Что же роднит музыку с литературой?

Тема. Проверка языковых знаний, умений, навыков.

Пишем на лист, где отдельном  листочке

                                      16 апреля

                                 Языковая тема

                             Имя прилагательное

(1,2,3 задания - выбираем только варианты правильных ответов, не переписывать)

Образец:

А, в, е.

Укажи имена существительные одушевленные. (2б.)

А) Олег             д) меркнет

Б) чуткий         е) журавль

В) морковь      ж) дети

Г) санаторий    з) березы

Укажи глаголы единственного числа.(2б.)

А) проехал            г) спасаются

Б) откусит            д) поспеет

В) прислушались е) заросло

Выбери имена прилагательные во множественном числе.(2б.)

А) яблочное     г) чудесный

Б) кислые        д) сладкие

В) волшебные е) свежие

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу. (3б.)

Н..ступила в..сна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит к..пель. Журч..т в..сёлые ручьи. Уже заз..ленела тра..ка.

Списать, вставить пропущенные буквы, подписать части речи.(3б.)

     Настали теплые д..ньки. Зеленая л..ства укрыла д..ревья. На з..мле соч..ная тра..ка. В л..су цв..тут душ..стые ландыш...

Музыкальное искусство

Тема: Соотношение литературной программы и музыкальной истории. Глинка – увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Чичков «Музыкант – турист».

Ход урока:

Основоположником русской классической музыки является М.И. Глинка, с творчеством которого мы сегодня будем знакомиться.

Многие композиторы сочиняя музыкальные истории, вдохновляются и опираются на литературные произведения. Но в далёкие времена на Руси существовали только народные произведения. Это трудовые и хороводные песни, былины, песни шуточные и плясовые.

В X веке в Русское государство из Византии приходит церковное хоровое пение.

К XVIII веке начинает создаваться светская музыка. Появляются первые оперы. Балеты, произведения для скрипки и фортепиано. Они исполнялись в музыкальных театрах.

Темы опер и балетов были самыми разными – героическими, лирическими, шуточными.

Первым композитором, поднявшим русскую музыку на мировой уровень, был Михаил Иванович Глинка.

Детство композитора прошло в деревне, где он часто слышал народные песни. Затем в Санкт-Петербурге Глинка обучался мастерству композиции. Не прошли бесследно и годы его путешествия по Италии – родине оперы.

Позже Глинка сочиняет две оперы, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», прославившие русскую музыку, ставшие настоящей классикой. В этих произведениях соединились красота родных русских напевов и композиторское мастерство великого музыканта.

 

За основу своего произведения Глинка взял одноимённую поэму великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина.

Послушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». https://ok.ru/video/2335728931221

По характеру музыки постарайтесь определить, каким ожидается конец оперы – печальным или радостным.

Что же роднит музыку с литературой?

Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

Литературную программу имеют многие инструментальные произведения. Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

Единым стержнем этих искусств является интонация.

Вспомним, что такое интонация. И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволно­ванные, торжественные, ве­личественные - мы слышим и в разговорной, и в литератур­ной, и в музыкальной речи.

Благодаря выразительно­сти музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

Исполнение песни Чичков «Музыкант - турист» https://youtu.be/WCBrLFiQ90c

Итог урока. Как развивалось музыкальное искусство в России?

С какой оперой М. Глинки познакомились?

Как связана музыка и литература?

Домашнее задание. Выучить песню Чичкова «Музыкант –турист».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: