Планирование на предприятиях

Урок № 9,10. Планирование на предприятиях.

Сущность планирования.

Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции разви­тия данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является централь­ным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства.

Планирование, управление и контроль за деятель­ностью предприятия за рубежом определяются од­ним понятием - менеджмент.

Существует несколько методов планирования: балан­совый, расчетно-аналитический, экономико-математи­ческий, графоаналитический и программно-целевой.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источ­никах их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производ­ственной мощности, рабочего времени, материаль­ный, финансовый и др.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динами­ки и факторов, обеспечивающих необходимый ко­личественный уровень. В рамках этого метода оп­ределяются базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рас­считываются индексы изменения плановых показа­телей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволя­ют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их ко­личественных параметров по сравнению с основны­ми факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод даёт возможность изобразить результаты экономического анализа графи­ческими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными по­казателями. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью модели­руется параллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам.

Программно-целевые методы позволяют со­ставлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

Методологические принципы планирования:

1) принцип альтернативности. Требует проведения многовариантных разработок планов;

2) принцип системности. Предполагает исследова­ние количественных и качественных закономерно­стей, создание системы показателей, методов, моделей, которые бы позволяли построить целост­ную картину его развития;

3) принцип согласованности. Предполагает согла­сованность планов,различных по масштабу, пла­нируемому периоду;

4) принцип непрерывности. Должна быть увязка пла­нов по разным временным аспектам;

5) принцип комплексности. Рассмотрение всех сто­рон объекта исследования во взаимосвязи с внеш­ними процессами;

6)принцип целенаправленности и приоритетности;

7) принцип оптимальности - из всех возможных ва­риантов развития должен выбираться оптимальный;

8) принцип сбалансированности заключается в ба­лансовой увязке показателей и установлении про­порций;

9) принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов.

 

Виды планов.

1. По срокам различают следующие виды планиро­вания:

а) перспективное планирование основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегиче­ским планированием. С его помощью прогнозиру­ются перспективная потребность в новых видах про­дукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование традиционно подразделяется на дол­госрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование. Долгосрочный план (на 10-15 лет) имеет проб­лемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприя­тия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения но­вых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного пла­на конкретизируются в среднесрочном (пятилет­нем) плане. Объектами среднесрочного планиро­вания являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложе­ния, потребности в финансовых средствах, иссле­дования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработ­ки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные - на 2-3 года;

б) текущее (годовое) планирование разрабатыва­ется в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового пла­нирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;

в) оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех - участок - бригада - ра­бочее место. Такой план служит средством обес­печения ритмичного выпуска продукции и равно­мерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей - рабочих. Оперативно-производственное планиро­вание подразделяется на межцеховое, внутрице­ховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного плани­рования является сменно-суточное планирование. В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

2. По содержанию планов: технико-экономический, организационно-технологический, социально-тру­довой, финансово-инвестиционный и т. д.;

3. По уровню управления: фирменное, корпоратив­ное, заводское планирование;

4. По методам обоснования: рыночное, индикативное, административное или директивное планирование;

5. По сфере применения: межцеховое, внутрицехо­вое, бригадное и индивидуальное;

6. По стадиям разработки: предварительное и окон­чательное;

7. По степени точности: укрупненное и уточненное.

8. По типу составления: выделяют целевое и поиско­вое планирование. Целевое планирование пред­полагает сперва установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих це­лей ресурсов. Поисковое планирование противопо­ложно - определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которых будет возможно достичь с данными ресурсами.

Планирование на предприятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: