Договор франчайзинга: общая характеристика. Элементы договора франчайзинга

Понятие договора франчайзинга дано в п. 1 ст. 910 ГК.

По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.

Правовая природа:

1) является разновидностью предпринимательской сделки;

2) является взаимным договором;

3) рассматривается как комплексный договор, включающий в себя элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений простого товарищества;

4) является возмездным;

5) как правило, представляет собой срочную сделку;

6) является консенсуальным.

Согласно п. 3 ст. 910 ГК сторонами договора франчайзинга являются:

1)   правообладатель,

2)   пользователь.

В качестве которых могут выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Правообладатель – это лицо, которому принадлежат те интеллектуальные права, использование которых он разрешает пользователю за вознаграждение. Это должно быть лицо, официально зарегистрированное как предприниматель.

Пользователем является лицо, которое получает возможность использовать исключительные права. Эта сторона договора также должна иметь статус предпринимателя.

Существенные условия:

1) предмет,

2) цена (размер вознаграждения).

Предметом договора франчайзинга является предоставление правообладателем пользователю за вознаграждение комплекса прав (лицензионного комплекса), перечень которых не является исчерпывающим. К ним относятся:

1) лицензия на фирменное наименование;

2) лицензия на товарный знак и знак обслуживания;

3) право использования нераскрытой информации (в том числе секретов производства ноу-хау);

4) право на защищенные патентом изобретения, полезные модели, промышленные образцы (не уступка, а именно лицензия – исключительная или не исключительная);

5) право на объекты авторского права (речь идет только об имущественных правах).

Передача прав на пользование объектами интеллектуальной собственности включает их фактическую и юридическую передачу. Фактическая передача предоставляет собой передачу правообладателем пользователю всей технической и коммерческой документации, а также предоставление в объективированной форме иной информации, необходимой пользователю для осуществления им прав, предоставленных по договору. Юридическая передача прав заключается в оформлении этой передачи в порядке, установленном национальным законодательством.

В п. 2 ст. 910 ГК предусматривается обязанность установления в договоре минимального и (или) максимального объема использования переданных прав.

Вознаграждение по договору франчайзинга может выплачиваться в следующих формах (п. 4 ст. 910):

– фиксированных разовых платежей (паушальный платеж),

– периодических платежей (роялти),

– отчислений от выручки,

– в иной форме, предусмотренной договором.

Форма договора франчайзинга – письменная. Сам договор подлежит регистрации в патентном органе (Национальный центр интеллектуальной собственности) (ст. 910¹).

Несоблюдение требований о государственной регистрации договора франчайзинга влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным (п. 1 ст. 166 ГК).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: