Гр. (2 курс) ОДБ.05 История Отечества

            Тема «Укрепление международных позиций России»

                                                         План.

1. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах.

2. Роль России в международных организациях.

3. Участие России в борьбе с международным терроризмом.

4. Изменения в характере отношений России с НАТО и ЕС.

 

1. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах.

Основные направления внешней политики Российской Федерации с 1990-х гг.:

1) проблемы европейской безопасности – отношения Россия и НАТО;

2) отношения Россия - США;

3) отношения Россия – страны СНГ;

4) отношения с развивающимися странами – Азии, Африки и Латинской Америки;

1-е направление: Россия – НАТО.

В результате вступления в НАТО Польши, Чехии и Венгрии базы НАТО приблизились к российским границам. Поэтому вопрос сохранения мира в Европе стал важнейшим вопросом отечественной внешней политики.

- в 1996 г. наша Россия вступила в Совет Европы – международную организацию, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы.

- 1997 г. – встреча глав семи крупнейших промышленно развитых стран. Было принято решение о вступлении России в Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

- 1998 г. – Россия вошла в «большую восьмерку»: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония.

- 2002 г. принята Декларация «Отношения Россия – НАТО: для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий России и государств – членов НАТО по вопросам безопасности в Евроатлантическом регионе учреждался Совет Россия – НАТО.

2-е направление: Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение 2/3 числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В.Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом.

3-е направление: На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы.

- 1992 г. – договор о коллективной безопасности стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан);

- 1995 г. был создан Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией (ЕврАзЭС).

- 1997 г. начался политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

- 1997 г. – договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной.

- с помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе.

Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции:

- 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали общие соглашения о создании зоны единого экономического пространства (ЕЭП). Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.

4-е направление: Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами. Ведущую роль здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупнейших государств в мире.

- 1993 г. подписан договор о дружбе и сотрудничестве с Индией, а также заключено соглашение о передаче ей криогенных ракетных двигателей.

- 1994 г. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними.

- 2001 г. подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет, в котором заложены основы для широкого сотрудничества;

- 2003 г. во время визита В.В. Путина в Малайзию был заключен крупный контракт на поставку российских военных истребителей, что серьезно упрочило отношения двух стран;

- развивается сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти,

- развивается сотрудничество с Ираном – по сооружению атомной электростанции, что вызывает резкое недовольство США.

- отношения с Японией развиваются сложно, главным вопросом всех контактов с Россией была и остается проблема Курильских островов.

- Индия - традиционный экономический и политический партнер ом продолжает оставаться Индия, с которой в январе 1993 г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключено соглашение о передаче ей криогенных ракетных двигателей.

Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента В.В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами большинства государств. Заметно возрос в мире авторитет России.

В 2000 г. в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место Россия в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности на земном шаре.

Таким образом, в своей международной политике России стремится: к прочному миру и установлению партнерских отношений со всеми странами, на равноправной основе.

Россия, традиционно и активно участвовавшая в интеграционном взаимодействии, в настоящее время стремится найти свое место в современных интеграционных процессах.

Этого требует ее экономическая безопасность, тенденции развития, как мировой, так и национальной экономики. Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции как одном из путей интеграции в экономику глобальную. Конструктивная вовлеченность в эти процессы - наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу. Российская экономическая школа рассматривает интеграцию как объективный по сути, конфликтно-компромиссный процесс сближения, взаимодействия национальных хозяйств. В то же время при изучении литературы по данной тематике, сталкиваешься с парадоксальным фактом: несмотря на обилие источников по интеграции в СНГ, ЕврАзЭС и в целом по международной экономической интеграции, этот процесс практически не исследуется с позиций интересов именно Российской Федерации. РФ включилась в процессы интеграционного взаимодействия в начале 1990-х гг. в связи с возникновением после распада СССР целого ряда межгосударственных группировок, состоящих из бывших союзных республик. В 1991 г. образовалось Содружество независимых государств (СНГ), в 1999 г. было создано Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС, наконец, в 2003 г. было принято решение о начале формирования Единого экономического пространства (ЕЭП).

Помимо постсоветского пространства, Россия расширяет свою интеграционную деятельность в других направлениях. Развивается экономическое взаимодействие РФ в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наша страна является участником Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где «защитила» свой индивидуальный план действий.

С разной степенью интенсивности и результативности Россия взаимодействует также с некоторыми интеграционными блоками, такими, как ЕС (посредством реализации концепции «четырех общих пространств» с Европейским Союзом), АСЕАН, МЕРКОСУР, ССАГПЗ, СААРК и др., являющимися главным образом внешнеторговыми партнерами нашего государства. Поэтому в интересы России входит создание не «закрытой» структуры на постсоветском пространстве, скорее ей необходимо строить группировки, отвечающие принципам «открытого регионализма» и позволяющие нашей стране более эффективно участвовать в процессах глобализации - мирохозяйственных связях.

 

2. Роль России в международных организациях.

Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России. С уходом в прошлое конфронтации и утверждением многополюсного мира объективно повышается значение механизмов многостороннего взаимодействия. Значимость участия в международных организациях тем более высока, что позволяет в немалой степени компенсировать сужение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР. Ведь в большинстве этих организаций Российская Федерация признана государством - преемником Советского Союза.

Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:

- организации системы ООН;

- специализированные экономические и научно-технические оргфанизации;

- многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения - организации так называемой Бреттон-Вудской системы.

В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях: Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.

Важно сказать, что наша страна не просто состоит в указанных выше организациях, а принимает в их работе самое активное участие. Рассмотрим самые актуальные аспекты данной работы.

В настоящее время Россия принимает активное участие в деятельности ООН, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.

Россия вступила в ряды стран-членов ВТО в 2012 году, и эксперты имеют различное мнение на этот счет. С одной стороны, для российских предприятий созданы благоприятные условия для развития деятельности в странах-членах ВТО, с другой стороны Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.

Россия играет важную роль в ШОС наравне с КНР, поскольку она является очень сильной державой и одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в страны ШОС. Именно Российским лидером была предложена идея о создании Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны – участницы организации. Данный клуб выступает в качестве механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитных стран энергоресурсов, и все страны-участницы ШОС поддержали эту идею. Также Россия, являясь сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывает проекты по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.

Россия играет в СНГ важную роль, поскольку является самым крупным участником объединения, она больше всех остальных стран участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Любые решения по всем направлениям (политическому, экономическому, научному и др.), принимаемые российскими властями, так или иначе сказываются на остальных странах-участницах. Также стоит отметить, что Россия играет важную роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Россия играет важную роль в таможенном союзе, она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны. Организация имеет ассиметричный характер, и это можно проследить по различным показателям. Россия имеет самое большое население (82 %), самую большую территорию (85 %), самый большой ВВП (89 %) и самую большую долю в экспорте (82 %).

Таможенный союз, в котором сейчас действует единое экономическое пространство, перешел на новый уровень, и дал начало существованию новой региональной организации Евразийскому экономическому союзу, действующему с 2015 года. Роль России в данном Союзе, как и во всех предшествующих ему стадиях развития интеграции, очень важна, поскольку она является лидером регионального объединения и имеет самые высокие показатели в различных сферах деятельности. Все решения Российских властей определенным образом сказываются на остальных странах-участницах регионального объединения, но, помимо всего прочего, РФ играет важную роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Россия сотрудничает со Всемирным банком, в 1992 г. Россия присоединилась к МВФ и МБРР, к международной финансовой корпорации и Европейскому банку реконструкции и развития. МВФ и МБРР – ведущие кредиторы России. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил кредиты на сумму 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта. Международная финансовая корпорация играет заметную роль в содействии рыночным реформам (приватизация).

Главная задача Всемирного банка – обеспечение эффективного использования средств, следовательно, получение каждого следующего кредита для России сложнее, так как Всемирный банк помогает странам с временными трудностями в уравновешивании платежного баланса, а Россия рассматривала его кредиты как спасение от экономического и финансового кризиса. ЕБРР кредитует в основном частный сектор. В 1992 г. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

Россия принимает участие в работе Лондонского клуба. Возникает следующий парадокс: в банках, участвующих в Лондонском клубе ведутся счета долгов России, но в тех же банках лежат не меньшие деньги теневого и криминального капитала.

Американская исследовательская компания Pew Research Center провела опрос в 44 странах мира в период с 17 марта по 5 июня 2014 года и рассмотрела в целом, каков баланс отношения к России по состоянию на 2014 год в различных международных организациях. Единственная организация, где Россия на данный момент сохраняет позитивный имидж – это БРИКС, наиболее критическая ситуация наблюдается в Большой семерке.

Итак, в мире определенно существует тенденция к ухудшению восприятия России и надежды на то, что конфронтация с Западом послужит на пользу имиджу страны и укрепит ее влияние на международной арене, в целом не оправдываются.

Однозначное ухудшение имиджа России в большинстве международных организаций может существенно отразиться и на экономике нашей страны, так как принимаемые этими в рамках ООН, G7 и G 20 решения вряд ли будут отвечать российским национальным интересам.

 

3. Участие России в борьбе с международным терроризмом.

На сегодняшний день ни одно государство не защищено в полной мере от угрозы международного терроризма.

События 11 сентября 2001 г. в США, контртеррористическая операция в Чеченской Республике, крупные теракты на территории России (с 1999 по 2005г.), особенно в Москве, Беслане и Нальчике, военные события в Косово, война в Афганистане, Ираке, Сирии и борьба с ИГИЛ все убедительнее демонстрируют: терроризм стал одним из распространенных средств политической борьбы как в мире, так и в Российской Федерации.

Растет количество жертв, погибших или получивших ранения и увечья в результате террористических актов; постоянно увеличивается материальный ущерб от действий террористов. Тем самым многократно актуализируется проблема формирования эффективной политики противодействия терроризму.

Повышение эффективности противодействия терроризму невозможно без систематизации действий и координации усилий общества, правоохранительных органов и органов государственной власти. Все больше к такому пониманию приходят и в Российской Федерации. Это подтверждается и усилением акцентов на теме противодействия терроризму, ежегодно звучащей в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, и поддержкой общества в этом вопросе.

Как отметил В.В. Путин, «справиться с террористической угрозой и помочь миллионам людей, лишившимся дома, можно, только объединив усилия всего мирового сообщества».

В обострившихся международных условиях Россия продолжает энергичное и инициативное участие в международном антитеррористическом сотрудничестве, прежде всего на площадках ООН, ряда других авторитетных многосторонних организаций, а также в двустороннем формате.

Участие России в деятельности ООН продолжается с 24 октября 1945 г. по настоящее время. При этом наше государство, выступив в качестве соинициатора создания данной организации, на протяжении 70 лет в целях обеспечения международного мира и безопасности принимает активное участие в ее деятельности, инициируя эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии.

В частности, российская сторона принимает активное участие в совершенствовании нормативных рамок международного контртерроризма. Так, Россия сыграла определяющую роль в разработке важнейших для актуальных задач антитеррористического сотрудничества резолюций Совета Безопасности ООН 2170(2014) и 2178(2014), нацеленных на пресечение деятельности ИГИЛ и террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» и на борьбу с феноменом «иностранных террористов-боевиков».

Положительным примером международного сотрудничества выступает деятельность БРИКС – группы, объединяющей усилия таких стран, как: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. О значении такого сотрудничества можно судить и по тому, что население стран-участниц составляет 42% всего населения Земли [3]. Одним из направлений совместной деятельности этой организации определена борьба с террористической угрозой, при этом страны-участницы в качестве основы сотрудничества определили необходимость деятельности в соответствии с Уставом ООН.

Особое значение уделяется соблюдению при этом международных норм и уважению суверенных прав и законных интересов каждого государства, что отражено в Уфимской декларации БРИКС от 9 июля 2015 г.

Положительным примером солидарного отпора терроризму является деятельность ШОС, членом которой выступает Россия. Именно страны – члены ШОС были первыми в объединении межгосударственных усилий по противодействию терроризму, выступив в июне 2001 г. с инициативой по формированию региональной антитеррористической структуры (РАТС). Отличительной особенностью деятельности РАТС выступает подтверждение солидарности по ключевым вопросам противодействия терроризму не только в виде деклараций, но и в процессе реализуемых решений. Примечательно, что когда одна из стран-участниц испытывает затруднения в осуществлении программы противодействия терроризму, другие страны в рамках сотрудничества оказывают ей помощь (Capasity Bilding Program).

Советом глав государств – членов ШОС (Уфа, 10 июля 2015 г.) утверждена Программа сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016–2018 гг. По инициативе российской межведомственной делегации 8 апреля 2016 г. Советом РАТС ШОС утвержден Алгоритм совместных действий компетентных органов государств – членов ШОС по противодействию вызовам и угрозам, исходящим от ИГИЛ.

В качестве яркого примера участия России в противодействии финансированию терроризма следует назвать ее активную деятельность в рамках межправительственной организации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – Financial Action Task Force, FATF), основной задачей которой является выработка мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Членами ФАТФ являются 35 юрисдикций и две международные организации. Российская Федерация была принята в ее члены в июне 2003 г. Россия приняла активное участие в исследованиях ФАТФ по выявлению каналов финансовой подпитки ИГИЛ, а также новых источников финансирования терроризма. В 2016 г. впервые за более чем 25-летнюю историю ФАТФ по инициативе России были скорректированы универсальные Стандарты по противодействию финансированию терроризма, которые теперь однозначно ставят под запрет оказание не только финансовой, но и любой материальной поддержки ИГИЛ, в том числе торговлю с ней углеводородами и иными природными ресурсами. По инициативе нашей страны также приняты решения об углубленной проработке вопроса о противодействии финансированию ИГИЛ на всех последующих заседаниях ФАТФ и об обновлении трижды в год информации об источниках и каналах финансово-экономической подпитки ИГИЛ.

Россия активно противодействует терроризму, участвуя в деятельности ОБСЕ. Целесообразность трансформирования политических лозунгов в практическую плоскость международного противодействия терроризму подтверждается принятием Декларации о роли ОБСЕ в противодействии феномену иностранных боевиков-террористов в контексте выполнения резолюций 2170(2014) и 2178(2014) Совета Безопасности ООН.

Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является приоритетной для России региональной площадкой, позволяющей максимально эффективно осуществлять и продвигать конкретные инициативы, направленные на борьбу с терроризмом.

В 2003 г. была создана Специальная группа АТЭС по борьбе с терроризмом, которая в 2013 г. трансформировалась в постоянный механизм АТЭС – Рабочую группу по борьбе с терроризмом (РГБТ).

Таким образом, участие России в различных международных и межгосударственных организациях обеспечивает успешную реализацию политической деятельности государства, направленную на консолидацию международного сообщества в противодействии терроризму в рамках международного сотрудничества. Применение многосторонней дипломатии также способствует реализации долгосрочной стратегии противодействия терроризму.

Нормативное закрепление использования Россией политических инструментов и механизмов дипломатии в области международной деятельности мы наблюдаем в ст.29 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Уполномоченные должностные лица и государственные органы в полной мере используют дипломатию как в целях доведения до мирового сообщества позиции нашего государства по отношению к терроризму, так и для консолидации общих усилий в борьбе с данным явлением. При этом значимая роль в реализации политики противодействия терроризму принадлежит главе государства.

Предложение В. В. Путина о создании широкой антитеррористической коалиции и об участии в ней также является политической формой деятельности государства по противодействию терроризму. Данное предложение было поддержано главой Франции. Как подтверждение этого выступают установление контакта между генштабами, а также взаимодействие соединения ВМФ России, расположенного в восточном Средиземноморье, и французской авианосной ударной группировки ВМС.

Обозначенное Россией политическое противодействие терроризму постепенно получает признание среди ряда стран. Реализованным этапом сотрудничества стало создание информационного центра в Багдаде (Ирак) в целях координации усилий региональных держав в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями, открытого для участия в его работе представителей всех стран, которые заинтересованы в борьбе с терроризмом.

Значительную роль в декларировании и отстаивании позиции по противодействию терроризму играют: участие главы Российского государства в форумах, проведение им различных встреч, выступления на торжественных мероприятиях, интервью отечественным и зарубежным средствам массовой информации, оперативное реагирование на складывающиеся ситуации путем проведения телефонных переговоров с главами государств и др.

Таким образом, можем констатировать, что на современном этапе усилиями одной страны не представляется возможным осуществлять успешную борьбу с терроризмом. Без поддержки населения эта деятельность также не даст устойчивого положительного результата. При этом в России для обеспечения безопасности государства и общества от террористических угроз задействована вся система политических институтов, государственных органов и должностных лиц, используются разнообразные формы их участия в международной и внутригосударственной деятельности в целях противодействия терроризму.

 

4. Изменения в характере отношений России с НАТО и ЕС.

С роспуском Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1991 г. и включением объединенной Германии в НАТО в 1990 г., был поднят вопрос о дальнейшей судьбе Североатлантического альянса. Советский Союз как главный противник Запада перестал существовать, а целью НАТО, в соответствии со ст. 5 Вашингтонского договора 1949 г., стало оказание взаимопомощи в случае нападения и коллективная оборона территории государств-членов. И поэтому возникший вопрос о дальнейшей судьбе Альянса волновал не только его учредителей и участников.

 

В России видели два основных сценария дальнейшей судьбы НАТО. Один предусматривал неизбежную ликвидацию военного блока из-за того, что он не вписывался в новые европейские реалии. Другой исходил из возможности превращения НАТО в основу будущей общеевропейской организации безопасности, но при обязательном условии трансформации блока и включения в его состав России. Оба сценария были приемлемыми для России, но не для западных стран, прежде всего США, которые с окончанием «холодной войны» пытались утвердить свое лидерство. Таким образом реальное развитие НАТО шло по третьему, не отвечавшему российским интересам, сценарию. Альянс начал трансформироваться в политическом и военном аспектах. Он переориентировался на новые (в дополнение к старым) военно-политические задачи. В 1993 г. Организация Североатлантического альянса взяла курс на расширение своего состава за счет наиболее развитых в экономическом и военном плане государств Восточной Европы.

В России с 1993 г. идет активная кампания против расширения НАТО. Москва выдвигала множество причин, почему она негативно настроена против расширения: 1) расширение сохранит блоковый подход, Россия и Альянс будут дальше не доверять друг другу, это создаст новые разделительные линии в Европе. Россия будет вынуждена искать себе новых союзников, в том числе и военных. Ей придется выделять больше средств на оборону, пересмотреть свою военную доктрину; 2) появление стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в НАТО создаст военно-стратегический дисбаланс в пользу расширяемого Альянса. НАТО установит не только свой политический контроль над новыми членами, но в его руках окажется и военная инфраструктура оставшаяся от Организации Варшавского Договора; 3) военная машина НАТО приблизится непосредственно к границам России. Это осложнит взаимоотношения между Россией и НАТО. России нужны будут гарантии безопасности. Предыдущий аргумент взаимосвязан с проблемой адаптации к современным условиям. В частности, это связано с вопросами размещения ядерных сил и постоянных вооруженных сил Альянса на территории новых членов. Кроме того, расширение может привести к изменению обстановки внутри самой России - усилит позиции противников расширения, прежде всего левых.8

В самих странах ЦВЕ антинатовская компания в России лишь усилила настроения в пользу расширения. Обращаясь со своими заявлениями в НАТО, они использовали такой аргумент, как угрозу со стороны нестабильной России.

Западные лидеры оказались в сложном положении. С одной стороны они выступали против новых разделительных линий и ухудшения взаимоотношений с Россией, а с другой НАТО нужно было трансформировать за счет увеличения его состава. Запад отказывался признать за Россией своего рода право вето на счет вопроса расширения, а Россия благодаря договорам, заключенных со странами ЦВЕ в первой половине 90-х гг., лишилась права повлиять на этот процесс. В некоторых политических кругах, в том числе и российских, прозвучал и вопрос о вхождении самой России в состав Организации евроатлантического договора. Он поднимался еще в советский период. В идентичных ответных нотах США, Франции, Англии это советское предложение было обозначено как противоречие самим принципам, на которых блок был построен, и членов которого связывали узы доверия, НАТО не приспособлено для того, чтобы давать России гарантии от угроз из азиатского направления. Как подчеркнул З. Бжезинский: «Трудно себе представить Россию, отвечавшую требованиям НАТО и подчинявшуюся США. С подачей заявления о своем вступлении в НАТО, Россия лишила бы себя возможности возразить против включения в состав Альянса других государств».

России пришлось выбирать из трех возможных вариантов, определяющих ее взаимоотношения с данной организацией на будущее. Во-первых, Россия могла выступить против расширения, отказаться от любых отношений с НАТО. Этот "путь в никуда" означал бы возврат к конфронтации и периоду «холодной войны». Во-вторых, Россия в крайнем случае не возражала бы против расширения и оформила бы документально свои отношения с НАТО. К варианту своеобразной капитуляции подталкивали США, однако вариант был неприемлем для российского общества и властных структур. Третий вариант, по которому Россия решила идти, означал продолжение негативного восприятия Россией процесса расширения и одновременно начало диалога. С его помощью Россия пыталась минимизировать ущерб, нанесенный ей расширением.

Шагом к партнерству должна была стать программа "Партнерство ради мира", официально одобренная Советом НАТО в январе 1994 г. Она была адресована всем государствам, заинтересованным в развитии сотрудничества с НАТО. В России ее восприняли как альтернативу расширения, а на Западе переходной ступенью.

Основа развития сотрудничества между Россией и НАТО была заложена в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже 27 мая 1997 г. В нем нашли свое отражение успехи, достигнутые в деле развития отношений между Россией и НАТО со времени вступления России в новый, созданный в 1991 г., Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. Совет евроатлантического партнерства), и в «Партнерство ради мира» в 1994 г. «Основополагающий акт» является выражением долгосрочного обязательства, принятого на самом высоком политическом уровне, действовать сообща на благо прочного и всеобъемлющего мира на евро-атлантическом пространстве. Совместный постоянный совет был создан в соответствии с «Основополагающим актом» как форум консультаций и сотрудничества, позволив Российской Федерации и НАТО развернуть содержательную программу мероприятий в области безопасности и взаимодействия по вопросам, связанным с оборонной тематикой. Она представляет собой взаимное обязательство содействовать созданию стабильного, безопасного и неразделенного континента на основе партнерства и взаимных интересов.

Однако, несмотря на то, что Основополагающий Акт Россия-НАТО стал шагом вперед в отношениях двух сторон, в последующие годы стало очевидным, что существующее со времен холодной войны недоверие преодолеть оказалось не так уж просто.

Переломным моментом в начавшихся было налаживаться отношениях стали два одновременно произошедших события – "первая волна" расширения НАТО, в которую вошли бывшие сателлиты СССР: Польша, Венгрия и Чехия, а также конфликт в Косово. Россия резко осудила воздушную кампанию стран НАТО в Югославии и приостановила свое членство в СПС. В тот момент казалось, что в отношениях двух сторон окончательно возобладала конфронтационная линия, и оба лагеря начинают новый виток противостояния в лучших традициях "холодной войны".

Однако, новый президент России Владимир Путин пришедший к власти в 2000 г. сразу же заявил, что отношения России и Североатлантического альянса будут возобновлены и будут строиться на прагматической основе. Последовавшие затем террористические атаки 11 сентября 2001г. на США еще больше сблизили эти две стороны, особенно, после того как В.Путин поддержал США в компании, направленной на свержение режима талибов в Афганистане. Был открыт плацдарм для будущего сотрудничества, так как в борьбе с новыми угрозами – терроризмом и распространением оружия массового поражения, НАТО крайне нуждалось в помощи такого крупного мирового игрока как Россия, точно так же как и Москва была заинтересована в развитии отношений с Организацией Североатлантического договора.

Понятие «национальных интересов» вписано в теорию и практику международных отношений. Особенно логичным оно является в сфере внешних отношений государств, поскольку непосредственно увязывается с контекстом их существования. Любая страна имеет свои национальные интересы, которые отражаются и обеспечиваются как политическими, так и экономическими средствами, как во внутренней, так и во внешней сфере деятельности. Осознание национальных интересов – принципиальная задача общества, в первую очередь его элиты. Реализация этих интересов во внешней политике, во внешнеэкономических отношениях – непосредственная задача государства, его властных институтов.

Государственная стратегия во внешнеэкономической сфере фактически представляет собой государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Первым направлением внешнеэкономической деятельности, обеспечивающим стратегические задачи российского государства, считаем соблюдение определенных пространственно-политических ориентаций. Речь идет о выдвижении и соблюдении приоритетов в отношениях с регионами или группами стран. Преимущество отдается отношениям с теми группами стран, от которых в наибольшей степени зависит безопасность России или успешность ее экономического развития. Среди них: страны Европейского Союза, как самая близкая географически, политически и культурно группа развитых в экономическом отношении стран. В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне Председатель Правительства России – Председатель Комиссии Евросоюза (по согласию сторон), встреч старших должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за пределы двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы, включая вопросы безопасности, международного терроризма. Подтверждением чего является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на саммите Россия – Евросоюз в Париже. Стратегии России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите Евросоюза в декабре 1999. Политическое сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой Евросоюза. В сфере внутренних дел и правосудия обе стороны быстро наращивают объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого Евросоюза. Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием грузов. Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный план действий по борьбе с международной организованной преступностью.12

Сложнее обстоит дело с учетом законных интересов России при расширении Евросоюза, включая особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности, перечень которых был передан осенью 1999 руководству Европейского Союза. В отношении Калининграда предстоит решить проблемы транзита, виз, энергоснабжения и рыболовства этого будущего эксклава, окруженного территорией Евросоюза. Евросоюз готов пойти на определенную либерализацию шенгенского режима для России, в том числе для служебных поездок и в отношении резидентов Калининградской области, что было реализовано во время проведения Брюссельского саммита Россия – Евросоюз в ноябре 2002. По итогам саммита было опубликовано совместное заявление России и Европейского Союза «О транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации», в котором предусматривается введение упрощенного транзитного документа, облегчающего транзит пассажиров по территории Литовской Республики. Однако при этом выдвигается встречное условие – подписать двустороннее соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС с территории России, а также расширение сети консульских учреждений Литовской Республики.

На современном этапе Европейский Союз – крупнейший внешнеэкономический партнер России (в особенности торговый партнер – торговля с Евросоюзом для России составляет 35% внешнеторгового оборота). Для России имеет важное значение рынок Евросоюза. Развитию торгово-экономического сотрудничества России и Евросоюза способствует географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давние деловые традиции. Сотрудничество в области ядерной энергетики и торговли товарами ядерного цикла представляет собой развивающееся направление. Речь идет здесь только об использовании ядреной энергии в мирных целях. В состав Евросоюза входит Европейское сообщество по Атомной Энергии (Евратом), которое было призвано в результате своего образования содействовать росту атомной промышленности в странах Евросоюза и составить конкуренцию двум ядерным державам – США и СССР. Сейчас Россия добивается от Евросоюза того, чтобы торговля ядерными материалами осуществлялась в основном на базе общих принципов свободной торговли, предусмотренной для других товаров.

Говоря о проблемах отношений России и Евросоюза то, здесь прослеживается двоякость. Евросоюз и партнер, и конкурент, и в этом вся сложность отношений. Россия вышла на третье место как торговый партнер Европейского союза. 8% торговли Евросоюза приходится теперь на Россию, не говоря о том, что больше 50% нашей торговли - на Евросоюз. Растут капиталовложения иностранные в экономику России, причем на 75-80% это инвестиции, идущие из Европы, из государств-членов Евросоюза, особенно западноевропейских. Развиваются образовательная сфера, культурная сфера, где колоссальные масштабы сотрудничества. Сотрудничество развивается. Все-таки проблемы в большей степени связаны с политикой. Это проблема демократии и прав человека. Но Евросоюз искусственно выдвигает эту проблему на первый план как критерий сотрудничества. Есть еще один вопрос, очень сложный, - это неспособность самого Европейского союза сейчас выработать единую стратегию. Там же идут жесткие споры по поводу того, как строить отношения с Россией, надо ли заключать новые соглашения. Вот это отсутствие единства мнений в Европейском союзе, оно тоже, конечно, препятствует в какой-то степени.

                              Вопросы и задания к теме:

1. Охарактеризовать участие, влияние и значение России в мировых и европейских интеграционных процессах.

2. Раскрыть роль России в международных организациях.

3. Каким образом России принимает участие в борьбе с международным терроризмом?

4. Какие произошли изменения в характере отношений России с НАТО и ЕС? Оцените положительные и отрицательные моменты этих отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: