Франчайзинг

Одной из специфических, смешанных форм передачи прав собственности на НМР является договор франчайзинга.

Франчайзинг (Ф) – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнерских отношений. Взаимодействие крупного (корпорация, фирма) и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи.

Предметом договора является обязанность франчайзера передачи франчайза, работающего в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение своих товаров, исключительного права на производство и сбыт товаров под торговой маркой и от имени франчайзера оговоренных товаров и услуг, а также апробированных технологий бизнеса.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме этого, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую франчайзи. Плата, как правило, устанавливается 1-5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих постоянные долгосрочные рекламные проекты.

Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании «Макдональдс» вносят 12%. Например, в США владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долларов в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.

Преимущества франчайзинга:

фирма-франчайзи: - приобретает некоторую гарантию своего существования;

- экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов;

- имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов;

- открывает свое дело с меньшим риском;

фирма-франчайзер: - расширяет сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеет информацию для быстрого реагирования на изменение спроса;

- привлекают дополнительный капитал.

Недостатки: - размер регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продажи может поставить франчайзи в трудное финансовое положение;

- наличие права у франчайзера проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенный в инструкциях партнерской компании, могут сдерживать инициативу и ограничивать возможности маневра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: