Новые слова первой темы

Древнерусская литература

Дорогие студенты!

Чтобы помочь вам с чтением и запоминанием текста учебника по древнерусской литературе, я высылаю вам конспекты лекций, список новых слов к каждой лекции, вопросы, выводы.

Кроме этого помещаю ссылки на видеолекции и вопросы к ним (видеолекции есть не по всем темам). Напоминаю, что  тем, которые вы должны освоить, десять.

Сегодня я высылаю материалы по 1, 2, 3 темам.

Ваша задача: прочитать, выучить выводы, уметь определить все новые слова, уметь ответить на вопросы по лекции и по видеолекции (для этого надо ее посмотреть).

По пятницам в 13.30 я буду ждать 1 и 2 группу, с которой занимаюсь древнерусской литературой (еще у вас занятия ведет Ольга Игоревна) в чате ВК и в ZOOM, чтобы обсудить, все ли вам понятно.

Вопросы. Блок 1.

1. Особенности древнерусской литературы

2. Зарождение и формирование литературы в Древней Руси

3. Русское летописание 11-12 вв. Повесть временных лет

4. Ораторская проза

5. Агиографическая литература

6. Слово о полку игореве

7. Героическая тема в русской литературе

8. Литература русского Предвозрождения

9. Основные закономерности литературного процесса на Руси в 16 веке

10. Традиционное и новое в литературе 17 века

Темы даны по учебнику Н.И. Якушина История русской литературы 11-17 веков. М., Русское слово, 2013. С. 11-67. (студенты получили его на руки)

Тема №1. Особенности древнерусской литературы

Древнерусская литература – это литература русского Средневековья, то есть литература 11-17 веков. Она была общей для русских, белорусов и украинцев. Только с 14 века наметились различия между тремя восточнославянскими народностями и языками, то есть между русскими, белорусами и украинцами.

Литературу 11-12 веков называют литературой Киевской Руси, потому что культурным и политическим центром в это время был Киев.

В 13-14 веке Киев пал под ударами татаро-монгольских орд, государство лишилось независимости, литература утратила свое единство, появились областные литературные школы – в Чернигове, Рязани, Владимире, Суздали.

С 15 века появляется тенденция к объединению, а с 16 века возникает новый культурный центр - Москва, поэтому литературу 16-17 веков называют литературой Московского государства.

Древнерусская литература не знала понятие «автор», «авторское право» и «канонический текст». Тексты переписывались, поправлялись, возникали новые редакции. Средневековый книжник мог переделывать текст, вставлять в него новые эпизоды или сокращать его. Авторского права не существовало. Не было и «канонического текста», то есть текста, который нельзя было бы изменять. Теперь чтобы установить средневекового автора, время создания текста, его первоисточник, нужно много анализировать и изучать варианты, особенности языка. Это делают текстологи. А наука об этом называется текстология.

Литература Древней Руси базировалась на системе религиозных представлений. Метод познания мира был религиозно-символическим. Мир в сознании представлялся двойным: с одной стороны, это реальная земная жизнь человека, та жизнь, которую можно познать с помощью житейского опыта, а с другой – «горний» мир, он открывается не всем, а угодным Богу, избранным.

Все, что происходит на земле, – проявление Божественной воли. Например, если на небе появилась звезда, лучи которой красные (кровавые), это значит, что Бог посылает предупреждение о тяжелых испытаниях в боях.

Или затмение, которое видит Игорь, герой «Слова о полку Игореве», - это знак, символ, понимаемый как плохое предзнаменование, предупреждение.

У древнерусской литературы особый историзм, то есть она и отражает реальность и преобразует (искажает) ее одновременно. Это значит, что в ней смешивается реальный факт и вымысел. Например, в «Повести временных лет» рассказывается, как Ольга поехала креститься к императору Константину (это было), как император захотел на ней жениться (этого не было), как Ольга обманула императора («переклюкала»), сказав, что не может стать женой христианина, пока является язычницей. А после того, как император крестил ее, сказала, что теперь не может быть его женой, потому что она крестная дочь теперь, а отцы и дочери не женятся.

Зачем так рассказана история? Ведь такого не было? Император Константин был женат, Ольга была уже немолода. Так рассказано в летописи, чтобы подчеркнуть, что Ольга очень умная, смогла добиться того, чего хотела – независимой от Византии позиции для своего государства.

В Древнерусской литературе важны темы духовности, все предметное – не важно.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев изучал русское Средневековье и предложил понятие «литературный этикет», правила, по которым писались произведения Древней Руси. В этой литературе много «общих мест», узнаваемого (а не новаторского). Описывая подвиг воина, автор пишет о том, как он молился перед боем. Описывая жизнь святого – как он родился, какие чудеса совершал. Древнерусские писатели не учились риторике, до 17 века не было записанных правил, как надо писать. Они знали, как надо, потому что читали много текстов, копировали их, понимали «этикет» из практики чтения, а не из учебников по риторике.

Для древнерусской литературы характерна своя система жанров. Кроме того существовало две системы жанров: литературно-книжная и фольклорная. Например, жития, летописи, хождения – книжные жанры, а плач – фольклорный.

Каждый литературно-книжный жанр обслуживал свою сферу жизни. Летописи фиксировали исторический ход событий. Ратные подвиги изображались в воинских повестях. Дипломатические цели обслуживали жанры путешествий (паломничеств).

Для каждого  жанра существовал свой канон (образец, схема). Например, для агиографического жанра (жития, истории жизни святого) характерна трехчастная композиция: 1)риторическое вступление, 2) биография, 3) похвала святому. Похвала и вступление образуют «риторическую мантию» жития.

Древнерусская литература оказала влияние на литературу нового времени. Очерки и путешествия, роман и мемуары, сатира и ода – все они уходят своими корнями к хождениям, житиям, риторическому слову, сатирическим жанрам 17 века.

Новые слова первой темы

Слова, которые надо знать, запомнить, уметь объяснить, что они значат

Средневековье, Киевская Русь, духовный центр, Москва, авторское право, канонический текст, текстолог (и текстология), религиозно-символический метод познания действительности (мира), факт и вымысел, литературный этикет, жанр, канон, мантия, риторическая.

Вопросы, на которые надо уметь ответить по первой теме:

Какие хронологические рамки (в каких веках была) у древнерусской литературы?

Для каких трех народностей древнерусская литература была общей до 14 века?

Почему литературу 11-12 веков называют литературой Киевской Руси?

Что случилось в 13-14 веке, почему литература Киевской Руси утратила единство?

С какого века начинается литература, объединенная духовным и политическим центром Москвой?

Что такое «канонический текст», «авторское право», «текстология»?

Приведите пример религиозно-символического видения мира (затмение в «Слове о полку Игореве»)

Как соотносится в «Повести временных лет» правда и вымысел?

Кто автор термина «литературный этикет», что он означает?

Что такое «общие места» в памятниках литературы 11-17 веков?

Что такое жанровый канон жития? Сколько там частей? Что такое «мантия жития»?

Как древнерусская литература связана с литературой нового времени?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: