Почему организация международной торговли так выгодна

Природные ресурсы в мире распределены в различном соотношении между государствами, что и стало первейшей причиной для появления международной торговли. Например, на территории одной из стран ведется добыча хрома, а на территории другой – нефти. Обе страны нуждаются, как в бензине, так и в хромированной стали для изготовления деталей для транспортных средств. Выход - торговля между этими странами хромом и бензином.

Экспорт – продажа, вывоз на территории других стран товаров, которые были произведены различными отраслями национальной экономики.

Импорт – покупка, ввоз в одно из государств товаров, изготовленных на территориях других стран.

Абсолютное преимущество – это принцип экономики, основанный на различиях одной страны перед другими в том, сколько производится затрат на создание идентичных продуктов.

В качестве примера возьмем затраты России и Украины при выращивании сахарной свеклы и льна. Разная почва и климат этих стран делает различной и объемы выращенного продукта. Если в Украине меньше урожай льна, то в России меньше урожай сахарной свеклы. Обе страны выиграют от того, что, специализируясь на своем продукте, будут обмениваться им друг с другом. Сельскохозяйственные земли в этом случае будут максимально эффективно использованы.

Поэтому Россия еще во времена СССР выращивала лен и продавала в Украину ткани изо льна, а Украина поставляла в Россию сахар, полученный путем переработки сахарной свеклы. На языке экономики такую международную специализацию торговли и производства называют принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества – это, когда выигрышная позиция государства заключается в специализации на производстве конкретных товаров, изготавливаемых или выращиваемых с наименьшими расходами, чем в других странах.

Такая специализация, в основе которой лежит принцип абсолютного преимущества, приводит к наиболее эффективному использованию ресурсов планеты. В результате возникает мировое хозяйство, обеспечивающее производство того или иного товара странами, которые могут потратить минимум ресурсов. Большое внимание уделяют международные организации и правительства государств развитию международной торговли.

Неравномерное распределение природных ресурсов и основа принципа абсолютного преимущества не дают полной картины понимания международной торговли. И это для экономики, как науки, было понятно еще в начале XIX века при завершении начального процесса индустриализации. Появились страны-лидеры, у которых производственные затраты на товары самых разных отраслей были гораздо ниже, чем в других странах.

Используя принцип абсолютного преимущества, лидирующие страны должны были прекратить поставки продукции менее развитым странам, но этого не произошло.

В Англии экономист и великий ученый Давид Рикардо (годы жизни 1772-1823) приоткрыл завесу тайн международной торговли и смог разглядеть в процессе развития внешней экономики принцип относительного преимущества.

Принцип относительного преимущества – выгода любого государства, которая заключается в экспорте тех товаров, стоимость выбора которых гораздо ниже, чем в других государствах, то есть государству есть смысл специализированно производить товары, расширенный выпуск которых связан с наименьшей стоимостью выбора, чем в государствах, где будут продавать эти товары.

Никто не проводит таких расчетов в реальной практике коммерческих отношений. Заменой расчетам служит анализ соотношения цены на национальном и зарубежном рынках. Такое соотношение при наличии других одинаковых условий отвечает различиям в относительной производительности товаров.

Существует официальная классификация услуг международной торговли, согласно которой услуги делятся по группам:

- Услуги торговли в розницу и оптом, услуги ресторанов и гостиниц, туристических баз и кемпингов;

- Строительные и коммунальные услуги;

-Транспортные услуги, услуги финансового посредничества, услуги связи и хранения;

-Оборонные и социальные услуги;

- Услуги в сфере образования, здравоохранения и общественных работ.

В Генеральном соглашении о торговле услугами выделяют следующие способы международных поставок услуг:

1) Трансграничная поставка – оказание услуги из одного государства в другое, т.е. услуга предоставляется физическому или юридическому лицу страны из-за границы. В данном случае это могут быть международные транспортные услуги, услуги посредством почты или телекоммуникаций.

Услуга может быть облачена в экспортируемый товар, например, записана на диск, изображена в инженерных чертежах и т.д.

2) Потребление за рубежом – оказание услуги на территории одного государства потребителю, находящемуся в другом государстве, например, услуга по выполнению ремонтных работ судов одного государства на территории другого, услуги медицинской помощи иностранному гражданину.

3) Коммерческое присутствие – оказание услуг из одного государства за счет коммерческого присутствия на территории другого, т.е. предоставление услуги через представительство зарубежной компании исполнителя. Например, любая услуга банка может быть оказана через филиал банка, находящего в другой стране.

4) Присутствие физических лиц - оказание услуги за счет присутствия физических лиц государства-исполнителя на территории любого другого. Такой способ оказания услуг рассчитан на постоянное передвижение физического лица из одной страны в другую, например, специалист из иностранного государства стабильно дает консультации на территории другого или сотрудник компании может быть командирован для предоставления услуги за рубежом, ТО и оказания ремонта оборудования, купленного в другой стране и т.д.

Для оказания услуги можно использовать сразу несколько способов. Так, услугу консультации можно предоставить лично через представителя компании, а можно через Интернет. Есть государства, которые ограничивают въезд физическим лицам, в этом случает оказать услугу можно посредством телекоммуникации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: