Новые элементы в культуре России XVII в. (записать)

План урока

1. Влияние европейской культуры.

2. Образование.

3. Научные знания.

4. Литература.

 

5. Архитектура.

6. Живопись.

7. Театр.

8. Культурное взаимодействие народов России.



Проблемные вопросы

— Почему в XVII в. усиливается влияние европейской культуры?

— Было ли это полезным и закономерным?

1. Влияние европейской культуры

— Какова основная особенность средневековой культуры?

Духовная жизнь находилась под полным контролем церкви, что отражалось на образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развиваться достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. появляются элементы западноевропейской культуры (например, театральные постановки при дворе Алексея Михайловича).

— Работая с п. 1 § 26 учебника(с.94- 95) приведите примеры, подтверждающие усиление влияния европейской культуры на культуру России в XVII в., и ответьте на вопросы.

— Какие категории европейского населения ехали в Россию в XVII в.?

— Было ли строительство Немецкой слободы закономерным явлением?

— Как влияли представители различных национальностей на культуру и быт русского народа?

2. Образование

— Какое образование существовало на Руси в Средние века?

— С чем был связан рост потребности в образованных людях в XVII в.?

Запись в тетради

Причины роста потребности в образованных людях в XVII в.:

1) оживление торгово-промышленной деятельности;

2) рост государственного аппарата;

3) возобновление связей с зарубежными странами.

Мы выяснили, что экономическое развитие страны потребовало немалого числа образованных людей.

Прочтите пункт 2 параграфа 26 – с.95-96 Вопросы к классу (устно)

— Какие новые черты появились в образовании в XVII в.?

— В чем они выражались?

В XVII в. возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи».

— Что означала эта поговорка?

— О каком факте она свидетельствовала?

3. Научные знания. Прочтите пункт 3 на с.96-97

Вопросы к классу (устно)

— На какой стадии находилась наука в России в XVII в.? Обоснуйте свой ответ.

— Как развивались географические знания?

— Как применялись научные знания?

4. Литература Прочтите с.97-98

Вопросы к классу

— Какие новые жанры появились в русской литературе в XVII в.?

— С чем это было связано?

5. Архитектура.     Читаем с.98-100

Какие новые черты в архитектурном строительстве можно выделить?

6. Живопись Читаем с. 100

Вопросы к классу

— Какие новые явления возникли в русской живописи в XVII в.?

— Чем вы это можете объяснить?

7. Театр

Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Эти бродячие артисты собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.

Иногда скоморохи, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

Творчество скоморохов оказало большое влияние на развитие русского театра, многие элементы и детали которого были взяты из народных представлений. Собственно первый театр в России был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. А автором идеи был боярин Артамон Матвеев, часто бывавший в Европе и посещавший там театральные представления.

В России еще не было ни артистов, ни драматургов. По поручению А. Матвеева пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло около 10 ч, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой мужественно высидели до конца.

В 1673 г. театральные подмостки перенесли в Кремль. Грегори написал новую пьесу, на этот раз о Юдифи. Театр стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 г. во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько драматических постановок. Однако придворный русский театр прекратил свое существование в 1676 г., после смерти царя Алексея Михайловича.

Вопросы к классу

— Что общего между театром и представлениями скоморохов?

— В чем их основные различия?

— Почему театр прекратил свое существование после смерти Алексея Михайловича? При ответе на вопрос используйте материал п. 7 § 26 учебника.

8. Культурное взаимодействие народов России

— Работая с п. 8 § 26 учебника, определите, почему десятки народов, населявших Россию, так мало знали о культуре друг друга.

Новые элементы в культуре России XVII в. (записать)

Сфера культурной жизни Новые элементы Пример

Просвещение

Массовое издание букварей и грамматик В. Бурцов-Протопопов «Букварь» (1634 г.) М. Смотрицкий «Грамматика» (1648 г.)
Появление зачатков высшего образования Славяно-греко-латинское училище (1687 г.)

Литература

Исторические сочинения и песни публицистического характера «Повесть об Азовском осадном сидении»
Сатирическая повесть «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная» и др.
Биографическая повесть «Повесть об Улиянии Осорьиной»
Автобиография «Житие протопопа Аввакума»
Информационная газета «Куранты» (с 1621 г.)

Архитектура

Шатровый стиль Церковь Вознесения в Коломенском
Нарышкинское (московское) барокко Церковь Покрова в Филях

Живопись

Черты реализма в иконописи С. Ушаков «Спас Нерукотворный», представители ярославской школы
Портретная живопись Парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича
Театр Первый придворный театр Труппа из 60 иностранцев (в основном немцев), авторы пьес — пастор Г. Грегори, затем Гивнер

Вывод: В XVII в. в русской культуре активно развиваются светские элементы, а творения архитекторов, писателей, художников отходят от привычных канонов и обретают индивидуальные черты.

 

Домашнее задание:

1. Посмотреть видеоматериал по ссылке.. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2042/main/

 2. Прочитать параграф 26

3. Ответить на вопросы на с. 102 устно

4. Выполнить задание 6 на с.103 (по желанию.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: