О духовных основах Победы народа в Великой Отечественной войне

Говоря о вкладе Церкви в Победу в Великой Отечественной войне нельзя все сводить к простому перечислению сумм пожертвований, собранных по приходам, к числу приобретенных на эти деньги танков и самолетов, и даже – к количеству отслуженных молебнов «На брань против супостатов…». Все это частности, не имеющие, по большому счету, особого значения при исследовании духовных основ Победы в Великой Отечественной войне. Даже если бы Церковь вообще не выделяла материальных ресурсов на войну, незримая, но гораздо большая помощь ниспосылалась на тех, кто шел на ту войну.     Победа в войне вообще немыслима без духовного осмысления понятий «добра» и «зла». И побеждает на войне (тем более в той, которая по наитию названа «Священной…») всегда не самое сильное в техническом смысле войско, не то, которое вооружено самой высокой штабной культурой, а сильное, прежде всего, Духом.     Справедливости ради, можно согласиться с тем, что многие вправе заявить: мол, слова о «духовности» Армии имели значение во времена святых благоверных князей и благочестивых царей Русских, но никак – не во времена безбожного «интернационала»… Но так ли это на самом деле?
«Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма?... Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты отечества как личный религиозный долг…? Кто научил русского человека быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы?... Церковь Православная!.», утверждал на исходе ХХ века митрополит Санкт-Петербугский и Ладожский Иоанн (Снычев))
На протяжении столетий именно Православная Церковь сформировала уникальную Русскую Цивилизацию, формировала нравственные, духовные ценности человека. Именно эти качества, не только декларируемые, но и исполняемые в Русской Православной империи, стали привлекательными для всех тех народов, которые разными путями вошли в лоно Российской государственности (наследие которой сегодня по праву называется «Русский мiр»). Ведь при всем многообразии религий и наций, составляющих Российский народ, именно Православие явилось тем фундаментом, на котором было создано Российское государство. Об этом однозначно в своей преамбуле напоминает нам Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», говоря о культурообразующем значении Православия для России, признавая за ним «особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры».
Президент России и её Верховный главнокомандующий, В.В.Путин на официальной встрече со святейшим патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России 9 февраля 2012 г. сказал: «…И ещё один приоритет, чрезвычайно важный и традиционный - это участие Церкви в жизни Вооружённых сил Российской Федерации. Традиция такого участия и служения уходит глубоко корнями в историю нашей Родины, является одним из мощных источников патриотизма. Церковь всегда была с народом, особенно в самые тяжёлые времен». Таким образом, военные победы России, во все времена её исторического существования, были примерами практической реализации религиозного норм воинского мировоззрения, сформированного Православной духовной и государственной культурой.
1. Положение РПЦ накануне войны Конечно, нельзя забывать о том, что в начале ХХ века прилагались поистине бешенные усилия по низведению роли и значения Православной культуры в обществе. Гонения на РПЦ в период 1929-1941 гг. были беспрецедентны по своей жестокости. За этот период число храмов в Советской России сократилось примерно на 98 %, а священно- церковнослужителей на 95%. Как организация РПЦ была почти полностью разгромлена.
Иеромонах Дамаскин, приводит статистику репрессий по годам: 1937 г. - арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, расстреляно 85 300. 1938 г. – арестовано 28 300 чел., расстреляно 21 500. 1939 г. – арестовано 1 500 чел., расстреляно 900. 1940 г. – арестовано 5 100 чел., расстреляно 1 100. 1941 г. – арестовано 4 000 чел., расстреляно 1 900. Всего, по данным Комиссии по реабилитации Московской Патриархии, к 1941 г. было репрессировано за веру 350 тыс. чел., из них 140 тыс. православных священнослужителей. В результате гонений, религиозная жизнь в СССР внешне почти прекратилась. К началу 1940-х гг. в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего православного храма, а всего в РСФСР оставались не закрытыми около 100 храмов из 55 000 действовавших в 1917 г..  К 1939 г. продолжало служить около 2 % от дореволюционной численности священно- и церковнослужителей. Из архиереев на своих кафедрах оставались всего четверо (!): глава Церкви, митрополит Московский Сергий; митрополит Ленинградский Алексий (Симанский); архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич); управляющий Новгородской и Псковской епархиями архиепископ Сергий (Воскресенский).     Но, несмотря на чудовищный удар, нанесенный по Русской Православной Церкви, пятилетний план «Союза воинствующих безбожников», поставившего своей целью искоренение религий в нашей стране, по сути, провалился. Перепись 1938 года, в которую включен был и вопрос о религиозных убеждениях, обнаружила, что 2/3 сельского населения (а оно тогда составляло большинство населения страны!), и 1/3 городского продолжают считать себя верующими и Православными.     И это после 20 лет террора!...
«…Идет война народная, Священная война!» Несомненно, что Гитлер, зная о страшном положении Православной Церкви в Советском Союзе, рассчитывал на то, что гонимая большевиками Русская Православная Церковь станет его союзником в предстоящей войне. Но он просчитался…
Германия напала на Советский Союз в день летнего солнцестояния - 22 июня 1941 года. Гитлер, был мистиком, по-сути – сатанистом (точнее, тем, кто сегодня называет себя «родновером») и, выбирая дату нападения на Россию, выбрал этот день – самый длинный день в году. После него день начинает сокращаться, а ночь – расти. Гитлер надеялся, что «возрастающие» силы тьмы будут помогать ему…
Но в 1941 году на это день, 22 июня 1941 года пришелся подвижный (т.е. каждый год празднуемый в разные (!) дни) церковный праздник - день всех святых в земле Русской просиявших.На границе вражеские полчища, незримо для всех, встретили наши святые!...
Как известно, 22 июня 1941 г. перед народом выступил не «вождь народа» Сталин, а председатель совета комиссаров (по-современному, премьер-министр …) Молотов. «Граждане и гражданки Советского Союза!...» - сухо обратился он к застывшему у тарелок громкоговорителей народу.Но он говорил стране то, что должен был произнести, вероятно, Сталин. Но сказать народу ему было, по-сути, нечего. Не находил он тех единственных слов, которые единственные нужны были сегодня, которые могут объединить народ, разделенный революцией, гражданской войной, репрессиями… Свидетели тех страшных дней рассказывали, как спустя несколько дней, среди докладов о потерях, разрушенных и оставленных городах, сводках с заводов и тыловых частей Молотов обмолвился и о том, что 26 июня в кафедральном соборе Москвы патриарший местоблюститель, митрополит Московский Сергий, в присутствии множества собравшихся произнес проповедь, благословил народ и отслужил молебен «О даровании победы русскому оружию». Сталин поднял голову…
Услужливый Берия достал из зловещей папки листок и положил перед Сталиным: «Послание Сергия, митрополита Московского и Коломенского, местоблюстителя патриаршего престола, пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». После того, как члены ГКО разошлись, Сталин в руки Послание митрополита. Сталин невольно вчитывался в текст, обороты речи которого живо вспомнились ему:
«Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне, верные чада Православной Церкви! …В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва ли не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе... …Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью родины, кровными заветами любви к своему отечеству. Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью он и на сей раз развеет в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед родиной и верой и выходили победителями.
Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем каждый может……Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. …Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она Небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то истинно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя…» Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех нас на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и воле Божией. А сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объясняется еще и лукавыми соображениями насчет выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражается святитель Димитрий Ростовский. Положим души своя вместе с нашей паствой.
…Церковь Христова благословляет все православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу. Сергий, митрополит Московский и Коломенский» О чем думал, читая Послание патриаршего местоблюстителя, великий вождь всех времен и народов?.. Возмутило ли Сталина то, что опередил его с публичным выступлением глава духовной власти, уже казалось бы низложенной? А, быть может, силился вспомнить бывший Тбилисский семинарист прошения ектеньи, которые произносил вчера диакон кафедрального собора на молебне «О супостатах, находящих на ны»? Редкий это молебен, последний раз читался в годы Отечественной войны 1914, переиначенной, впрочем, большевиками в «войну Империалистическую»… Но в те годы молодой Сталин уже взрывал сейфы банков и грабил пароходы, добывая деньги для РСДРП… Текущую пятилетку, которая должна была завершиться в 1942 г., организация «воинствующих безбожников» Ярославского, вслед за «пятилеткой коллективизации» и «индустриализации», назвала «безбожной пятилеткой» - в планах советской власти было разрушение последнего храма и расстрел последнего попа… «Задерем подол матушке-России!» – хохотал Лазарь Моисеевич Каганович, поворачивая рубильник «адской машинки», взорвавшей Храм Христа Спасителя - памятника воинам, павшим на первой Отечественной войне 1812 г. И вот теперь, будто возмездие, пришла еще одна война, которая вскоре тоже получит имя Отечественной - Великой Отечественной … …Митрополит Сергий, как и любой священнослужитель тогда, готов был последовать вслед за своими сослужителями в жернова ГУЛАГа в любой момент. Он прекрасно понимал, насколько усугубил он свое опаснейшее положение этим Посланием. Но ведь он же сам и писал, что «недостойно молчать» пастырю, когда его слова ждет паства. Митрополит Сергий… Очень кстати, в прошлом – корабельный священник, горячий патриот России, он не оставил ее в годину революционных испытаний, мужественно и стойко перенес травлю и горечь многочисленных потерь среди священнослужителей, выстоял в нелегкой борьбе с обновленцами, сумел сохранить во многих колеблющихся верность Православной Церкви. Но теперь перед сложнейшим выбором встала Церковь... Дело не только в том, что многие годы с амвонов звучали слова о терпении, миролюбии, а сегодня честь и достоинство Родины требовали преодолеть сомнения, провозгласить праведность защиты Отечества. Сложнее было другое… Представляем ли мы, зная о поистине сатанинских масштабах предвоенных репрессий против Церкви, насколько велик был соблазн для митрополита Сергия со злорадством (хотя бы мысленно) воскликнуть: «Вот вам Божья кара за ваши злодеяния!…» Но – нет. Истинный патриот и христианин, о котором в среде священников отзывались как об одном из «великих людей современности», остался верен своей совести архипастыря, готового до конца разделить со своим, пусть не всегда верным, народом все. До конца…
Прошел день, другой…Святитель продолжал носить сан, оставаться на свободе. А 3 июля по радио, собравшись с мыслями, к советскому народу обратился Сталин. Не только с суетливым, ни к чему не обязывающим, набившим уже оскомину партийным обращением «товарищи», или холодным молотовским «граждане и гражданки» начал Сталин свое обращение. Неожиданные, забытые, казалось бы, совершенно невероятные для коммунистического лидера, но при этом такие родные, священные слова услышал народ огромной страны: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои…»  
Выступая на традиционном параде Красной Армии 7 ноября 1941 г., Сталин, словно вновь вторя митрополиту Сергию, впервые упомянул героев прошлого: «Пусть вдохновляет вас в этой войне,   мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!...». Невероятно! Вождь советского народа вспоминает великих князей, царских генералов, мало того – Святых поруганной Церкви. Трудно сказать, использовал ли Сталин «подсказку» митрополита Сергия, но очевидные совпадения митрополичьего послания и сталинской речи налицо. …Для подавляющего большинства народа Сталин был непререкаемым вождем, чьи портреты, вместе с «троицей» - «марксом-энгельсом-лениным», будто иконы, теснились в каждом кабинете, цехе, классе, заполонили улицы. Но для многих он был и олицетворением нещадно пролитой крови, массовых страданий и смерти… Но с этого момента всеобщая беда объединила народ, заставила забыть даже о справедливых обидах. И вновь вспомнилось победоносное звание «гвардия», опять золотом заблестели на плечах возрожденного офицерства погоны, громили врага «тридцатьчетверки» танковой колонны «Дмитрий Донской» и истребители «Александр Невский», деньги на которые собирались в церковных приходах. Начальник Генерального штаба, бывший царский генерал, Борис Михайлович Шапошников всю войну носил на груди образок святителя Николая Чудотворца и начинал свой день горячей молитвой: «Господи! Спаси Россию и мой народ!» Маршал победы, Георгий Константинович Жуков всю войну возил под потолком своей машины Казанскую икону Божией Матери, а в конце войны, уже не боясь ищеек Берии, открыто заходил в храм. В немецком Лейпциге (в окрестностях которого за 100 лет до этого в знаменитой «битве народов» 1813 годы был разбит Наполеон) Георгий Константинович в 1945-м своей рукой зажег лампаду перед иконой и с тех пор огонь этот поддерживается негасимым… Пока священник отец Михаил Василевский молился у Престола о победе русского оружия, его сын, начальник Генерального штаба Красной Армии, маршал Александр Михайлович Василевский громил врага.  …Когда рвутся снаряды, свистят пули – атеистов нет. Комбаты командовали: «Ну, с Богом, сынки!» С Богом… Священники получали боевые награды: «За оборону Москвы», «За победу над Германией»… А после победы на войне, израненные воины заполняли вновь открывшиеся семинарии… Но все это было позже. А пока… В послании Владыки Сергия были пророческие слова: «Господь нам дарует победу». И Сталин обращаясь к своим братьям и сестрам, вслед за властью духовной, воодушевляя народ на победу, тоже произносит пророческие слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»  
Религиозная политика немецких захватчиков на оккупированной советской территории Как же именно учитывала Гитлеровская Германия религиозный фактор в войне с СССР? Перед нападением на СССР фашисты уже имели большой опыт проведения религиозной политики как в Германии, так и на захваченных европейских территориях. Расследованием деятельности всех враждебных нацизму сил, в т. ч. в религиозной среде, занималась государственная тайная полиция (гестапо) в составе Главного управление имперской безопасности (РСХА). Одной из структурных единиц Управления был «церковный реферат» (отдел), непосредственно занимавшийся надзором за деятельностью религиозных общин. Вопросами религиозных организаций занимались также СД (служба безопасности СС), разведывательное управление СС, Зипо (полиция безопасности). Основными целями деятельности данных ведомств внутри Германии и за ее пределами было разрушение через раздробление («атомизацию») традиционных религиозных структур и тотальный контроль за всеми проявлениями религиозной жизни. В Германии вводились и осуществлялись жесткие ограничения на деятельность практически всех религиозных организаций, многие тысячи религиозных деятелей и верующих стали мучениками фашизма, оказавшись в концентрационных лагерях, тюрьмах или в вынужденной эмиграции (это, в частности, довольно точно было отраженное в знаменитом совецком телесериале «17 мгновений весны» - в образе «пастора Шлага»). Гитлер вплотную занимался религиозными проблемами и считал их очень важными в деле «управления покоренными народами». Факторы дробления и раскола должны были стать основой религиозной политики на оккупированной советской территории. Ее основные идеи формулировал сам Гитлер. Так, 11 апреля 1942 года в кругу приближенных он изложил свое видение религиозной политики: «Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы». Адольф Гитлер совершенно недвусмысленно говорил о судьбе России 3 марта 1941 года: «Предстоящая кампания – это нечто большее, чем просто вооруженная борьба; это конфликт двух мировоззрений. Учитывая размеры русских пространств, для окончания этой войны недостаточно будет разгромить вооруженные силы противника. Всю территорию России нужно разделить на ряд государств с собственными правительствами, готовыми заключить с нами мирные договоры. Создание этих правительств потребует очень большой политической сноровки и хорошо продуманных общих принципов… Необходимо при всех обстоятельствах избегать замены большевистской России государством националистическим. Уроки истории учат, что такое государство опять станет врагом Германии». Что же касается судьбы народов России, то о ней Гитлер сказал 22 июня 1941 года следующее: «Эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования – быть полезными для нас в экономическом отношении».
«В этих областях, – вторил фюреру рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, – мы должны сознательно проводить политику сокращения населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т. п., мы должны постоянно внушать населению мысль, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей… Развернуть широчайшую пропаганду противозачаточных средств. Наладить их широкое производство. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться. Всячески способствовать расширению сети абортариев. Организовать специальную переподготовку акушерок и фельдшериц и обучать их производству абортов. Врачи также должны иметь разрешение производить аборты, и это не должно считаться нарушением врачебной этики. Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Не должно чиниться никаких препятствий для разводов. Не оказывать помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к заработной плате». Фюрер был полностью согласен с мыслями «Железного Генриха»: «Славяне созданы для того, чтобы работать на немцев, и ни для чего больше. Наша цель – поселить в местах их нынешнего проживания сто миллионов немцев. Немецкие власти должны размещаться в самых лучших зданиях, а губернаторы жить во дворцах. Вокруг губернских центров в радиусе 30–40 километров будут размещаться пояса из красивых немецких деревень, связанных с центром хорошими дорогами. По ту сторону этого пояса будет другой мир. Там пусть живут русские, как они привыкли. Мы возьмем себе только лучшие их земли. В болотах пусть ковыряются славянские аборигены. Лучше всего для нас было бы, если бы они вообще объяснялись на пальцах. Но, к сожалению, это невозможно. Поэтому – все максимально ограничить! Никаких печатных изданий. Самые простые радиопередачи. Надо отучить их мыслить. Никакого обязательного школьного образования. Надо понимать, что от грамотности русских, украинцев и всяких прочих только вред. Всегда найдется пара светлых голов, которые изыщут пути к изучению своей истории, потом придут к политическим выводам, которые, в конце концов, будут направлены против нас. Поэтому, господа, не вздумайте в оккупированных районах организовывать какие-либо передачи по радио на исторические темы. Нет! В каждой деревне на площади – столб с громкоговорителем, чтобы сообщать новости и развлекать слушателей. Да, развлекать и отвлекать от попыток обретения политических, научных и вообще каких-либо знаний. По радио должно передаваться как можно больше простой, ритмичной и веселой музыки. Она бодрит и повышает трудоспособность».    Увы, как видим, нацистские методы оболванивания населений успешно используются и сегодня… Что касается Православия, то в своих стратегических замыслах руководство Третьего рейха однозначно ориентировалось на уничтожение Русской Православной Церкви.     Со временем предполагалось допустить на захваченные территории «новый класс проповедников», обученных и способных «толковать народу религию», свободную от национальной истории, традиций и культуры.     Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 августа 1941 г., в случае захвата Москвы митрополит Сергий подлежал немедленному аресту.
РПЦ в годы войны.     Рассмотрев вышеизложенное, становится ясным, что эту войну не для красного словца назвали Священной войной. Ведь даже не смотря на годы разгула безбожия, предшествующие войне осознание защиты Отечества именно как священного дела всегда было живо в народе. Но самое главное - гитлеризм не нес никакой «религиозной свободы», а лишь более тонко, чем ведомство товарища Ярославского, готовил окончательное угасание религиозного самосознания народа.     Во время Великой Отечественной, по образцу молитвы, составленной святителем Филаретом Московским во время Отечественной воны 1812 года, была составлено особая молитва, которая ежедневно читалась за Литургией во всех храмах Русской Православной Церкви: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо враги наша собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам Боже, Спасителю наш, и избави нас славы ради имени Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людям Израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте и упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, к Твоему благоутробию припадающия; восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити; имже судил еси положити на брани души свои, тем прости согрешения их, и в день праведного воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление и победа, и спасение всем, уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». Церковь, устами своего Владыки, митрополита Сергия, предупреждала: «Всякий, виновный в измене общенародному делу и перешедший на строну фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана. …Преступление законам отечества, пособничество врагам есть полная измена и самому христианству». Открывались запертые, разграбленные церкви, священники возвращались из лагерей. Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. В числе участников войны: патриарх Пимен (в миру – Извеков, дослужившийся до звания майора!), митрополит Калининский Алексий (Коноплёв - бывший пулеметчик), архимандрит Леонид (Лобачев) руководитель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (бывший старшина и орденоносец), архимандрит Алипий (Воронов – артиллерист) и многие десятки и сотни священников и монахов. В их числе и Новосибирские священники – протоиерей Александр Смолкин, иеромонах Иосиф (Валентин Бирюков) и другие… А в оккупированных городах и селах прихожане слышали в проповедях священников такие слова: «Что вы сидите дома? Почему терпите супостатов? Нужно брать оружие и идти к партизанам».  
Встреча Сталина с митрополитами В связи с упорно распространяемыми в сети интернет спекуляциями, нужно сказать и об отношениях Сталина и РПЦ… Да, 4 сентября 1943 г. митрополиты Сергий, Алексий и Николай были приглашены в Кремль для встречи с Председателем Совнаркома И.В.Сталиным. Состоялась беседа, в которой принял участие и заместитель Главы Правительства В.М.Молотов.     Беседу эту можно назвать в полном смысле этого слова исторической... В тот момент, после десятилетий террора, направленного против Церкви, эта встреча стала, несомненно, прогрессивным шагом, означавчая возможность легального существования Православной Церкви. Церкви был передан особняк, прежде занимаемый Германским посольством (там, в Чистом переулке, до сих пор находится Московская патриархия), церкви был выделен автомобиль, лимиты бензина, паек… Главное – была открыта Троице-Сергиева лавра, семинарии, академия… В конце беседы престарелый, больной митрополит был страшно утомлен... Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание следующую фразу: «Владыко! Это все, что я могу в настоящее время для Вас сделать». И с этими словами простился с иерархами.     Архиерейский Собор, выбравший патриарха, состоялся 4 дня спустя – 8 сентября 1943 года, в нем участвовало 19 архиереев, подавляющее большинство из которых были доставлены в Москву из лагерей и ссылок.
На этом была, по инициативе Советского правительства, был закончен период борьбы с Церковью. Но это не дает право интернет-блоггерам с низкой социальной ответственностью утверждать, что «РПЦ создана Сталиным»! Все с точность «до наоборот»: Сталин был вынужден признать свое моральное поражение в противостоянии с тысячелетней историей Российской государственности и роль Церкви в становлении этой государственности и культуры, в частности – укреплении воинского духа нашего воинства.
О духовных основах победы Русского воина Пожалуй, теперь мы можем поговорить и о самой сути духовных основ нашей Победы в Великой Отечественной войне… Мы теперь ясно видим – это не была «война моторов» (как грезили о ней нашим противники), это была война Священная и движущими силами нашего сопротивления были духовные силы, воспитанные тысячелетним влиянием Церкви. Один из знаменитейших людей Германии, знаменитый «железный канцлер», Отто фон Бисмарк (автор многих политических афоризмов, в частности, как то сказавший: «Не воюйте с Россией - мы все сдохнем, а они в рай попадут…») сказал следующую чекану ю фразу, по-сути, формулу Победы в войне: «Войны выигрывают не генералы. Их выигрывают школьные учителя и приходские священники». Но то, что было очевидно людям 19-го века, приходится вновь растолковывать в 21-м…
Не послушавшись своего великого соотечественника, германцы, все же, начали с нами новую войну и вскоре были поражены её ходом. Начальник главного штаба сухопутных войск вермахта Ф.Гальдер с удивлением: «Следует отметить упорство русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов отказывались сдаваться в плен, взрывали себя вместе с дотами…
«Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41»» - нацарапал штыком в каземате Брестской крепости один из её защитников спустя месяц (!) после начала войны… Откуда столь странные слова? Почему Русского воина можно убить, но нельзя ПОБЕДИТЬ?...
Воздушный таран… Первый из них был совершен уже 22 июня 1941 года нал Брестской крепостью…
За годы войны наши летчики совершили 595 воздушных таранов (не 10, не 100, не 300, не 500, а 595!).  
Воздушные тараны, массово совершаемые нашими летчиками, буквально парализовали волю немцев. «Когда ваш истребитель врезался в мой “мессер”, показалось, что на меня обрушилось небо!" — признавался спасшийся с парашютом пилот». До сих пор снится мне тот удар, просыпаюсь в холодном поту. Найдите мне того летчика, что таранил меня под Киевом23 июля 1943 года. Мы примем его как родного!" — обращался с просьбой к советским ветеранам на послевоенной встрече ас люфтваффе Юган Яров. Подобного массового героизма наши расчетливые противники не демонстрировали. Напротив, например, знаменитый асс Эрик Хартман, в письмах к своей невесте хваставший цифрой в 352 сбитых советских самолетов, однажды, зажатый нашими летчиками в воздушном бою, просто, открыв фонарь своего «мессершмитта», выпрыгнул с парашютом – по-сути, сбежал с поля боя…
За годы Великой Отечественной войны 506 экипажей повторили огненный таран экипажа Н.Ф. Гастелло… …Вспомним кадры из фильма «В бой идут одни старики»: почему герой фильма, бросая свой самолет в скопление вражеских эшелонов, кричи в эфир столь неуместные. Казалось бы, слова: «Будем ЖИТЬ!» -?
Более 400 наших воинов закрыли амбразуры ДОТов своим живым телом, спасая от смертельного огня товарищей. Более 70 из них — до Саши Матросова. Первым, 24 августа 1941 года, политрук 125-го танкового полка Александр Панкратов близ Новгорода.
Алексей Очкин - один из оставшихся в живых матросовцев, спасеНный врачами, дошел до Берлина. После написал автобиографический роман о войне "Амбразура", в котором объяснил, почему его персонаж, лейтенант Алексей Огнев, был вынужден решиться закрыть своим телом амбразуру: «Огонь дота косил подчиненных, друзей! Полягут все, и не возьмут высотки. "Ну, я ж закрою твою пасть, гад!" С этой мыслью он полз к доту с гранатами, был ранен в бедро, нога существовала будто отдельно от тела. Он, скрывшись за кустом, подвязал ее к живой ноге и вновь пополз! Кинул гранату. Тишина... И пошли в атаку его ребята. Но вдруг опять заговорил пулемет, и снова стали падать наши бойцы. "За други своя!" — откуда-то пришли слова в слабеющее тело и — он бросил его на пасть амбразуры, охватив раскаленный подствольник пулемета руками, чтоб удержаться, не соскользнуть вниз. Победное "Ура!" своих орлов он уже не слышал. Подбежавшие к нему санитары еле оторвали обгоревшие руки от остывающего подствольника...» Даже самого героя поразили, как он пишет пришедшие «откуда-то» слова «За други своя»…  
Где истоки столь массового не просто героизма, а САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ?  
…В одном из пронзительнейших стихотворений о войне, Константин Симонов писал: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! - И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси… …По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди….» - что это за странный русский жест – перед смертельным шагом рвать на груди ворот гимнастерки, косоворотки, тельняшки?... Что (что конкретно!) являл русский воин противникам на своей груди? Что столь страшило их и придавало силы ему?...
В последние часы Свой земной жизни, Господь, в Великий Четверг, накануне Своего Распятия, собрав своих учеников на Тайную Вечерю, еще раз говорил с ними о главном – о любви: «…Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.,15,12-13).
И Сам Господь не только призвал нас любить друг друга вплоть до самопожертвования, но и первым исполнил эту Любовь, добровольно взойдя на Крест: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3, 16).
Крестной смертью и Воскресением Господь сразился со смертью и победил её! Отныне, для человека, явившего Любовь, открыта дорога домой - в Царствие Небесное. Но самый короткий и ясный путь туда – уподобление Христу в подвиге самопожертвования - когда Любовь, явленная миру Самим Христом, исполняется Христианином буквально. Нет смерти для того, кто отдал свою жизнь «за други своя». Безсмертен тот, кто умирал, но не сдавался, ибо сказано: «…и Не бойтесь убивающих тело; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…» (Мф., 20,28)
«Бессмертен тот, кто Отечество спас!» - это не просто приличествующий случаю слоган на монументе в память павших за Отечество героев – это живой духовный опыт Русской Православной цивилизации.
(икона «Воинство земное воинство Небесное»)
В чем сила Русских?     Все то, о чем мы с вами говорили сегодня, увы, слишком часто забывается нами самими, но хорошо известно нашим многочисленным «партнерам»… Вот отрывок из статьи, опубликованной 16 сентября 2007г. в газете Санди Таймс ("The Sunday Times"), Великобритания. «Глобальное предупреждение из уст Владимира Путина»:     «История России - это отдельный разговор. История этой страны вообще многое объясняет. Над сибирским городом Красноярском есть холм, который практически стонет под грузом прошлого России, его величия и трагизма.     На полированном граните высечены имена сибиряков, павших в войнах за пределами страны - в Африке, Индокитае, даже Испании 30-х годов, - на которые их посылала советская империя.     Холм будто расцветает, когда в расположенную здесь же Троицкую церковь приезжают свадьбы. Православные обряды - мерцание свечей в теплой полутьме, глубокий голос церковного хора - будто возвращают верующих в атмосферу старой царской России, которую так старались убить большевики. В отличие от них, новое руководство восстановило связи с православной церковью: высшие чиновники во главе с Путиным все приехали на пасхальное богослужение в Храм Христа-Спасителя, при Сталине разрушенный, а сейчас восстановленный.     После церкви молодожены идут возлагать цветы к вечному огню - памятнику павшим в Великой Отечественной войне. На монументе стоит танк сороковых годов, на борту которого написано 'На Берлин!'. Внутри - длинный мраморный мемориал, на котором выбиты фамилии и инициалы погибших. Только здесь и только на букву 'К' - 1590 фамилий. Вот масштаб жертвы, принесенной людьми.
То, что в момент совершения брака люди вспоминают тех, кто пал в бою задолго до того, как они родились, в высшей степени похвально и уместно. И это тоже многое объясняет. Никто не заставляет их это делать, все идет изнутри - но именно эти чувства и именно это гордость объединяет всех, кто живет в России. Именно в этом их сила - а не в ядерной боеголовке и не в бочке с нефтью…» Таким образам, по мнению наших «партнеров», наша сила в том, что мы молимся своему Богу и помним своих героев.
Можно в заключение напомнить слова из предвоенного кинофильма «Александр Невский»: «…Идите и скажите, всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам гости. Но если кто к нам с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!»
Великий князь Александр Ярославович Невский лишь повторил хорошо знакомые ему слова Христа: «Взявший меч, от меча и погибнет» (Мф., 26, 52). Негоже и нам забывать те духовные основы, на которых основана великая сила Русской Православной цивилизации – основа прошедших и залог будущих наших Побед!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: