Этапы и методы исследования

Глава 2. Программа эмпирического исследования

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе исследования была сформирована выборка, определены методики, подготовлены бланки для диагностики, определено время и место диагностики.

На втором этапе проводились опрос и диагностика учеников. Исследовались индивидуально-психологические особенности личности, межличностные отношения и конфликты в соответствии с выбранными методиками. Таким образом, получились качественные и количественные показатели индивидуальных характеристик респондентов. Результаты были занесены в общую таблицу – матрицу данных.

На третьем этапе был проведен количественный и качественный анализ полученных данных. Для обработки экспериментальных данных использовался пакет прикладных программ математической обработки данных SPSS 21.0, а в самой программе были использованы следующие статистические методы: метод проверки на нормальность распределения Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ Спирмена, непараметрический критерий сравнения U-Манна-Уитни. Основой определения исследовательских техник в работе послужило соответствие эмпирического и методологического обеспечения.

Описание выборки. В исследовании приняли участие ученики 4 классов в количестве 99 человек, 59 девочек, 40 мальчиков. Возраст испытуемых – от 10-х до 12 лет (средний возраст 11 лет).

 

 


При проведении эмпирического исследования использовались опросные методы и математико - статистические методы.

В исследовании использовались следующие методики:

1. Личностный опросник Кеттел-Ясюкова (3-6 класс).

2. Модульный социотест Анцупова.

3. Методика изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах (социометрия) автор Дж. Морено.

 

Характеристика методик:

1. Личностный опросник Кеттел-Ясюкова (3-6 класс).

2. Модульный социотест Анцупова.

Методика диагностики межличностных конфликтов в группе имеет модульную структуру, включающую две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал. Два первых базовых модуля позволяют оценить отношение к ним со стороны каждого из одноклассников. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения в группе. Кроме того, два базовых модуля позволяют количественно оценить такую важную характеристику конфликтов, как их интенсивность, острота.

Под напряженностью в межличностных отношениях Анцупов А.Я понимает уровень интенсивности и остроты межличностного конфликта в группе.

В модуле «Моё отношение» опрашиваемым ученикам предлагается оценить их собственное отношение к каждому из одноклассников. Говоря иначе, им предлагается воссоздать образ конкретного ученика, быстро вспомнить особенности складывающихся с ним отношений и на этой основе дать оценку по шкале от -5 до +5 своего отношения к данному человеку, где: +5 — отношение в высшей степени положительное; -5 — отношение в высшей степени отрицательное.

После заполнения первого модуля опрашиваемому предлагается оценить отношение к нему каждого члена своего коллектива по модулю «Отношение ко мне». При этом задействуются познавательные возможности данного ученика, его способность не только воспринимать различные оттенки отношения к нему другого человека, но и определять их совокупное значение по предлагаемой шкале, где: +5 — отношение в высшей степени положительное; -5 — отношение в высшей степени отрицательное.

В стандартных опросных листах (см. приложение 2) опрашиваемым предлагается ответить на пять вопросов-модулей. Кроме двух рассмотренных выше, это обычно «Качество учебы», «Поведение в школе» и «Нравственные качества».
При заполнении модуля «Качество учебы» опрашиваемому предлагается дать свою оценку каждому школьнику по следующим параметрам.
Указанный и большинство других модулей оценивают качественные характеристики школьников, поэтому опрашиваемому предлагается отвечать по десятибалльной шкале от 0 до +10.

Под напряженностью в межличностном конфликте Анцупов А.Я понимает уровень интенсивности и остроты межличностного конфликта в группе.

С помощью модульного социотеста можно выявить статус каждого члена коллектива. Определив среднее арифметическое значение всех индивидуальных средних оценок, полученных по рассматриваемым модулям, можно вывести «итоговую среднюю оценку» каждого и на ее основе определить абсолютных лидеров и учеников, психологически отвергаемых в классе.

3. Методика изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах (социометрия) автор Дж. Морено.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает испытуемым такую инструкцию: «Напишите на листе под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки.

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Максимально высокий социометрический статус — (+1) человек получает в случае, когда его выбирают все члены группы, а максимально низкий — (–1) тогда, когда все отклоняют его. В реальных группах такие крайности практически не встречаются. Чем ближе показатель статуса к (+1), тем больше оснований считать, что в данной группе этот человек является неофициальным лидером; чем ближе он к (–1), тем выше вероятность, что мы имеем дело с «отверженным».

Вычисляется социометрический статус каждого ученика по формуле: C=M:(N-1). Здесь С - это социометрический статус, М - общее число выборов, где положительные плюсуются, а отрицательные минусуются, N - число испытуемых.

 

Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы IBM SPSS 21.0. Вычислялись:

1. Критерий Колмогорова-Смирнова предназначен для сопоставления двух распределений:

 а) эмпирического с теоретическим, например, равномерным или нормальным;

б) одного эмпирического распределения с другими эмпирическим распределением.

Критерий позволяет найти точку, в которой сумма накопленных расхождений между двумя распределениями является наибольшей, и оценить достоверность этого расхождения.

Описание критерия:

Сопоставление частот по первому разряду, потом по сумме первого и второго разрядов, потом по сумме первого, второго и третьего разрядов и т. д. Таким образом, сопоставляем всякий раз накопленные к данному разряду частоты. Если различия между двумя распределениями существенны, то в какой-то момент разность накопленных частот достигнет критического значения, и мы сможем признать различия статистически достоверными. В формулу критерия включается эта разность. Чем больше змпирическое значение критерия, тем более существенны различия.

Гипотезы:

Н0: Различия между двумя распределениями недостоверны (судя по точке максимального накопленного расхождения между ними).

Н1: Различия между двумя распределениями достоверны (судя по точке максимального накопленного расхождения между ними).

    2.  Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Статистический критерий, относящийся к непараметрическим методам, позволяющий выявить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

d – Разность между рангами по двум переменным;

n – Число сопоставляемых пар.

3. Непараметрический критерий сравнения U-Манна-Уитни. Данный статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Другими словами, критерий применяют для сравнения выраженности показателей в двух несвязанных выборках. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2 ≥ 3 или n1=2, n2 ≥ 5. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений. Формула расчета критерия следующая:

, где Tx - наибольшая сумма рангов, nx - наибольшая из объемов выборок n1 и n2.

Критерий Манна-Уитни позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2002.

Таким образом, выбранные методы математико-статической обработки данных позволяют более качественно представить результаты эмпирического исследования.

2.2. Результаты эмпирического исследования

2.2.1. Качественный анализ результатов эмпирического исследования

После проведения выбранных методик были получены следующие результаты:

Личностный опросник Кеттел-Ясюкова (3-6 класс).********

Модульный социотест Анцупова.*************

Методика изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах (социометрия) автор Дж. Морено.**************

2.2.2 Исследование взаимосвязи личностных характеристик и напряженности в межличностных отношениях учащихся с различным социометрическим статусом.

 

Таблица 1 – Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни учеников с разным социометрическим статусом.

Показатели А E Q3 Анцупов удовл соц.статус
U Манна-Уитни 251,500 317,500 319,500 64,500 72,000 0,000
Асимп. знач. ,003 ,046 ,047 ,000 ,000 ,000

 

Результаты показывают, что учащиеся различаются по уровню социометрического статуса (социометрия), значение критерия Манна-Уитни (U=0,000; р < 0,05).

Учащиеся с низким статусом отличаются от учащихся с высоким статусом по уровню напряженности (U=65,500; р < 0,05).  Учащиеся с низким статусом внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся более общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. Мы считаем, что склонность к высокой напряженности в общении может стать причиной низкого соц. статуса и в дальнейшем сформировать такие психологические особенности как сниженная самооценка, неразвитость коммуникативных навыков, низкий уровень самоконтроля.

Учащиеся с низким статусом отличаются от учащихся с высоким статусом низким уровнем потребности в общении (U = 261,500; р < 0,05). Они хорошо чувствуют себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитают любимые занятия. По нашему мнению, склонность к скрытности, обособленности, излишней строгости, а так же наличие трудностей в установлении межличностного контакта свойственны обладателям низкого соц. статуса в малой группе и в дальнейшем приводят к усилению социальной отчужденности и замкнутости.

Учащиеся с низким статусом отличаются от учащихся с высоким статусом  по уровню независимости, самостоятельности (U = 317,500; р < 0,05). Учащиеся с низким статусом зависимы, уступчивы, несамостоятельны в действиях и принятии решений, часто оказываются ведомым. Проявляют инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора. В то время как учащиеся с высоким статусом готовы сами принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. По нашему мнению, склонность к зависимости в отношениях, ведомость, несамостоятельность в принятии решений свойственны обладателям низкого соц. статуса в малой группе и в дальнейшем приводят к закреплению воспитанной (выученной) беспомощности.

Учащиеся с низким статусом отличаются от учащихся с высоким статусом уровнем волевого самоконтроля (U = 319,500; р < 0,05). Учащиеся с низким статусом не могут направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. В то время как учащиеся с высоким статусом приучены к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеют организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевают все делать вовремя.
По нашему мнению, склонность к низкому самоконтролю, нерациональному планированию и ситуативному поведению могут стать причинами низкого соц. статуса в малой группе и в дальнейшем привести к неуспеваемости в учебе и к неудачам в достижении поставленных целей.

Учащиеся с низким статусом отличаются от учащихся с высоким статусом по показателю коэффициент удовлетворенности (U=72,000; р < 0,05). Если учащийся хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. Учащийся, которого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится

Учащиеся с низким статусом отличаются от учащихся с высоким статусом: высоким уровнем отчужденности в общении (U = 261,500; р < 0,05), высокой подчиненностью (U = 317,500; р < 0,05), и напряженностью в межличностных отношениях (U=65,500; р < 0,05), что подтверждает нашу гипотезу

Результаты корреляционного анализа личностных характеристик и напряженности в межличностных отношениях у учеников с различным социометрическим статусом представлены в таблице 2.

 

 


 

Таблица 2 – Результаты корреляционного анализа

Показатели А E I Q3 Напряж. Удовл.
Напряж. -0,256* 0,011 0,272** 0,007 -0,205* 0,043 0,222* 0,028 - -
Удовл. 0,244* 0,015 - - - -0,541** 0,000 -
соц. статус 0,367** 0,000 -0,287** 0,004 0,240* 0,017 - -0,665** 0,000 0,562** 0,000
высокий. статус - - 0,553** 0,002 - - -
низкий. статус - - 0,385* 0,035 - -0,371* 0,044 -

 

 

Обнаружена обратная взаимосвязь напряженности в межличностных отношениях с потребностью в общении (k = -0,256; р < 0,05), показателем низкий статус(k = -0,371; р < 0,05), эмоциональной чувствительностью (k = -0,205; р < 0,05), удовлетворенностью взаимоотношениями (k = - 0, 456; р < 0,05), социометрическим статусом (k = -0,665; р < 0,05), а так же прямая взаимосвязь с волевым самоконтролем (k = 0,222; р < 0,05) и независимостью (k = 0,272; р < 0,05).

Выявлена прямая взаимосвязь удовлетворенности взаимоотношениями с потребностью в общении (k = 0, 244; р < 0,05).

Обнаружена прямая взаимосвязь показателя социометрический статус и показателей потребность в общении(k = 0,367; р < 0,05), чувственность-твердость(k = 0,240; р < 0,05), и удовлетворенность взаимоотношениями(k = 0,562; р < 0,05). Обратная взаимосвязь с показателем независимость (k = -0,287; р < 0,05).

Выявлена прямая взаимосвязь показателя высокий статус с показателем чувственность-твердость (k = 0,553; р < 0,05).
    Ниже представлен рисунок, отображающий обнаруженные значимые корреляционные связи

Рис. 2.1. Значимые корреляционные связи

Обнаружена обратная взаимосвязь напряженности в межличностных отношениях с потребностью в общении (k = -0,256; р < 0,05). Чем меньше удовлетворяется потребность в общении, тем выше напряженность. Это может быть связано с тем, что общение у подростка выступает одной из главных жизненных потребностей. Одиночество его тяготит. Тяжело переживаются ссоры с друзьями. Для него важно неформальное, индивидуализированное общение.

Обнаружена обратная взаимосвязь напряженности в межличностных отношениях с показателем низкий статус(k = -0,371; р < 0,05) и социометрический статус (k = -0,665; р < 0,05). Чем ниже социометрический статус, тем выше напряженность в межличностных отношениях. Также полученные результаты свидетельствуют, что данная взаимосвязь сильнее у группы с низким социометрическим статусом. Для подростков важно не просто общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способное удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным для каждого школьника. Неумение или невозможность в силу каких-то обстоятельств добиться удовлетворяющего подростка положения приводит к различным нарушениям в учебной деятельности, снижению успеваемости, проявлению недисциплинированности, вплоть до совершения правонарушений. Такое влияние социометрического статуса подростка в классе на его школьную жизнь определяется особенностями личностного развития в этот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенка по отношению к подростковым компаниям.

Обнаружена обратная взаимосвязь напряженности в межличностных отношениях с показателем эмоциональная чувствительность (k = -0,205; р < 0,05). ********************

Обнаружена обратная взаимосвязь напряженности в межличностных отношениях с удовлетворенностью взаимоотношениями (k = - 0, 456; р < 0,05). Чем выше напряженность в межличностных отношениях, тем ниже удовлетворенность взаимоотношениями. Это можно объяснить тем, что напряженность в межличностных отношениях создает неблагоприятный эмоциональный фон, что негативно сказывается на социально-психологическом климате всей группы. Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат, сложившийся в коллективе, оказывает влияние на фоновый уровень конфликтности в нем, на то, как люди переживают напряженные стрессовые ситуации.

Обнаружена прямая взаимосвязь напряженности в межличностных отношениях с волевым самоконтролем (k = 0,222; р < 0,05). Чем выше организованность, тем выше напряженность в межличностных отношениях. Это может быть связано с тем, что учащийся «заорганизован», слишком озабочен, чтобы у него все было в порядке, свою «правильность» выставляет напоказ и стремится, чтобы взрослые его хвалили за это, что в свою очередь мало поощряется его сверстниками. Спонтанность поведения, свойственная детям данного возраста, фактически отсутствует, что может негативно сказываться на отношениях с одноклассниками.

Обнаружена прямая взаимосвязь напряженности в межличностных отношениях с независимостью (k = 0,272; р < 0,05). Чем выше показатели по шкале независимость, тем выше напряженность в межличностных отношениях. По нашему мнению прямая связь напряженности в межличностных отношениях и независимости может быть связана с тем, что независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении любыми способами. Учащийся стремится доминировать над одноклассниками, с ним трудно договориться. Может остаться в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят.

Выявлена прямая взаимосвязь удовлетворенности взаимоотношениями с потребностью в общении (k = 0, 244; р < 0,05). Чем больше удовлетворяется потребность в общении, тем выше удовлетворенность взаимоотношениями. Это может быть связано с тем, что общение у подростков выступает одной из главных жизненных потребностей. Высокая оценка по шкале потребность в общении характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Дети с высокими оценками по Фактору А лучше приспособлены социально и лучше выстраивают межличностные отношения, что сказывается на общем уровне удовлетворенности взаимоотношениями.

Обнаружена прямая взаимосвязь показателя социометрический статус и показателя потребность в общении (k = 0,367; р < 0,05),

Обнаружена прямая взаимосвязь показателя социометрический статус и показателя удовлетворенность взаимоотношениями(k = 0,562; р < 0,05).

Обнаружена обратная взаимосвязь показателя социометрический статус с показателем независимость (k = -0,287; р < 0,05).

Выявлена прямая взаимосвязь показателя высокий статус с показателем чувственность-твердость (k = 0,553; р < 0,05).

 

. Выводы по второй главе

Далее мы провели проверку показателей по личностному опроснику Кеттел-Ясюковой, количественную оценку интенсивности конфликта модульного социотеста Анцупова, и социометрического статуса вычисляемого через методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах (социометрия) автора Дж. Морено на соответствие нормальному закону распределения случайной величины, полученной по эмпирическим данным. Объем группы (n=99) позволяет корректно использовать для этого критерий Колмогорова-Смирнова. Результаты проверки на нормальность распределения представлены в таблице

Количествнный анализ Манна-Уитни показал статистически значимые различия по показателям:

· социометрический статус (социометрия),

· напряженность в м.о. (острота) (МСА),

· A Потребность в общении

· Е Независимость, самостоятельность

· Q3 Волевой самоконтроль

· Коэффициент удовлетворенности

 

 

Результаты проверки на нормальность распределения свидетельствуют о том, что эмпирические данные не согласованы с гипотезой нормальности, так как за нормальное принимается распределение p> 0,05 в связи с чем для корреляционного анализа был выбран непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа личностных характеристик и напряженности в межличностном конфликте у учеников с различным социометрическим статусом представлены в таблице








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: