Конспект урока №29 (5) по курсу «Расти и развиваться здоровыми» 8 класс 23.04.20
Тема: Общение в коллективе. Предотвращение причин, приводящих к применению силы.
Цель: Формирование уважительного отношения обучающихся друг к другу; усвоение некоторых правил бесконфликтного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понимание понятию «конфликт», рассмотреть способы мирного решения конфликтных ситуаций.
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, толерантность, направленность на взаимодействие, сотрудничество.
Оборудование: доска, тетради, ручки, ноутбук, презентация, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Организация начала урока, нэн.
Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.
- Кто сегодня дежурный?
- Все ли присутствуют на уроке?
- Как называется наш урок?
- Какой урок по счету?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели? Молодцы!
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно. Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.
Сообщение темы и цели урока
Тема сегодняшнего урока «Общение в коллективе. Предотвращение причин, приводящих к применению силы».
- Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, люди копят обиды друг на друга, происходят столкновения и дело даже доходит до драк. Становится понятно, что в данном коллективе проблемы. Как же их избежать? Как прекратить бороться с последствиями, которые возникают во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить сегодня.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Не забываем пропускать одну клетку, между записями.
II. Основная часть
Объяснение нового материала
- В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.
Люди хотели развить в себе качества:
- уверенности, решительности — 46 % опрошенных
- выдержки, уравновешенности — 30 %
- целеустремленности, силы воли — 30 %
- терпимости — 12 %
- доброжелательности — 10 %.
А вот окружающим людям все хотели бы добавить:
- доброты, человечности — 50 % опрошенных
- честности, порядочности — 30 %
- взаимопонимания, сочувствия — 22 %
- терпимости — 16 %
- щедрости — 12 %
- Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. То есть каждый желает видеть в других не те качества, которые развивает в себе. Большинство из нас желает быть решительными и уверенными, а от людей ждем доброты и понимания. Наши желания вступают в конфликт. Мы ждем от людей больше чем они могут нам дать, в то же время не стремясь стать к ним мягче и добрее. Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что такое конфликт? (ответы ребят)
Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
В чем же состоит вред конфликтов? (ответы детей)
Учитель: Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 30 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Упражнение «Облака».
Учитель: Я предлагаю вам закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.
Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребёнок пишет обидное слово, сказанное ему. Затем он собирает облака и прикрепляет их на солнышко.
Посмотрим на то, что у нас получилось. «Что может сейчас произойти?». (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)
Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные реакции записываются на доску в две колонки.
1) Я просто отошел в сторону
2) Я сказал, что нельзя обзываться.
3) Я обозвал его в ответ
4) Я хотел ударить обидчика.
5) Я хотел обидеть его
6) Я не хотел больше разговаривать с ним.
Учитель: Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.
Учитель: Гораздо легче разобраться с конфликтом, если понять свои чувства относительно него. А теперь поговорим о том, как же нам справиться с конфликтом на той стадии, когда он еще не привел к негативным чувствам и последствиям.
Один из способов предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Другой способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
Учитель: существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию – вот некоторые из них.
Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.
Просчитай в уме до десяти.
Будь мудрее.
Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.
Физкультминутка
- Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.
Цель: снять статическое напряжение мышц спины.
Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.