Методика ознакомления учащихся со смыслом деления с остатком. С каким правилом знакомятся учащиеся в этот период? Каким образом?

При ознакомлении учащихся с темой «Деление с остатком», начинают с объяснения смысла деления с остатком. Для этого нужно взять задачу на деление по содержанию, к ней составляют схему и запись. Например:

7:2=
Нужно узнать, сколько раз по 2 содержится в 7?

 

 


Глядя на схему, становится понятно, что в 7 содержится 3 раза по 2 и остается еще 1. Решение можно записать в строчку, либо в столбик.
7:2=3 (ост.1) или 7  2

                            - 6  3
                               1

Дети впервые сталкиваются с тем, что число разделилось не целиком, а с остатком. Поэтому получаем в ответе два числа: частное и остаток.

Рассмотрим, как данная тема вводится в различных программах:

М3М ч.2 стр.26


М4 И ч.1 стр.38-39

М3А ч.1 стр. 37

М4Ч ч.1 стр.51

Вывод: в учебнике Моро дается подробная теория, используются схемы. По программе Истоминой данная тема вводится через обсуждение ответов Маши и Миши, также как и у Моро используются схемы. В учебнике Аргинской сначала детям предлагается задача, а затем говорят, что для ее решения нужно познакомиться с такой темой, как «Деление с остатком». У Чекина понятие остатка также дается через задачу.

После знакомства с новой темой, будем давать учащимся упражнения на закрепление материала, но на первых уроках эти упражнения необходимо выполнять с составлением схемы, так как дети еще не могут найти значение выражения по алгоритму. Упражнения на закрепление деления с остатком бывают следующих видов:

1. По рисунку составь запись:
    М4И ч.1 стр.40 

    (5:2 = 2 (ост.1))

                                                                        

2. По записи составь рисунок:

 М3М ч.2 стр.26

М3М ч.2 стр.27
М4И ч.1 стр.40

3. Установите соответствие между несколькими записями и несколькими рисунками: 

                                                                      
                 9:2= 4 (ост.1)             7:4= 1 (ост.3)                     8:3=2 (ост.2)

4. Исправь ошибку в записи, чтобы она соответствовала рисунку:

13:3 = 4 (ост.2)

 

5. Исправь ошибку в рисунке, чтобы он соответствовал записи:

9:5 = 1 (ост.4)

6. Закончи рисунок по этой записи:

7:2=3 (ост.1)

7. Закончи запись по этому рисунку:

5:3 = 

Затем эмпирическим путем выводят правило, которое звучит так: «При делении остаток всегда меньше делителя». Его не дают учащимся в готовом виде.

Но для доказательства этого правила предлагаем детям выполнить задания. Находить значения выражений они опять будут с помощью схем в тетради или геометрических фигур, выложенных на парте.
Сначала даем выражения, в которых число делят на 2, обращаем внимание на то, что остаток при делении на 2 всегда будет равен либо 0, либо 1. Затем предлагаем выражения, где делителем будет число 3, видим, что остаток всегда будет меньше 3 (0,1,2). И аналогично делим на 4, вновь убеждаясь, что остаток будет равен числу от 0 до 3, то есть меньше 4.

После проведенной работы, приходим к следующему выводу: «Остаток всегда меньше делителя».

Затем даем задания на закрепление этого правила. Задаем детям вопросы: какие остатки могут получиться при делении на 5, 6, 7, 8, 9? Может ли при делении на 5 получиться остаток 7?

Это правило дается во всех программах:

М3М ч.2 стр.27

М4И ч.1 стр.40

М3А ч.1 стр.47
М4Ч ч.1 стр.56

Вывод: по всем программам, кроме Чекина, правило вводится через задания. Автор каждого учебника, за исключением Аргинской, оформляет правило в рамку, как бы сам, делая этот вывод. Аргинская же преподносит его в виде вопроса.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: