Основные характеристики позитивизма, аналитической философии и прагматизма

 

Позитивизм - (с лат. «положительный») − философское направление, цель которого−освободить философию от мнимых (нереализуемых) проблем и тем сблизить ее с реальной жизнью, сузив ее функции до наставницы-помощницы науки. Основателем позитивизма считается французский философ О.Конт, а большинство - англичане, ученые Оксофорда и Кембриджа Б.Рассел, Дж. Мур, А.Айер, К.Поппер и др. Они утверждали, что философия, размышляющая над трансцендентными, недоступными опытной проверке проблемами, должна «сойти со сцены». Вопросы о предельных «почему?», и «что?» следует заменить вопросом «как?».

В науке следует руководствоваться другими принципам – верификации и фальсификации. Верификация – сведение сложных высказываний к «проткольным» - доступным опытной проверке (К.Поппер). Т. о. все гипотезы и теории, которые в принципе нельзя проверить, например марксизм и фрейдизм, должны быть выдворены за границы научности. («Студенты гр. ниже 180 см» можно свести к проверяемым – измерив каждого студента. Сферичность Земли у Аристотеля). Развитие науки определяет принцип фальсифиции - опровержения старых теорий новыми фактами. Суть его в следующем: поскольку безошибочных теорий не бывает (каждая теория содержит ошибки (принцип фаллибилизма - с англ – ошибка), то принципиально непроверяемые, т.е. метафизические теории должны быть отброшены, а из оставшихся научных гипотез выбрать ту, которая содержат наименьшее число ошибок.

Генератором развития науки является сбор новых фактов, опровергающих старые теоретические принципы. Общая модель научного познания выглядит следующим образом:

1) постановка проблемы, обусловленная открытием новых фактов;

2) выдвижение новых гипотез и выбор из них наиболее перспективной;

3) построение новой теории.

Это метод называют гипотетико-дедуктивным.

Позитивизм утверждает примат науки:

а) нам известно лишь то, что сообщают науки;

б) единственный метод познания — естественно-научный метод.

2. Метод естественных наук работает не только при изучении природы, но и общества.

3. Наука - единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество.

4. Для позитивизма характерна некритическая, часто поспешная и поверхностная вера в постоянный беспрепятственный рост науки.

 

Аналитическая философияэто философствование по-

средством детального анализа используемой логики и языка. Ло-

гика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему,

в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два глав-

ных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математи-

ки в начале XX в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожидан-

но математики стали все чаще встречаться с различного рода па-

радоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими за-

труднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеж-

дение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики.

Но что входит в основания математики? Логика и некоторый ис-

кусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты

в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фре

ге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно рез-

ко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия

устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье иде-

ализма в английских университетах начала XX века. Для анг-

лийских философов, вспомните Локка, всегда был характерен эм-

пиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Мож-

но даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы

и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возоб-

ладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было

признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное по-

ложение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные

впечатления и слова, которые необходимы для отображения

всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со стремле-

нием к ясной философии. Ясность философии связывалась преж-

де всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств

в истинности языковых описаний внешних для человека фактов

может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия

должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фак-

тах. Сравните выражения: ≪У меня острая зубная боль≫ и ≪На

улице идет дождь≫. Только второе выражение является общезна-

чимым. Отметим также, что англичанин Джон Мур и австриец

Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр фило-

софского анализа не искусственные языки математики и логи-

ки, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.

Совр. позитивисты, представители т.наз. «аналитической философии» главное внимание уделяют анализу языка, расшифровке смыслов слов - описанию фактов, дескрипции. Цель здесь – «терапевтическая» - уберечь науку от языковой путаницы, так как истина – это не соответствие реальности, а соглашение между учеными.

Выдающуюся роль в изучения языка сыграл австриец Л. Витгенштейн. Он показал, что смысл слов определяется не столько презентацией (представленностью, объектов), сколько их употреблением в коммуникации. Контексты, принятые людьми, (в науке - ученой элитой) соглашения, «языковые игры», определяют и знание и бытие: «Представить себе какой-нибудь язык – значит, представить некоторую форму жизни». Главный недостаток аналитиков – игнорирование проблемы соответствия высказываний реальности.

- Прагматизм (прагма-действие) разрабатывали представители «деловой нации», американские философы Ч.Пирс,У.Джемс, Джон Дьюи.

Как и «позитивисты», «прагматики» отвергли «метафизические горизонты», сосредоточив внимание на доказательности философии. Как и «философы жизни», они сблизили философию с реальностью, с насущными, прежде всего, материальными потребностями людей.

В отличие от традиции основатели прагматизма утверждали, что:

1) истина состоит не в соответствии знаний вещам, а в их полезности, в успехе и эффективности,

 2)добро -все, что повышает благосостояние народа,3) равенство – равномерное распределение доходов и т.п.

Прагматизм – метод философствования, предназначенный для устранения из философии и науки не подтверждаемых опытом гипотез и допущений.

Философские споры возникают из-за различного понимания одних и тех же понятии. Для прекращения споров нужен новый метод определения значений понятий – метод прагматизма.

Определение принципа прагматизма. Значение понятия раскрывается в тех способах действия, которые оно вызывает в нас при согласии с его истинностью. "Чтобы установить значение понятия, необходимо предположить его истинность и рассмотреть те практические следствия, которые могли бы следовать из него; полный смысл данного понятия равен их сумме"

Как работает принцип прагматизма: "Сказать, что некоторое тело тяжелое, означает сказать, что при отсутствии противоположной силы оно начнет падать. Это падение (опуская его конкретные характеристики, присутствующие в голове мыслящего это понятие физика) со всей очевидностью составляет полное понятие веса" (там же).

Принцип прагматизма служит:

• определением – методом задания значения абстрактных идей и знаков;

• индукцией – методом испытания гипотез (научных понятий, чья истинность еще твердо не установлена) и тем самым доказательства их истинности и ложности;

• абдукцией – методом "быстрого избавления от всех существенно неясных идей", то есть методом выбора лучшей гипотезы, сравнимого с "бритвой Оккама", "принципом экономии Маха".

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: