III Журналистика Австрии в ХХ столетии

Самый крупный и наиболее известный орган – это «Neue Freie Presse». Газета эта основана была в 1864 г. после раскола, происшедшего в редакции старой «Presse». Почти вся редакция отказалась тогда от дальнейшей совместной работы с основавшим «Presse» Цангом, нажившим на газете многомиллионное состояние и потому усвоившим себе манеры маленького, а то и большого, тирана. Ушедшие сотрудники, с главными редакторами – доктором Максом Фридлендером (двоюродным братом Лассаля) и Михаэлем Этьенном – во главе, основали новую газету под именем «Neue Freie Presse», которая вскоре сделалась лейб-органом высших и средних кругов Вены. Литературная сторона дела была обставлена блестяще. Лучшие имена Австрии и Германии появлялись под статьями, помещавшимися в этой газете. Главные отделы поручались людям, пользовавшимся огромным авторитетом в этих областях, благодаря чему публика постепенно привыкла прислушиваться к передовой статье, музыкальной и драматической критике, появлявшейся в этой газете, интересоваться ее фельетоном (достаточно назвать Ауербаха и Шпильгагена в фельетоне, Ганслика и Шнейделя в отделах музыкальной и драматической критики). Она первая заменила почтовые корреспонденции телеграфными: может позволять себе роскошь печатания обширнейших парламентских и судебных отчетов в виде телеграмм, занимающих целые страницы; щеголяет появлением на ее столбцах одновременно с появлением их на столбцах берлинских или парижских газет столь же подробных, а иногда и более подробных отчетов о наиболее крупных событиях, имевших место в Берлине или Париже. Некоторые речи Бисмарка обходились ей в 300–400 гульденов, но она печатала их зато в тот же день, что и в Берлине; а общий расход ее на телеграммы превышает весь бюджет многих газет среднего калибра.

В смысле техническом пошла по стопам «Neue Freie Presse» другая распространенная в Вене газета «Neues Wiener Tageblatt»; но в общем эта газета несколько пожиже своего образца, которому она старается подражать. В виде подзаголовка газета эта носит название: «демократический орган». Но демократического в ней только и есть, что эти два слова. На деле же она отличается огромной дозой вполне добровольного подхалимства и угодливой лести по отношению к «Obere Zehntausend», спеша знакомить своих читателей со всякими «радостными и счастливыми» событиями в жизни аристократии, любовно смакуя подробности этих событий, захлебываясь в восторге от виденных туалетов и обстановки (все эти замечания могут быть, впрочем, отнесены и к «Neue Freie Presse»). Основана была эта газета известным венским журналистом, Морицом Шепсом, прозванным венским Вильмеланом. При нем газета эта пользовалась таким большим влиянием, что и сильные мира сего в области политики и биржи заискивали в нем. Он скоро довел газету до положения крупного органа, который одна акционерная компания сочла для себя выгодным приобрести за 11/2 миллиона. Сам Шепс вскоре после этого основал «Wiener Tageblatt» с той же слащаво-демократической, на самом же деле лишь quasi-демократической программой. Но газета эта довольно бесцветна и бессодержательна и ведет малозаметное существование.

Среднее место между «Neue Freie Presse» и этими газетами занимает «Fremdenblatt».

Газета эта основана была еще в 1848 г. Густавом Гейне, братом поэта. В тяжкие для печати времена газета эта предпочитала туземной австрийской политике политику какой-нибудь Патагонии или Бухары, с которой она знакомила своих читателей, не прощала ни одной ошибки правительству... Мароккского султана и шаха Персидского; зато догадалась пригласить фельетониста, тонко знавшего «le monde où l'on s'amuse» 14, и фельетоны из жизни этого круга, равно как из жизни театральных сфер, талантливо и пикантно составлявшиеся, доставили этой газете обширный круг читателей. Гейне, нажив на своей газете колоссальное состояние, удалился от дела, и газета после множества перипетий сделалась оффициозным органом министерства иностранных дел. Ныне «Fremdenblatt» держится во всем аристократически-гладкого тона и старается сохранить физиономию органа «верхних десяти тысяч», скучновата и нерешительна в жгучих вопросах внешней и внутренней политики, консервативна в вопросах литературы и искусства, но стоит на почве строгой конституциональности и прогрессивных начал; щеголяет иногда изящным во вкусе светских салонов фельетоном.

Своего рода unicum представляет венская «Reichswehr». Оставаясь общеполитической газетой, «Reichswehr» сделал себе специальность из любви к армии, славословие которой способно заставить ее подняться «сизым орлом под облака», хотя во всех остальных вопросах газета ползет terre à terre 18.

Газету эту прозвали поэтому «революционной»; но не только потому, что ее приводит в умиление и способно загипнотизировать дуло револьвера, но и потому, что она прибегает к гипнотическим внушениям при помощи дула револьвера.

«Revolver-Blatt» 19 – это общее в Австрии определение для газет, умеющих получать мзду за замалчивание того, разглашение чего было бы неудобно для отдельных групп или лиц (таким лицам приставляется, фигурально выражаясь, револьвер к груди с требованием выкупа). И в этом-то отношении «Reichswehr» обнаружил в свое время «мужество», к которому вполне применимы слова о «цинизме, доходящем до грации». Когда заменивший графа Бадени на посту министра-президента граф Тун (в 1897 г.) отказался платить этой газете обусловленную сумму, редактор ее, обер-лейтенант Давис, ничтоже сумняшеся, вчинил иск к правительству и представил документы, доказавшие, что за защиту газетой политики правительства последнее обязалось уплатить за 1896 г. 40000 гульденов, за 1897 г. – 130000 гульденов.

Тем же характером отличается и конкурирующая с «Extrablatt» газета «Weltblatt», разница между которыми заключается в том, что первая вращается в орбите либеральной журналистики, вторая – в орбите журналистики реакционной. Указав еще на «Volkszeitung», самый тусклый орган немецко-прогрессивной партии, скромной и в Добродетелях своих и в грехах и отличающейся приличным тоном, да на «Ostdeutsche Rundschau», шумно, резко и задорно выступающей под знаменем радикально-немецкой (пангерманской) партии, мы дали полный перечень всех заметных органов венской журналистики.

Еженедельник «Die Zeit» довольно удачно заменяет отсутствующие в Австрии ежемесячники, помещая довольно обстоятельные статьи авторитетных ученых, политических деятелей и писателей по отвлеченным вопросам, равно как и по вопросам политическо-социальной жизни. Если вопросы текущей политики в Австрии и подвергаются здесь несколько одностороннему освещению, то статьи, посвящаемые жизни других стран, специальным и общим вопросам, справедливо привлекают к себе всеобщее внимание и должны считаться серьезным вкладом в обиход интеллектуальной жизни Вены 20. По стопам «Zeit» старается идти и другой еженедельник «Die Waage», уделяющий главное внимание вопросам литературы и искусства (редактор доктор Лотар, впоследствии – Ценкер). Исключительно последним посвящен орган: «Wiener Rundschau», пропагандирующий «новое направление» в искусстве.

О количестве обращающихся в провинции газет можно судить по тому, что, согласно данным 1897 г. (собранным Э. Ценкером), общее число политических газет достигло 738 (на Вену из этого числа приходилось 19), число же периодических изданий вообще достигло цифры 2523. Распределение этого количества периодических изданий по отдельным областям далеко не равномерно. В Нижней Австрии, например, одна газета приходится на 17750 человек, в Болгарии – на 40000, в Буковине – на 65000, в Галиции – на 118000. В 1890-х годах одна немецкая газета приходилась на 6136 человек; одна итальянская – на 9004; одна чешская – на 13187; одна словинская – на 30171; одна польская – на 31787; одна сербо-хорватская – на 33943; одна русинская – на 135009.

При этом нужно, однако, принять во внимание, что славянские национальности Австрии (кроме чешской) лишь после 1848 г. начинают вообще развивать свою собственную печать, в то время как до тех пор они довольствовались немецкими газетами. Ввиду этого обстоятельства появление за такой короткий срок (исходным моментом нужно считать даже не 1848, а 1862 год, когда вообще начала развиваться газетная деятельность в Австрии) 117 польских, 39 словинских, 23 русинских и 19 сербо-хорватских газет может быть признано даже очень быстрым ростом.

К началу нынешнего столетия рабочая пресса Австрии насчитывала 72 органа, из коих 32 – немецких, 29 – чешских, 7 – польских, 2 – итальянских, 1 – русинский, 1 – словинский. Центральный орган партии «Arbeiter Zeitung», издающийся в Вене, выходит в виде крупного столичного ежедневного органа, отзывающегося на все текущие вопросы, и распространен поэтому только в рабочей среде.

Возникшая, как оппозиция всесильной в Галиции польской шляхте, демократическая организация положила начало газете «Kurjer Lwowski», к которой впоследствии присоединилось «Słowo Polskie», более умеренного, либерально-демократического оттенка. В качестве противовеса тенденциям этих двух распространенных органов, польско-шляхтская партия создала орган: «Przegląd», отстаивавший политику «польского клуба» (станчиков). В общем, к 1897 г. во Львове издавалось 8 политических газет, из коих 5 – консервативных, 1 – либеральная, 1 – радикальная. В Кракове, где долго консервативный «Czas» являлся самым распространенным органом, возникает лишь в 1881 г. либеральная «Reforma», рядом с которой вскоре возникла либеральная же «Nowa Reforma». Демагогический консерватизм в форме антисемитизма получил свое выражение в краковском «Glos Naroda». Социал-демократическая партия имеет здесь свой главный орган «Naprzed», редактируемый известным польским агитатором Дашинским. Кроме этих, издается не только в Кракове и Львове, но и в небольших по населению городских центрах множество менее значительных газет, большей частью еженедельных, представляющих различные оттенки политических партий и служащих органами местных организаций. Особенно много таких газет возникло под влиянием агитации патера Стояловского, создавшего партию «стояловщиков», которая представляет довольно мутную помесь демократизма, вернее, демагогизма с христианским социализмом, не скупящимся на радикальные фразы, но реакционным по существу. Общее число польских газет в Галиции и Буковине составило в 1897г. 161. Из журналов на польском языке нужно отметить «Przegląd polski», отражающий консервативные взгляды польской аристократии, и из­дающийся в Кракове чисто литературный орган «Przegląd literacki». Русинская пресса в Галиции и Буковине, стоя на общей почве борьбы с польским элементом в интересах охранения национально-русинских интересов, в то же время распадается на два крайне враждебных друг другу лагеря, из коих каждый обвиняет своего противника во всех семи смертных грехах.

Младорусинская партия, признающая национальную самостоятельность русинского народа (малороссов) в культурном отношении и имеющая талантливых выразителей этого течения в лице известного писателя и общественного деятеля Ивана Франко и беллетриста Павлюка, проводит свои взгляды и свою программу в газете «Дiло», являющейся самым влиятельным и распространенным органом этой партии. Старорусинская партия, отрицающая культурную самостоятельность русинского народа, видящая в русинском языке лишь диалект великорусского языка, отрицающая даже слово «русинский», которое она желала бы видеть замененным словом «руський», сначала имела своим главным органом «Слово», которое было замещено «Галицкой Русью»; ныне роль руководящего органа досталась «Галичанину», мало напоминающему тип современной европейской газеты своим содержанием и более похожим на мелкую провинциальную газету.

Литературным ежемесячником этой партии служит «Научно-литературный сборник», издаваемый «Галицко-русской матицей». В соответствии с этими разногласиями на почве чисто культурной распределяются и политические симпатии и тяготения обоих этих направлений: все симпатии старорусской партии принадлежат России и «русскому духу» в том виде, в каком его понимают нынешние представители русского славянофильства; младорусинская партия отдает свои симпатии европеизму. Сильным препятствием для развития русинской прессы является малое распространение грамотности среди русинского населения, в применении к которому действующий в Австрии закон об обязательности первоначального обучения остается, ввиду господствующей среди русинского населения нищеты, мертвой буквой. Рядом с русинской и польской прессой в Галиции и Буковине издается еще несколько органов на еврейском и румынском языках.

Нынешняя печать занимается фальсификацией общественного мнения ради партийных или даже более своекорыстных побуждений; она вводит в заблуждение читателей, руководясь при оценке общественных явлений не желанием разъяснить истинный их смысл, а сторонними соображениями; она, в погоне за читательским пятаком, потворствует нездоровым инстинктам массы; забывая свою просветительную миссию, она вечно гонится за сенсацией и подносит эту сенсацию в пикантном виде, чтобы разжечь нездоровое любопытство читателя; готова за деньги замалчивать то, о чем она обязана говорить, как выразительница общественных интересов; зато способна погубить хорошее дело, если ее не расположили теми или иными средствами в пользу этого дела и т.д., и т.д.

Кратко и ясно формулировала недавно все эти обвинения одна возникшая в Вене новая газета («Die Zeit»), которая в своем циркуляре говорит: «В Вене до сих пор существует, можно сказать, только два типа изданий: богатые газеты, живущие подкупом, и честные газеты, умирающие от истощения».

Чем вызвано это положение, являющееся таким тяжким обвинением против печати, совсем не трудно проследить.

Газета является теперь капиталистическим предприятием, для основания которого требуется капитал, редко находящийся в распоряжении действительных профессиональных журналистов, которые, по-видимому, призваны своим горбом доказать справедливость жестокой иронии, заключенной в поговорке: «От работы не будешь богат, а будешь горбат». Венская газета до сих пор сохранила еще традиции «доброго, старого времени», когда газета служила для чтения, а не для просмотра. Передовая статья и фельетон большинства венских газет и теперь еще носят характер публицистических журнальных статей, подвергающих обсуждаемый вопрос тщательному и всестороннему рассмотрению. Венская журналистика сумела привлечь к газетной работе такие крупные таланты, как Шнейдель, Ганслик, Виттман, Гевеши, Давид, Гросс, Герцль, Бар, и воскресные или праздничные номера венских газет дают за ничтожную цену (большинство австрийских газет поступает в розничную продажу по цене в 3 и 4 копейки) такое обилие даже чисто литературного чтения, что такая газета в известной степени заменяет даже журнал и книгу.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: