А.С.Даргомыжский. Опера «Русалка». Первое действие

Неоконченная драма Пушкина, опубликованная после смерти поэта под названием «Русалка», привлекла Даргомыжского остротой социального конфликта, жизненностью человеческих характеров и глубиной психологического анализа. Фольклорное происхождение сюжета обусловило наличие в действии сказочного элемента; при всём том сущность драмы глубоко реалистична.

В своём либретто Даргомыжский придерживался плана пушкинской драмы и сохранял по возможности близость к пушкинскому стилю. При этом он увеличил количество народно-бытовых (хоровых) эпизодов и произвёл замену отдельных второстепенных персонажей и подробностей действия. Заключительные сцены, отсутствующие у Пушкина, досочинены Даргомыжским.

Первое действие занимает исключительное место в опере. Это беспримерный в музыкальном театре того времени случай крайне интенсивного и бурного развития драматического действия: здесь происходит и экспозиция основных образов, и завязка драмы, и развитие её, и в известном смысле даже развязка (самоубийство Наташи). Содержание одного только первого акта могло, казалось бы, послужить сюжетом для целой оперы.

Действие открывается арией Мельника (бас). Мельник – человек из народа, и Даргомыжский подчеркнул это народным складом музыки: мелодия арии несёт некоторое сходство с мелодикой крестьянских песен. Тембры деревянных духовых инструментов, широко используемые в аккомпанементе арии, придают музыке своеобразный «сельский» колорит.

Даргомыжский не без юмора обрисовал ворчливость старика, его назойливые попытки навязать дочери свои правила жизненного поведения. В связи с этим он ввёл в арию комедийный элемент. Юмористический характер придаёт музыке повторяющийся плясовой припев с простейшим аккордовым сопровождением. Плясовой ритм удачно передаёт свойственный речам Мельника оттенок самодовольства и простодушного лукавства. Благодаря этому припеву ария получает сходство с весёлыми, задорными водевильными куплетами. Так, соединяя признаки различных народных и бытовых жанров, Даргомыжский создаёт яркую и своеобразную портретную характеристику.

Композитор довершил музыкальный портрет Мельника введением характерных речевых интонаций. Он удачно воспроизвёл народно-русский говор нараспев и передал назидательный тон Мельника. Особое значение речевые интонации получают во втором куплете.

Для того чтобы охарактеризовать говорливость старика, композитор заставил в пределах куплета следовать одну за другой в безостановочном движении несколько различных попевок. Одна попевка ещё не успевает завершиться, как неожиданный поворот мелодии переводит её в следующую.

С приездом Князя начинается развитие драматического действия. Главная героиня оперы – Наташа (драматическое сопрано) – не охарактеризована в первом акте отдельной арией. С её образом слушатель впервые знакомится в терцете, в котором участвуют также Мельник и Князь. Это позволяет сразу ж определить взаимоотношения трёх действующих лиц.

Терцет может служить образцом новой трактовки Даргомыжского традиционных оперных форм. Это не просто ансамбль, в котором соединяются в одновременном пении три голоса. Он является настоящей драматической сценой, в которой музыкальные диалоги сменяются собственно ансамблями.

После первого радостного возбуждения, вызванного появлением любимого человека, Наташа узнаёт, что Князь прибыл ненадолго и должен вскоре вновь уехать. Её радость сменяется печалью и смутным предчувствием беды. Лживые заверения Князя вновь возвращают ей бодрость. Такова несложная канва данной сцены. Однако резкие смены и контрасты настроений придают музыке черты драматизма, предвещают трагическую развязку.

На протяжении всего терцета Наташе отведена ведущая роль. Её сольным запевом начинается каждый из ансамблей, отмечающих опорные точки развивающегося драматического действия. Партии Князя и Мельника играют подчинённую роль. Этим подчёркивается активный, волевой, страстный характер девушки.

Один из таких ансамблей – Andante фа минор «Ах, прошло то время, время золотое». Это яркая песенная характеристика Наташи; композитор обращается к выразительным средствам городского лирического романса, чтобы передать печаль девушки, её искренние, бесхитростные чувства: «гитарная» фактура, 3-х дольный метр, плавная певучая мелодия голоса с выразительными интонациями.

Следующий ансамбль – Allegro moderato ля мажор – контрастирует с предыдущим своим весёлым, игривым характером. Лёгкая, грациозная музыка (ритм польки, лёгкие фиоритуры в мелодии голоса) характеризует её девическую беззаботность.

На протяжении терцета в партиях Князя (лирический тенор) не появляется каких-либо ярких, самобытных черт. Не решаясь ещё сказать Наташе о предстоящем разрыве, ограничивается лишь туманными словами о своей любви, интонационно как бы «подлаживаясь» к речам Наташи и вторя ей ансамблях. В то же время в отдельных речитативах Мельника развивается характеристика, данная в арии. Появляются отдельные интонации, рисующие его угодливое отношение к сиятельному гостю.

После второго ансамбля, не доведя развитие драмы до решительного, переломного момента, композитор резко переключает действие. Появляется толпа крестьян. Начинается большая народно-хоровая сцена, необходимая для того, чтобы через контраст ещё острее подчеркнуть трагедию Наташи и обрисовать бытовой фон, на котором развивается драма. Сцена состоит из трёх песен, объединённых в своеобразную хоровую сюиту и чередующихся по принципу постепенного перехода от печальной задумчивости к бурному веселью.

Первая песня – лирическая протяжная «Ах ты сердце»; вторая – хороводная «Заплетися, плетень» и третья – плясовая «Как на горе мы пиво варили».

Первая песня, играющая роль небольшого медленного вступления, начинается певучей печальной мелодией гобоя соло, которая затем переходит к запевале (тенору), в то время как гобой исполняет мелодический подголосок. В дальнейшем мелодия то вновь звучит у гобоя, то появляется в вокальных партиях. Хоровая фактура, вначале аккордовая, постепенно всё больше насыщается полифоническим элементом.

В песне «Заплетися, плетень» Даргомыжский использовал подлинный народный текст. На фоне лёгкого, прозрачного аккомпанемента альтов и кларнетов вступают женские голоса с весёлой, оживлённой мелодией, движущейся параллельными секстами и терциями. Мужские голоса вставляют бойкие фразы-подголоски. Близость к народной песне обнаруживается и в шеститактном строении основной мелодии. Игровой, шуточный характер придаётся её ритмическим акцентом (как бы приседанием) на первой четверти пятого такта.

В основу заключительного хора Даргомыжский положил подлинный народный напев, только несколько развив его. Удальство, веселье, народный юмор мастерски воплощены стремительным движением мелодии. Звучит забавная хоровая скороговорка.

После хора наступает новая, переломная стадия в развитии отношений между Наташей и Князем. Музыкальное и сценическое действие достигает высшей степени драматического напряжения.

Дуэт Наташи и Князя. Сцену решительного объяснения композитор назвал дуэтом. Однако, как и терцете, совместное пение здесь возникает лишь в те моменты, когда музыкально как бы подытоживается предыдущее развитие. В этих ансамблях Даргомыжский вновь придаёт партии Наташи ведущую роль и вводит яркие песенные темы.

Сцена принадлежит к числу ярчайших достижений Даргомыжского и является образцом его новаторского письма. Музыка развивается безостановочно. Тональные отклонения, модуляции, смены темпа, ритма, оркестровой фактуры – всё это служит одной цели: оттенить многообразие смены душевных состояний.

В речитативных диалогах ярко вырисовываются различия двух контрастных характеров. Образ Наташи предстаёт в этой сцене в новом качестве. В минуты тяжёлого испытания сказываются вся страстность и глубина её натуры. Переживаемое горе и потрясение, попытки активно бороться за своё счастье раскрывают новые стороны её характера. Особенно вырастает образ при сопоставлении его с образом слабовольного и эгоистичного Князя.

Сцена строится на всё усиливающемся напряжении. Условно можно наметить несколько последовательных фаз в её развитии.

Первая фаза. Князь задумчив. Встревоженная Наташа напрасно допытывается о причине печали и упрекает его в непривычной холодности.

В первых речитативах уже ясно намечается противоположность двух характеров. Речь Князя звучит пассивно и бесстрастно («Нет, не рассеет дум тяжёлых»). Мелодия вращается в пределах небольшого диапазона. Ритм ровный, преобладают мягкие, ниспадающие окончания. В речи Наташи слышаться волнение, настойчивость. Ритм активный фразы начинаются с затактов. Мелодия постепенно захватывает всё более широкий диапазон и подводит к мелодической кульминации (на словах «Ах, не по-прежнему»), после чего следует быстрый спад. Первая фаза завершается ариозным эпизодом в ре мажоре, переходящим в дуэт («Бывало, издали ко мне спешишь»). Ласковым обращением к Князю, напоминанием о былом счастье Наташа пытается рассеять холодность возлюбленного.

Вторая фаза. Князь решает наконец сказать Наташе о предстоящем разрыве. Однако, не находя в себе для этого достаточно мужества, он робко заводи речь издалека.

В этом эпизоде большая выразительная роль отведена оркестру, который как бы досказывает то, что не высказано словами, и передаёт нарастающую в душе Наташи тревогу. С самого начала устанавливается ровное, неизменное ритмическое движение восьмыми, на фоне которого звучит выразительная мелодия, переходящая от кларнетов к скрипкам, от флейт к гобоям. В этой мелодии слышатся и трепе перед надвигающимся несчастьем, и страстная мольба, упрёки, жалобы.

Постепенно эта музыка переходит в бурное движение шестнадцатыми всего оркестра. Наташа начинает догадываться о нависшей над ней угрозе разлуки с Князем. Однако она не может примириться с мыслью о том, что существует на свете сила, способная помешать её любви. Гневный протест, решимость отстоять своё счастье слышатся в восклицании, которым она прерывает речь Князя. Этот возглас вводит в энергичное стремительное Allegro в соль миноре. Возникает новый ариозный эпизод, переходящий в дуэт и завершающий вторую фазу развития. Наташа горячо убеждает Князя, что готова всюду следовать за ним, чтобы предотвратить разлуку.

Третья фаза. Страшная догадка об истинной причине предстоящего расставания осеняет Наташу. Этот момент передан в музыке внезапным тональным сдвигом. Решительный, поворотный эпизод в развитии драмы воплощён композитором с потрясающей душу простотой и правдивостью. Бурное движение музыки остановилось. Как будто всё притихло перед ударом грома. В оркестре звучат лишь отдельные аккорды, разделённые длительными паузами. Молчание оркестра делает ещё более отчётливым и многозначительным каждое произносимое слово.

Робко, с глубоким трепетом задаёт Наташа страшный вопрос: «Ты женишься?». Князь молчит. Лишь глухое тремоло литавр и три аккорда pianissimo звучат ей в ответ. Правильно истолковав молчание Князя, Наташа повторяет свой вопрос, на это раз с отчаянием и яростью. Тремоло оркестра fortissimo поддерживает её возглас. Удивительная психологическая наблюдательность Даргомыжского проявилась в построении дальнейшего музыкального действия. Со страхом перед решительным объяснением, свойственным слабовольным людям, князь не отвечает прямо на поставленный вопрос и начинает оправдываться, ссылаясь на свой княжеский сан, который ему не позволяет жениться по любви. Очень тонко передана в музыке уклончивая, колеблющаяся интонация этого ответа («Суди сама, ведь мы не вольны»). Надев на Наташу роскошный головной убор и ожерелье, оставив мешочек с деньгами для Мельника, Князь хочет уйти. Крик Наташи останавливает его. «Тебе сказать хотела…не помню что…». Интонация этих слов передаёт глубокое потрясение девушки. Мелодия разорвана на короткие фразы, произносимые при молчании оркестра. Лишь однажды вступает гобой с протянутым звуком на фоне тремоло струнных pianissimo. Мучительные усилия припомнить то, о чём надо было сказать Князю, переданы выразительной фразой скрипок с хроматическим подголоском, троекратно появляющейся в этом эпизоде.

Но вот Наташа вспомнила. Возглас валторны подчёркивает значительность момента: «Я скоро матерью должна назваться». Трепетно, прерывающимся голосом произносит она эти слова. Ещё одно тремоло струнных pianissimo дополняет картину её волнения.

Поспешно произнося слова утешения, Князь уходит. Вслед ему звучит печальная мелодия, исполняемая деревянными духовыми инструментами.

Эта большая драматическая сцена не имеет формальной концовки. Отступая от оперных традиций своего времена, Даргомыжский оставляет её незавершённой и переходит непосредственно к дальнейшему развитию действия.

Дуэт Наташи и Мельника. Появляется Мельник, который при виде богатых подарков, не замечая подавленного состояния дочери, даёт волю своей грубоватой, простодушной радости. Нарочитая примитивность мелодии Мельника резко контрастирует с наполненными большим чувством речитативами Наташи. Композитор здесь ещё отчетливее, чем в ариях, выявляет плясовую ритмику как один из элементов характеристики Мельника. Вновь применяет он принцип нанизывания всё новых и новых попевок, словно старику никак не нахвалиться, не нарадоваться («Ба, ба, ба, что я вижу»). Подобное вклинивание весёлого, полукомического эпизода в сцену, полную глубокого драматизма, явилось средством усиления драматической напряжённости действия путём контраста. Поглощённость отца мелкими житейскими интересами ещё острее подчёркивает одиночество Наташи.

Из последующего диалога Мельник узнаёт о постигшем его дочь несчастье. Сцена рисует растущее горе девушки. Одним из самых ярких эпизодов является та часть драматического дуэта, в которой Наташа объясняет отцу причину её разрыва с князем. Даргомыжский заставил Наташу повторить не только слова, но и мелодию Князя, придав ей, однако, для выражения «язвительности» более острый ритмический рисунок.

В финале к дуэту присоединяется хор – это крестьяне, ставшие свидетелями разыгравшейся драматической сцены.

В заключительном эпизоде происходит перерождение Наташи. Чувство любви переходит в ожесточение и ненависть. Она упрекает отца и кидает ему в лицо подарок Князя – плату за его снисходительность. Резко меняется и характер интонаций. В последних речитативах Наташи уже нет прежней песенности. Угловатость мелодии, обилие в ней хроматизмов, диссонансы и хроматические ходы в оркестре характеризуют яростное исступление девушки.

Наташа приняла решение. Как бы в беспамятстве она подбегает к берегу реки и обращается с заклинанием к царице Днепра. Для этого заклинания Даргомыжский использовал тему народной песни «Ох-ти, горе великое». Песню, которой в подлинном виде присущ лирический, спокойный характер, Даргомыжский сильно драматизировал. Оттолкнувшись от начального мелодического оборота, он в дальнейшем подвёрг его значительному развитию и закончил этот эпизод сильной драматической кульминацией.

В конце первого действия намечаются некоторые новые черты и в образе Мельника. Горе дочери заставило заговорить тёплые отцовские чувства в этом человеке. В дуэте с Наташей из интонаций Мельника исчезает комедийный оттенок. В них звучит то тёплая ласка, когда он пытается утешить дочь, то глубокое отчаяние, когда ему приходится выслушивать жестокие упрёки.

Задания по пройденному материалу.

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов:

1. Характерные черты драмы Пушкина.

2. Изменения, которые Даргомыжский внёс в драму Пушкина.

3. Значение первого действия в опере.

 4. Народный склад арии Мельника.

5. Комедийный элемент в арии Мельника.

6. Трактовка формы терцета в первом действии оперы.

7. Драматическая канва терцета из первого действия.

8. Соотношение вокальных партий в терцете из первого действия.

9. Характеристика партий Князя и Мельника в терцете.

10. Значение народно-хоровой сцены в первом действии.

11. Строение хоровой сцены из первого действия.

12. Жанровые особенности хоровой сцены из первого действия.

13. Характеристика характеров в дуэте Наташи и Князя.

14. Принципы построения дуэта Наташи и Князя.

15. Драматургическая канва дуэта Наташи и Князя.

16. Трансформация образа Мельника в дуэте с Наташей.

17. Трансформация образа Наташи в дуэте с Мельником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: