и Запад. Расширение НАТО на Восток. Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
5. Ведущие капиталистические страны. «План Маршалла». Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Формирование социального правового государства.
6. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
7. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Проблема политического терроризма.
8. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в. Формирование и распад мировой системы социализма. Страны Восточной Европы в конце ХХ – XXI вв.
9. Крушение колониальной системы. Социалистический и капиталистический пути развития.
10. Поиск путей модернизации. Индия и Пакистан
11. Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия.
12. Китай и страны Дальнего Востока. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста.
|
|
13. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки. Построение социализма на Кубе.
14. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». Антиглобализм.
15. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Интерактивность современной культуры.
16. Религия и церковь в современной общественной жизни. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
17. Изменения в научной картине мира.Освоение космоса.
18. Реалистические и модернистские направления в искусстве. Поп-арт и его черты. Развитие кинематографа. Рок-музыка..Стирание грани между элитарной и массовой культурой. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Молодежные субкультуры.
История России
1. Влияние Холодной войны на экономику и внешнюю политику СССР в послевоенные годы. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы.
2. Социально-экономическое положение СССР в 1945-1953 гг. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года. Денежная реформа 1947 г.
3. Власть и общество в СССР в 1945-1953 гг. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Противоречия социально-политического развития. Репрессии. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов. Повседневная жизнь советских людей 1940-1950-е гг.
4. СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Осуждение культа личности. Демократизация общественной жизни в период «оттепели».
5. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Причины отставки Н. С. Хрущева.
6. СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты. Развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития.
7. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Замедление темпов научно-технического прогресса.
8. СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. Социальная политика, рост благосостояния населения. Власть и общество. Концепция развитого социализма. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Диссидентское и правозащитное движения. Хельсинкский процесс.
9. СССР в системе международных отношений Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Участие СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг.
10. СССР в годы перестройки. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Политика гласности в СССР и ее последствия. Демократизация общественной жизни. Реформы политической системы. Образование политических партий и движений.
11. СССР в годы перестройки. Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках и политика руководства СССР. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки.
|
|
12. СССР в годы перестройки. Экономические реформы, их результаты. Нарастания проблем в экономике. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Разработка проектов приватизации и перехода к рынку.
13. «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы. Конец биполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву.
14. Распад СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
15. Основные этапы развития советской культуры второй половины ХХ в Художественная культура. Литература, театр, кино. Развитие образования в СССР.
16. Формирование современной российской государственности. Политический кризис осени 1993 года. Изменения в системе власти. Принятие Конституции России 1993 года. Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б. Н. Ельцина.
17. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.
18. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике.
14.02.2020 Петрова М.Е.
Спецификация банка тестовых заданий
Утверждено на заседании ЦМК
Протокол № _____
от «______» ___________________ 202__ г.
Председатель ЦМК: ___________________
Наименование дисциплины: ОГСЭ.01.02 «ИСТОРИЯ»
Наименование специальности/направления:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
|
|
Наименование семестров обучения:
2 семестр
Форма использования (подчеркнуть):
контроль знаний (текущий, рубежный, итоговый, остаточные знания)
Автор (авторский коллектив): Петрова М.Е.
Дата создания: «___» ________________ 20_ г.
Инструкция для тестируемых
Уважаемые студенты!
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
Зачетная работа включает шесть заданий, соотносимых с со второй частью ЕГЭ по истории, но с привлечением необходимой учащемуся информации и ориентирована на проверку умений пользоваться источниками информации, логически рассуждать, анализировать предложенную информацию и формулировать самостоятельный ответ на поставленный вопрос. Предназначена для самостоятельной внеаудиторной работы. Время выполнения 160 минут.
Задание 1. Задание-задача предполагает анализ какой-либо исторической проблемы, ситуации. Оно проверяет умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами (явлениями). Задание оценивается от 1 до 6 баллов
Оцениваются следующие компоненты ответа:
– умение устанавливать причинно следственные связи;
– наличие объяснения почему события происходили, именно таким образом, т. е. их связь историческим контекстом (всеми другими событиям и явлениями, закономерностями общественного развития);
– наличие ответа на поставленный вопрос;
– логичность и связность изложения.
Прочитав задание, при необходимости осуществить поиск информации и кратко изложить ответ согласно поставленным вопросам. Задание оценивается от 1 до 4 баллов
Задание 2. Ориентированно на анализ существующих версий и оценок исторических событий, на понимание сложности социально-гуманитарного знания и умение воспринимать разные точки зрения на одну и ту же проблему.
В задании необходимо представить две группы аргументов в защиту и в опровержение приведенной точки зрения. Аргументом называется оценочное суждение, подкрепленное доказательством в виде факта (сам по себе факт без суждения иногда может быть аргументом, если связь суждения и факта прямая и очевидная, но при выполнении. Задание оценивается от 1 до 6 баллов
В задании проверяются умения:
– распознавать разные точки зрения;
– качество приведенных аргументов и подкрепляющих их фактов;
– наличие необходимого (по два на каждую) количества аргументов;
– правильное соотнесение аргументов «за» и «против»;
– логичность и связность изложения.
Задание 3. Ориентировано на проверку умения анализировать данные исторической карты и соотносить их с историческими фактами. Задание оценивается от 1 до 8 баллов
В задании проверяются умения:
– понимать историческую карту;
– осуществлять поиск информации в источниках разных видов;
– формулировать суждение на основе полученной информации.
Необходимо определить время и место событий, ответить на воросы.
Задание 4. Ориентировано на проверку умения сочетать анализировать данные разных видов источников и формулировать самостоятельные суждения. Задание оценивается от 1 до 4 баллов
В задании проверяются умения:
– анализировать статистические источники;
– осуществлять поиск информации в источниках разных видов;
– формулировать суждение на основе полученной информации.
Задание 5. Ориентировано на проверку умения сочетать анализировать данные разных видов источников и формулировать самостоятельные суждения. Задание оценивается от 1 до 3 баллов
В задании проверяются умения:
– анализировать изобразительные источники;
– осуществлять поиск информации в источниках разных видов;
– формулировать суждение на основе полученной информации.
Задание 6. Задание ориентированно на проверку умения работать с текстовым источником, проводить атрибуцию текста, т. е. Определять авторство и события к которым источник относиться, выявлять существенную информацию содержащуюся в тексте, сопоставлять с информацией других источников, давать оценку историческим фактам и событиям. Задание оценивается от 1 до 10 баллов
В задании проверяются умения:
– правильность атрибуции;
– правильность указания элементов на которые она опирается;
– правильность выделения существенных элементов, к которым ставятся вопросы;
– корректность формулировок;
– правильность ответа на поставленный вопрос, при условии его корректной формулировки.