Диалектико-материалистическая философия марксизма

После немецкой классической философии — диалектического идеализма и метафизического материализма — потребовался синтез диалектики и материализма. Такой синтез в виде диалектического материализма и бы осуществлен К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они совместно создали оригинальную социальную философию с качественно новой методологией социально-гуманитарного познания и преобразования общества. Они создали философию как развивающуюся и постоянно усложняющуюся систему взглядов на мир и общество.

Суть марксистской философии не только в разработке принципов материалистической диалектики, но и в принципиально новом подходе к определению статуса философии в духовной культуре человечества. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» написал, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». По Марксу, разумное человечество должно жить разумно, должно выйти из-под жесткого контроля природных сил. Разумен только человек, и его борьба против неразумной действительности должна стать борьбой с общественными системами и государственными структурами, которые реально противодействуют интересам большинства населения. Поэтому Маркс рассматривал философию, как философию действия, призванную помочь переустройству мира.

Маркс и Энгельс не раз заявляли о том, что «материализм не означает ничего иного, как понимание мира таким, какой он есть на самом деле», а это и означает, что и рассматривать его надо в саморазвитии, т. е. диалектиктически.

Специфика марксистского философского учения состоит в том, что создатели распространяли его принципы и на общество. Они доказывали. Что только в органическом единстве, взаимовлиянии материализм и диалектика становятся действительно всеобщими, охватывающими все сферы земного бытия: природу, общество и человека. Материалистическая диалектика служила всеобщей теорией движения, развития, обобщающей соответствующие специальные теории в биологии, медицине, астрофизике, геологии, социологии и др. науках. Энгельс считал, что материалистическая диалектика является единственным методом мышления, которая соответствует теперешней стадии развития естествознания.

Разработанный Марксом и Энгельсом диалектический метод исследования общественных связей и отношений принципиально отличается от всех предшествующих философских систем. Во-первых, было достигнуто органическое единение материализма и диалектики. Во-вторых, впервые идеи материализма были распространены на осмысление процессов, происходящих в общественной жизни. В- третьих, преодолена созерцательность, присущая всем философским системам. И в-четвертых, сама философия впервые стала рассматриваться как нечто незавершенное и подлежащее совершенствованию. Все это определило предмет новой философии с более четкими функциями: мировоззренческой, методологической и аксиологической.

Энгельс считал, что это вообще уже не философия, а мировоззрение.

Диалектический материализм, порвав с идеализмом, теряет связь и со старым материализмом и заново, диалектико-материалистически формирует новый предмет философии и всю ее проблематику. Предметов марксистской философии становятся универсальные законы диалектики, которые трактуются как особые сущностные отношения, характеризующие процессы и явления, происходящие в природе, общественной жизни, а так же в человеческом мышлении. Маркс и Энгельс характеризовали движение и развитие как всеобщий процесс, совершающийся по законам диалектики.

Суть марксистского материализма состоит не в простом утверждении, что все в мире — это лишь материя. Его суть в новом философском ее определении: «Материя как таковая — это чистое создание мысли и абстракция. Материя как таковая,..., не является, таким образом, чем-то чувственно существующим».

Маркс и Энгельс высоко ценили гегелевскую диалектику, т. к. в ней были осознаны и выражены всеобщие фирмы диалектического развития.

Основные законы диалектики характеризуют сам процесс развития, в ходе которого внутренние противоречия приводя к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление развития — прогрессивное,о простого к сложному.

Марксистская философия стала учением, обладающим диалектическим методом постижения и развития общественной жизни: не только объяснением и оценкой общественной практики, как прежде, а самой творческой преобразовательной пракикой. Проходя различные стадии формирования, диалектический метод не мог достигнуть высшей ступени без перехода от первоначальных разрозненных догадок и предположений к стройной системе научных взглядов на мир. Только восстав против всяких попыток сведения развития к плоскому эволюционизму, он указывает путь к бесконечному улучшению вещей и явлений с перспективой выхода за пределы канонизированного качества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: