Политическая власть: субъекты власти и методы реализации властных полномочий

Типы государств

Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология государств – это их классификация на основе определенных критериев, отражающая логику их исторического развития государств. Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Подходы к типологии государства. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода

2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественно экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое;

2) феодальное;

3) буржуазное;

4) социалистическое.

· Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

· Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

· Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

· Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства;

2) средневековые государства;

3) современные государства.

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства:

В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают:

1) демократические государства;

2) авторитарные государства;

3) тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства делятся на:

1) монархии;

2) 2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:

1) идеологизированные

2) деидеологизированные.

· Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

· Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

 

Политическая власть: субъекты власти и методы реализации властных полномочий

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Именно власть придает политике особую специфику. Поэтому политические отношения часто квалифицируются как политико-властные отношения. Они возникают в ответ на потребность сохранения целостности политического сообщества. Исходя из этого политическая власть - это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и других средств.

Существенными чертами политической власти являются суверенитет, воля, авторитет, принуждение. Суверенитет – это независимое от любых сил и обстоятельств верховенство социального субъекта. Он проявляется в независимости и неделимости политической власти. Независимость власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри политического сообщества. Политическая власть может функционировать только при наличии всех, без исключения, признаков. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который может привести к смене властвующих политических сил.

Структура политической власти проявляется в ее элементах. Элементами политической власти являются:

1. Субъект власти – субъект политики, побуждающий подвластных субъектов к осуществлению действия, соответствующего его воле. Субъект – активная сторона властных отношений. Главное его качество – наличие воли к власти, т.е. способности преодолевать препятствия на пути к власти. Сама власть может быть как целью, так и средством.

2. Объект власти – субъект политики, характеризующийся готовностью к подчинению. Без его участия и способности реализовать волю субъекта властные отношения невозможны. Мотивы подчинения власти зависят от того, какие ресурсы привлекаются для властных отношений. Люди могут подчиняться власти из страха наказания или страха перед общим врагом, от желания к обогащению или из-за стремления к справедливости. Наиболее сильным мотивом подчинения власти является отождествление себя с правителем.

3. Процесс властвования означает способы, механизмы властвования.

4. Средства властного воздействия определяют механизм взаимодействия объекта и субъекта в ходе осуществления первым воли субъекта.

6. Социальные нормы, санкционирующие властные отношения – механизмы регулирования общественной жизни, обеспечивающие соответствие между целями социальных субъектов и средствами их достижения. Норма представляет собой меру допустимого поведения, обеспечивающую единство общества. В любом обществе существуют нормы, предписывающие или допускающие необходимость выполнение людьми воли других людей. По степени регулирования властных отношений социальные нормы делятся на нормы-правила, позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение), и нормы-ожидания, нарушение которых может не вызвать даже замечаний.

Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер. Ее первичными субъектами являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации, субъектами более высокого уровня - политические элиты и лидеры.

Субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Часто стремление к власти связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей, престижа и т. д.

Субъекты политической власти:

1. Социальные общности (классы, народ, социальные группы и слои).

2. Государство.

3. Политические партии и организации.

4. Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления).

5. Групповое и индивидуальное лидерство.

6. Личная власть.

7. Отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, демонстраций.

Функции политической власти, т. е. ее общественное предназначение, состоят в том, что политическая власть есть, во-первых, инструмент поддержания целостности сообщества и, во-вторых — средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых и общих интересов. Другие ее функции (например, руководство, управление, координация, организация, посредничество, мобилизация, контроль и т. п.), имеют по отношению к указанным двум подчиненное значение.

Государственная власть реализуется двумя способами.

1. Основным является реализация через государственное управление - целенаправленное воздействие органов государства на социальные отношения в целом или на отдельные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

2. Второй способ реализации — непосредственная реализация власти источником власти (населением) посредством референдума.

Методы реализации государственной власти разнообразны.

К общим методам осуществления государственной власти традиционно относятся убеждение и принуждение.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека посредством психологических установок, имеющих идейно-нравственное содержание, для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании необходимости совершения тех или иных действий, выполнения целей и задач, обозначенных государством. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных и политических ценностей.

Следует отличать убеждение от простого знания. Убеждения неотделимы от личности, являются частью ее мировоззрения, духовно-нравственной ориентации. Убеждения носят иррациональный характер, знания — рациональный. Следовательно, к ним можно относиться критически, подвергнуть критической оценке. Но как бы ни было убедительно государство, государственная власть не может обойтись без такого метода свой реализации, как принуждение. Особым видом принуждения, применительно к государственной власти, является государственное принуждение.

Государственное принуждение — это психологическое, физическое или иное принудительное воздействие государства (в лице своих уполномоченных органов) на подвластного субъекта с целью заставить его действовать но воле и в интересах государства.

Государственное принуждение — наиболее жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли государства. Государственное принуждение подавляет волю подвластного и ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

Но не стоит забывать, что посредством принуждения, прежде всего, подавляется нежелательное для государства и общества поведение, снимаются противоречия между общими, групповыми и индивидуальными интересами, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

· Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое имеет четкую процедуру применения (процессуальную форму)

· Неправовые формы — это проявление принуждения, не основанного на правовых началах. Есть два варианта: 1) с формальным соблюдением «неправового» закона и 2) полный произвол, т.е. насилие, основанное на силе, а не на праве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: